История распространения чая в Нилгири

Ещё одна область с которой также тесно связана история индийского чая — это Нилгири. Название Нилгири означает Голубые Горы. Чайные плантации расположены среди эвкалиптовых деревьев и кипарисов, изгибающихся рек и водопадов, на высоте от 30 до 2000 м над уровнем моря. Природа в Голубых Горах отличается щедростью. Чайные плантации протянулись здесь по всем склонам и долинам, в каждом закоулке, способном принести урожай.
2016_09_24_05_001
Среди огромного количества чайной продукции Индии достаточно ярко выделяется сорт чая, получивший название Нилгири. Именно о нём сейчас и пойдет речь.

Нилги́ри («голубые горы») — горный массив в штатах Тамилнад и Керала на юге Индии. Он является частью горной цепи Западные Гхаты, которые расположены на краю плоскогорья Декан. Самой высокой точкой Нилгири является гора Доддабетта, высота которой составляет 2637 м над уровнем моря. Главным населённым пунктом региона является расположенный на высоте 2200 м город Удагамандалам, в котором проживают около 95 тысяч человек.

Климат в Нилгири значительно более прохладный, чем в тропических низовьях южной Индии. Ландшафт состоит из горных лесов и лугов. К животному миру Нилгири относится эндемический нилгирийский тар.

Основными экономическими опорами региона Нилгири являются выращивание чая и туризм. К достопримечательностям относится Горная железная дорога Нилгири, входящая во Всемирное наследие ЮНЕСКО. С 2000 года горы входят во всемирную сеть биосферных резерватов.
2016_09_24_05_002
Горы Нилгири имеют историю, уходящую корнями далеко в прошлое. Не известно, почему их назвали «Голубые горы». Несколько источников ссылаются на то, что название было дано из-за постоянно обволакивающих этот район густых туманов. В тоже время, как другие источники говорят, что это название Горные хребты получили из-за kurunji — цветка, который расцветает раз в двенадцать лет давая склонах синеватый оттенок.

Исторически эти места населяли коренные народы (адиваси) бадага, кота, ирула и тода.

Хотя холмы Нилгири упоминаются в древнеиндийском эпосе на санскрите Рама́яна, автором которого в традиции индуизма принято считать легендарного мудреца Валмики (западные учёные относят труд ко II веку до нашей эры), но они не были познаны европейцами вплоть до 1602 года. Это произошло, когда первый европеец ступил в джунгли. Им оказался португальский священник по имени Феррейри, который поставил перед собой цель исследовать район гор и преуспел в этом. Он наткнулся на сообщества людей, называющих себя «Тоды». Этот священник, кажется, был единственным европейцем, исследовавшим эту область. После этого европейцы в Индии в большей или меньшей степени игнорировали область гор Гаты ещё на протяжении около двухсот лет.

2016_09_24_05_003Глядя на сегодняшние Нилгири трудно представить, какими были эти горы 180 лет назад, когда сюда пришли первые англичане. Ведь издревне индийцы считали Голубые горы священными, здесь, по их мнению была обитель богов и демонов, в которую людям вход запрещен. Но что британцам до религиозных чувств аборигенов, они, «не верят в могущество богов, зато все плохо лежащее всегда должно принадлежать им — по божественному праву». К тому же никогда не мешает расширить свои владения, и заодно поднять свой авторитет на индийской земле.

И только примерно в начале 1800-х годов, англичане начинают безуспешно обследовать эту область. Приблизительно в 1810 году Ост-Индская Компания решила углубиться в джунгли в этом районе. Первым такую попытку совершил англичанин Фрэнсис Бьюкенен, но его экспедиция оказалась неудачной.

Джон Салливан, который был тогда главным офицером по административным делам и доходам (коллектор) индийского района Коямпутту́р (город на юге Индии), который находился к югу от Нилгири, отправил двух инспекторов, чтобы сделать комплексное исследование района.

Они прошли очень далеко, до города Ути, но не смогли исследовать долину полностью. Англичан звали Ключи и Macmohan (их первые имена, кажется, потерялись в анналах истории), но их миссия была очень важна, так как они были первыми англичанами, ступившими на холмы Нилгири. И вскоре местность была иследована полностью.

