Разновидности чайного действа «Тядзи»

За всю многовековую историю в искусстве Тяною (chanoyu, 茶の湯) было выработано, устоялось и обрело канонические формы семь типов полного чайного действа «Тядзи». Все они базируются на одном и том же наборе основных действий, но различаются по времени и мотивации проведения.
2016_04_25_02_001
Сёго но тядзи — «чайное действо в полдень»
Эталонным считается чайное действо, устраиваемое в середине дня — «сёго но тядзи». Оно представляет собой долгое по продолжительности (около четырёх с половиной часов) и сложное по ритуалу мероприятие, состоящее из следующих этапов:

  1. подача лёгкой закуски — «кайсэки»,
  2. первое положение углей в очаг — «сёдзуми»,
  3. перерыв с выходом в сад — «накадати»,
  4. питие «густого чая» — «койтя»,
  5. второе положение углей в очаг — «годзуми»,
  6. питие «лёгкого чая» — «усутя».

Тядзи этого типа считается наиболее полным и формальным, со строгим соблюдением необходимого ритуала, и похоже на торжественный или официальный приём. Именно этот тип чайного действа изучается в качестве эталонного в различных школах чая. Нередко «чайное действо в полдень» имеет конкретную тематику, например, осложнено осмотром того или иного особо ценного предмета утвари, или проводится в честь особо почитаемого гостя. Случаи эти и соответствующие им особенности проводимого чаепития чётко определены и канонизированы.

Акацуки но тядзи — «чайное действо на рассвете»
Как правило, данное действо на рассвете проводится в феврале и в марте, то есть в холодное время года. В конце предшествующего чаепитию дня, когда уже наступают сумерки, хозяин обильно сбрызгивает водой сад и «родзи» (тропинку из камней), по которой будут проходить гости. В светильниках, выставленных в саду, меняются фитили, в них доливают масло и зажигают, однако, затем, в середине ночи гасят. Зажигают их снова в четыре часа утра, так что приходящие в 4 — 4.30 гости могут в полной мере насладиться видом сада и чайного домика на рассвете, когда небо начинает светлеть, но светильники ещё не погашены.

Самой церемонии предшествует «ранний (или предварительный) чай» — (яп. «дзэн-тя»), к которому подаётся сладкий фасолевый суп с рисовыми лепёшками. После перерыва действо продолжается по стандартным правилам: угощение «кайсэки», во время которого хозяин открывает створку окна в крыше чайного домика и гасит светильники; затем устраивается перерыв «накадати», после него гости пьют «густой чай» — «койтя», затем следует второе положение углей в очаг — «годзуми» и питие «лёгкого чая» — «усутя».

Аса но тядзи — «чайное действо утром»
Утренние чаепития устраиваются летом и ранней осенью (с середины июля до середины октября). Главная задача хозяина — дать гостям возможность насладиться прохладой в первые утренние часы, до наступления жары. Это и определяет характер всего чаепития.

Гости приходят рано утром — в 6-6.30. Церемония проводится в том же порядке, что и в каноническом варианте, однако сокращается второе положение углей в очаг. Хозяин спрашивает гостей, не возражают ли они, если он приготовит «лёгкий чай» сразу же после того, как будет сполоснута чашка, из которой пили «густой чай». Это позволяет сократить время и даёт гостям возможность насладиться уходящей прохладой в преддверии наступающей жары.

Кроме того, существует целый ряд особенностей, связанных со специфическим характером данного типа чайного действа. Например, в угощения, подаваемые перед «густым чаем», не входит рыба; вместо одного-двух предлагается пять видов солений; рис подаётся не в три приёма (как обычно), а сразу и часто в виде жидкой каши «о-каю»; вся посуда обильно сбрызгивается водой. На открытое окно и двери вешаются специальные бамбуковые шторы, которые предварительно погружаются в воду. Стекающие капли переливаются под лучами солнца, создают ощущение прохлады и свежести в чайной комнате.
2016_04_25_02_003
Ёбанаси но тядзи — «чайное действо ночью»
Чаепития такого рода устраиваются в холодное время года (с середины ноября до середины февраля), когда в чайной комнате открыт очаг ро, встроенный в пол. Чаепитие начинается обычно в шесть часов вечера, когда уже темнеет (поэтому оно и называется «чайным действом ночью», то есть в темноте). Вечернее время и холод накладывают отпечаток на ритуал приёма гостей.

