Мастера керамики — семья Эйраку

Термин «Сэнкэ-дзюссёку» в силу своей специфичности большинству носителей японского языка мало о чем говорит; можно сказать, что простому японскому обывателю он практически не известен. Это сугубо профессиональный термин такой сравнительно узкой области японской традиционной культуры, как «чайная церемония»; говоря более конкретно, — той части традиционных чайных школ, которые относятся к династии Сэн.
2016_09_02_01_001
Жемчужина коллекции. Премиум антикварное блюдце легендарного Дзэнгоро Эйраку XII (Вадзэн, 1823-1896). Печать мастера стоит на дне блюдца

Дословно этот термин переводится как «десять ремёсел, (связанных с) домом Сэн». Им обозначают десять наиболее известных династий потомственных мастеров, работающих в разных областях прикладного искусства, таких как лаковая миниатюра, шитьё, керамика, литьё, чеканка и т.д. Предметы, изготавливавшиеся ими, издавна чрезвычайно высоко ценились среди чайных мастеров, начиная с XVI века, и продолжают высоко цениться в наши дни. Представители всех десяти династий были тесно связаны с домом Сэн, став, по существу, «придворными» мастерами в той или иной области.

Как известно, институт «династии Сэн» не ограничен рамками одного рода. Это десятки школ, которые являются последователями единой чайной традиции, заложенной патриархом Чая Великим мастером в первом поколении Сэн-но-Рикю. В основе сегодняшних школ линии Сэн лежит особая система — институт Оиэмото, — где по традиции главой школы является прямой потомок Сэн-но-Рикю, её опора и лидер, который носит имя «Главы Дома» — (яп. Оиэмото — «Великий мастер»). Это имя передаётся по наследству от отца к сыну, и за всё время существования дома Сэн эти линии не прерывались. Сейчас три наиболее крупные и влиятельные в Японии школы линии Сэн возглавляют соответственно три Оиэмото:

  • 1. в школе Омотэ-сэнкэ — Великий мастер Сэн Соса XIV
  • 2. в школе Ура-сэнкэ — Великий мастер Сэн Сосицу XVI
  • 3. в школе Мусякодзи-сэнкэ — Великий мастер Сэн Сосю X

Многие основатели династий потомственных мастеров «Сэнкэ-дзюссёку» также жили во времена Рикю, были лично с ним знакомы и уже тогда связали свою судьбу с домом Сэн, выполняя на заказ изделия из металла, керамики, производя работы по лаку и т.д. Ныне живущие мастера продолжают традиции своих предков. Интересно, что по аналогии с миром Чая, в среде профессиональных мастеров прикладного искусства также прижился термин Оиэмото — «глава школы». Теперь каждую из десяти династий возглавляет свой Оиэмото в одиннадцатом — шестнадцатом поколениях. Работы нынешних потомственных мастеров чайной утвари удовлетворяют высочайшим требованиям, которые предъявляют к ней главы трёх школ дома Сэн. Эти работы отличает идеальный художественный вкус, безупречное качество, изысканность и красота отделки.
2016_09_02_01_002
Перечислим имена ныне живущих глав десяти династий потомственных мастеров с указанием их профессиональной сферы деятельности.

  • 1. Керамика (чашки, подставки «футаоки») — Раку Китидзаэмон XV
  • 2. Лаковые изделия — Накамура Сотэцу XII
  • 3. Шитьё — Цутида Юко XII
  • 4. Работы по металлу (чеканка, литьё) — Накагава Дзёэки XI
  • 5. Литьё котлов — Оониси Сэйэмон XV
  • 6. Керамические очаги «до-буро» и наборы «кайгу» — Эйраку Дзэнгоро XVI
  • 7. Бумага — Окумура Китибээ XI
  • 8. Работы по дереву — Комадзава Рисай XIV
  • 9. Лаковые изделия из папье-маше (техника «икканбари») — Хики Иккан XV
  • 10. Бамбуковые изделия — Курода Сёгэн XII

Наиболее старинными считаются династии Раку, Эйраку, Хики, Накагава. Есть данные, что основатели именно этих родов жили во времена Рикю, общались с ним и лично принимали от него заказы на изготовление отдельных предметов чайной утвари.

Мастера керамики — семья Эйраку
Семья Эйраку первоначально занималась декоративной, а не чайной керамикой. Во времена знакомства с Рикю представители этой династии носили фамилию Нисимура. Разглядев незаурядный талант Нисимура и почувствовав, что тот может воплотить его идеи в керамике, Рикю просит изготовить для него «кайгу» — набор чайной утвари для церемонии высшего типа «дайсу», включавший в себя чашу для слива воды «кэнсуй», подставку для черпачка «сяку-татэ» и сосуд для холодной воды «мидзусаси». До Рикю все эти предметы не изготавливались из керамики и не собирались в один набор, а представляли собой бронзовые изделия старинных китайских мастеров — предметы «карамоно». Параллельно с этим существовали керамические, а не металлические чаши и сосуды «мидзусаси», однако они встречались не в виде набора, а в разрозненном виде и никогда не использовались в наборах «кайгу» для процедур высшего типа «дайсу».