И вот, в 1818 году англичане отправляются за большой водопад, за которым начинаются Голубые горы. Из-за водопада, по поверию, ещё никто из индийцев не возвращался живым – даже боги не прощают непрошенного вторжения в их владения. Поэтому, естественно, что никто из местных жителей не принялся сопровождать смелых британцев – сколько богатств те не сулили, какой расправой не грозились.

В те времена склоны гор были совсем не такие, как сейчас. Неприступные скалистые подступы, которые были разрушены при строительстве дорог в Нильгири, густые джунгли полные диких животных и змей, вместо чайных плантаций.

2016_09_24_05_004Вышло так, что двое из англичан, потерявшись в лесу после встречи со стадом диких слонов, через 9 дней блужданий по джунглям, голодные и изнемождённые поднялись на гору Додабетта, в районе современного Ути. Здесь они, уже отчаявшиеся найти людей в этих горах, встретили «королей Нильгири», племя тоддов. Тоддам, не было известно понятие воровства, корысти, и уж не говоря о насилии. Поэтому они не причинили вреда изнемождённым странникам, выходили тех, и велели своим помощникам из племени баддагов проводить англичан вниз, в деревню где их ждали друзья. Погибни эти двое британских героев от лап диких животных, или от рук племени злых курумбов, возможно открытие Нилгири было отсрочено, но не намного.

Англичанам, пришедшим сюда вслед за первопроходцами, пришёлся по душе местный климат. Комфортная температура днём, и прохлада ночью, практически полное отсутствие москитов и других надоедливых насекомых – Нильгири оказались поистине райским краем в Южной Индии. Холмы начали застраиваться виллами, дикие леса вырубались и на их месте появлялись чайные и кофейные плантации. Теперь королями Нильгири становились англичане, а племена уходили дальше и дальше. Но Нильгири — совсем небольшие по площади горы, поэтому им приходилось мириться и мирно сожительствовать с претеснявшими их белыми людьми, взявшимися править их горами.

Действительно, корни тоддов, до сих пор неизвестны. По описанию это высокие светлокожие красивые люди. Они не преклонялись никаким богам, но очень чтили огромных буйволов – буффало. Вся жизнь тоддов мужчин была подчинена их буйволам – они пасли стада на лучших горных пастбищах, строили храмы, посвящённые буйволам, и по всем вопросам спрашивали совета этих могучих животных, считая что буйволы знают мир лучше людей. Питались тодды исключительно молоком своих буйволов и дарами леса. Вторым большим племенем, издревне заселявшим Нилгири, были земледельцы — баддаги. Они чтили тоддов выше своих богов, преданно служили им, обращаясь к ним как к высшей силе в случае случавшихся бед. А рядом жило еще одно интересное племя – курумбы. Безобразного вида карлики, жили в гнёздах и норах в лесу, знали повадки животных и птиц. При виде тоддов карлики падали на землю и корчились от ужаса, хотя тодды никогда не использовали никакого оружия и были внешне очень безобидны.

2016_09_24_05_005Такая интересная компания жила в Нилгири во времена вторжения сюда англичан. Сейчас горы не узнать. Широкие долины засажены чайными плантациями, джунгли сохранились только на скалистых вершинах и в обрывистых каньонах. По склонам гор раскиданы сотни небольших деревень, жители которых заняты на чайных и овощных плантациях. Во все деревни проложены отличные дороги и регулярно ходят автобусы. Ярко зелёные горы, широкие долины выглядят очень живописно, их сравнивают со Швецарией. Пожалуй, Нилгири даже живописнее предгорий Гималаев, но все же чересчур окультурены и густозаселены.

Но не подумайте, что основные жители гор – племена. Здесь живут индийцы. Племена по прежнему живут своими колониями, считаются людьми «вне касты» и практически не смешиваются с другими народностями. Но они являются меньшинством в Нилгири.

Официальными же первопроходцами однако считаются J.C. Whish, N.W. Kindersley и Mohammed Rifash Obaidullah, которые работали на государственной службе в Мадрасе. Они осуществили путешествие в 1819 году и сообщили по возвращению, что обнаружили «существование плато, обладающего европейским климатом». Путешественики привезли с собой рассказы в неизведанных землях, поцелованных прохладными ветрами с изобилием прекрасной дикой природы.
2016_09_24_05_006
Через год, Ост-Индская Компания попросила Джона Салливана, чтобы он узнал правду за «сказки, касающиеся Голубых гор».