В саду на тропинке «розди» зажигаются светильники; встреча хозяина с гостями происходит в саду, все участники предстоящего чайного действа держат в руках свечи. Здесь же происходит и церемония обмена свечами между хозяином и первым гостем. В самой чайной комнате ниша-токонома может оставаться пустой. Иногда в неё вешается свиток с изречением или стихотворением, которое обычно читают, освещая свиток свечой, которая стоит тут же, на полу ниши. Около очага ро также ставится масляная лампа.

В начале хозяин готовит для гостей большую чашку «лёгкого чая» — «усутя», которая передаётся по кругу. Перед выносом угощения «кайсэки» между подносами устанавливаются зажжённые свечи в подсвечниках. Во время перерыва «накадати» гости согревают себя, поднося руки к специальной переносной жаровне «тэабури». «Густой» и «лёгкий чай» готовятся и подносятся гостям без перерыва, то есть опускается церемония второго положения угля. По окончании чаепития хозяин докладывает в очаг небольшое количество угля, показывая, что ему будет приятно, если гости ещё немного задержатся.

Необходимым условием проведения «чайного действа ночью» считается высокое мастерство хозяина и наличие определённого опыта участия в такого рода чаепитиях у приглашаемых гостей.

Атоми но тядзи — «чайное действо для тех, кто пришёл после основного тядзи»
Такое чаепитие устраивается для тех лиц, которые не смогли по уважительным причинам принять участие в утренней или дневной церемониях, но всё-таки пришли осмотреть чайную утварь, то есть, организуется как бы в дополнение к основному чайному действу. Поэтому после ухода гостей основного тядзи хозяин не убирает из ниши-токонома цветы, а оставляет их на месте, лишь слегка сбрызгивая водой. Водой поливается также тропинка в саду, меняется вода в емкости для омовения рук «тёдзубати». Чаепитие происходит в такой последовательности: «густой чай» — добавление углей в очаг — угощение сладостями — питие «лёгкого чая».

Чаепитие данного типа проводится в достаточно быстром темпе из-за ограниченности времени, которым располагают гости.

Риндзи но тядзи — «чайное действо вне определённого времени»
Чаепитие такого рода организуется спонтанно, без предварительного приглашения заранее выбранных гостей. Намерение устроить чаепитие возникает во время встречи друзей или коллег. Это даёт возможность сравнительно свободно распределить роли при подготовке и проведении чаепития: один его участник готовит угощение; другой занимается подбором и установкой цветов в нише-токонома, третий выбирает утварь и т.д. В таких случаях все гости должны хорошо знать правила организации чайного действа. Порядок проведения тядзи такого типа следующий: первое положение углей в очаг — поднесение сладостей — перерыв с выходом в сад — «накадати» — питие «густого чая» — поднесение закусок-«кайсэки» — питие «лёгкого чая».

Ханго но тядзи — «чайное действо после еды»
Этот тип чайного действа также носит название «чайное действо со сладостями» («каси но тядзи»). Оно может быть устроено после еды в любое время года с использованием как очага-фуро, так и очага-ро. Гостям подаётся светлый бульон «нимоно», сакэ, лёгкие закуски и несколько видов сладостей, а после перерыва «накадати» готовится «густой чай» и «лёгкий чай». Церемония второго положения угля опускается. Чаепитие данного типа может проводиться в несколько отличном от канонического порядке: первое положение углей — угощение сладостями — перерыв «накадати» — «густой чай» — бульон «нимоно» — сакэ и блюда на подносе «хассун» — второе положение угля — «лёгкий чай».

Помимо описанных основных типов чайного действа, имеющих статус канонических, существует ещё определённое количество чаепитий с неканоническим ритуалом, имеющих свои специфические черты. Это чаепития, посвящённые любованию цветами, луной или снегом; чаепитие по случаю открывания ёмкости с чайным листом нового урожая; чаепитие, сопровождаемое воскуриванием особо редких благовоний; чаепитие, посвящённое какому-нибудь событию — радостному (рождение ребёнка) или скорбному (поминовение усопшего) и т.д.

Безусловно, настоящий чайный мастер должен обладать большой творческой свободой в сочетании с опытом при модификации правил проведения чаепитий. Тем не менее, необходимо помнить, что все эти модификации базируются на семи основополагающих типах полного чайного действа, а по существу на правилах эталонного «чайного действа в полдень».
2016_04_25_02_002
Источник: http://www.chanoyu.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.