Вплоть до 11 поколения семья Нисимура, находясь под патронатом семьи Сэн, специализировалась на изготовлении яркого типа керамики в виде нарядных наборов «кайгу», а затем, начиная с 11 поколения, приступает к изготовлению керамических очагов «до-буро», копируя существующие в то время бронзовые очаги «фуро», сделанные по старинным китайским образцам. Впоследствии представителям семьи Нисимура была торжественно предложена фамилия Эйраку, что значит «вечная радость», тем самым были отмечены заслуги мастеров этой династии пред домом Сэн.
2016_09_02_01_003
Один из стилей и разнообразных техник фарфора Кутани был разработан и назван в честь династии Эйраку.

Художественный стиль Эйраку приобрел известность, когда мастер в 12-ом поколении Эйраку Вадзэн (1823-1896) прибыл из Киото, в Кутани чтобы управлять печью Миямотоя, где существовал до этого стиль Иидая и которая с приездом мастера была переименована в Кутанихон.

Кинрандэ — название техники росписи золотыми арабесками по цветному фону, известного с 16 века и пришедшего в Японию из Китая. Эйраку Вадзэн использует золотую роспись по красному фону изделий.

Однако, красно-золотой не единственный тип фарфора, который создает мастер. Необходимо упомянуть, что отец Вадзэна — Дзэнгоро Ходзэн (1795-1854) 11-ый освоил секрет китайского фарфора династии Мин, и на ряду с кинрандэ превосходно владел техниками сомэцукэ (бело-голубой фарфор), селадон и др. Эти техники, как фамильное достояние и перенял Эйраку Вадзэн.

И, так как коллекция Дома пополнилась сокровищами 12-ого главы семьи Эйраку, расскажем о нем отдельно.
2016_09_02_01_004
Дзэнгоро Эйраку XII (Вадзэн, 1823-1896) был одним из самых влиятельных керамистов своего времени, который подготовил почву для возрождения и модернизации Кё-яки.

Настоящее имя мастера — Сэнтаро, однако чаще упоминается под именем Дзэнгоро, а после 1865 года он получил имя Вадзэн.

Обучался под руководством своего отца, великого Дзэнгоро Ходзэна XI (1795-1854), который был соотечественником таких легендарных мастеров как Ниннами Дохати и Aoки Мокубэй, и по праву считается одним из самых знаменитых гончаров позднего Эдо. И был первым Дзэнгоро, получившим фамильное имя Эйраку.

Дзэнгоро Вадзэн XII родился в 1823 году. Он рано получил бразды правления семейным бизнесом, в 1843 году, и руководил ежедневной работой печи в то время, как его отец пытался усовершенствовать изделия из фарфора в Киото. Отец умер в 1854 году, и на следующий год Дзэнгоро XII получил имя Эйраку.

Вадзэн был великолепным художником и мастером каллиграфии, но из-за финансовых проблем, которые остались от отца, потратившего все средства на поиски и усовершенствования техник изготовления фарфора, ему приходилось принимать предложения по работе в разных областях керамики. Так, с 1852 по 1865 год семья работала в печи при храме Нинна-дзи.
2016_09_02_01_005
В 1860 году Маэда Тосика 14-й Лорд Дайсё-дзи основал компанию Буссан (物産 役 所) своего рода торгово-промышленную палату, в целях расширения местного бизнеса. В то же время он купил печь Миямото, которая была закрыта несколько лет назад и переименовал ее в Кутанихон.

Но, так как результат был не очень хорошим, в 1862 году лорд Маэда решил пригласить из Киото для управления печью Эйраку Вадзэна XII.

В 1866 году Вадзэн со своим сводным братом Нисимурой Содзабуро прибыли в село Ямасиро для оживления фарфорового производства в этой области, и именно здесь от создал большинство своих классических изделий, которые ценятся по сей день.

За то время, когда Вадзэн работал вдали от печи семьи, двое рабочих, которые были обучены его отцом, разделил титул 13-го Главы Эйраку в Киото, однако Вадзэн пережил из на десять лет.

Вадзэн был очень активен в печах в Эттудани (越 中 谷), теперь Ямасиро. Он создал там много керамических изделий, работая также в печи своего ученика Манки в печи Кисаки. Он также работал и в печи Мацуяма непосредственно перед возвращением в Киото. Он обучал и легендарного Окура Дзюраку.

Он вернулся в Киото в 1870 году, установил печь в Микава в 1870-х годах, чтобы производить больше бытовой посуды.
С 1882 г. и до самой смерти он работал в большой печи на Восточных холмах Киото. Умер 12й Патриарх Эйраку в возрасте 73 лет в 1896 году.
2016_09_02_01_006
2016_09_02_01_007
2016_09_02_01_008
Подготовлено: Домом Живого Чая (https://vk.com/teahouse_nsk)
Использован материал: Кудряшова А.В. Династии традиционных японских мастеров «околочайного» социума


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.