Салливан, тоже был очарован окружающей природой и климатом, когда он достиг Доддабетта, к северу от Котагери, где он разбил лагерь. «Это лучшее место, которое я видел когда-либо» — написал он сэру Томасу Манро, который позже стал губернатором Мадраса.»Оно напоминает, я полагаю, Швейцарию больше, чем любой другой регион Европы …»

Джон Салливан решил построить себе каменный дом в Ути в 1823 году. Его примеру последовало несколько других европейцев. Позже, когда герцог Бэкингем был губернатором Мадраса он начал практику перемещения на лето резиденции правительства в горную область.

Всё началось с врача, асистента хирурга Ост-Индской Крмпании Кристи, который заметил, что местный сорт Camellia произростает в больших количествах вблизи горной станции Кунур(Кунур расположен на высоте 1850 м над уровнем моря, и является второй по величине горной станцией в горах Нилгири после Ути). Цветок и листья Camellia были похожи на чай. Кристи сообразил, что в этих горах можно также выращивать чай, который был был ценным продуктом в торговле Англии с Китаем.

2016_09_24_05_007Доктор Кристи заказал чайные семена из Калькутты. Но до их прибытия он умер. Поэтому, когда семена наконец-то прибыли в Кунур, их распределилии другим плантаторам.Семена чая в Индостан продолжали завозить из Китая.

Ост-Индская Компания продолжала искать пути и регионы наиболее подходящие для выращивания чая в Индостане. И в 1835 году, очередная партия семян были распределены среди плантаторов в Кодагу, Майсур и частично в Мадрас.

В Нилгири, они были высажены в экспериментальной ферме около деревни Кэтти. Но этот эксперимент не удался, так как семена были высажены не правильно. Вскоре этот эксперимент был прекращён и ферма перешла в собственность губернатора Пудучерри.

Французский ботаник Жорж Самюэль Перротте, сопровождающий губернатора обнаружил, что растения были полностью засыпаны слоем почвы. Он пересадил рассаду и 1838 они выросли на целых четыре фута и распустили листья.Чайные саженцы экспериментально выращивали также на горном склоне Биликал рядом с городом Канакапур и к 1840 году чайные саженцы из Кетти и Биликал были обработаны и отправлены в Мадрас, где энтузиасты продолжили их выхаживать.

2016_09_24_05_008Несколько лет спустя один господинн Манн закупил чайные семена высокого качества из Китая и высадил их на чайной плантации в районе Кунур. В 1856 году чай произведённый из этих растений получил положительные отзывы в Лондоне. Манн однако, очень разочаровался, поскольку правительство не выделило ему больше земли в джунглях для выращивания чая.

Примерно в это же время(1859 год), Денис Дейли высадил чайные семена рядом с деревней Шолер, тем самым создав плантацию Dunsandle-одну из самых старых и известных плантаций на юге Индостана. Чай был также высажен на плантации Thaishola.

Тогдашний губернатор Мадраса, сэр Уильям Денисон привёз некоторое количество китайских производителей чая из северо-западной провинции Китая, в попытке обеспечить некоторое техническое ноу-хау в молодой отрасли производства чая.

В 1869 году Гленморган стал первым, кто основал производство в Южной Индии зелёного чая.

И уже к 1869 году, около 300 акров джунглей были засажены чаем в Нилгири и не менее 18 производителей чая и плантаторов стали известными выставив свою продукцию на ежегодной сельскохозяйственной ярмарке в Ути.

Джеймс Уилкинсон Брикс, первый комиссар Ути был настолько впечатлён этими результатами, что он отправил эти образцы в Англию, где они были оценены как очень хорошие в Минсинг Лейн — Центре в мире чая и торговле пряностями. Кстати, Минсинг Лейн был также центром английской торговли опиумом.
2016_09_24_05_009
Плантация Thaishola

На чай произведённый в Нилгири в настоящее время приходится около 92 млн. кг в год, что составляет около 10 % от общего производства чая в Индии. При поддержке Чайного Совета Индии был создан Afull — Hedged — учебный центр, который проводит регулярные учебные курсы для крупных и мелких производителей, с учётом современных аспектов растениеводства и производства чая.
2016_09_24_05_010
Источник: http://5oclocktea.com.ua


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.