Особая обжиговая камера ути-гама

В гончарных мастерских династии Раку — пожалуй, единственных в мире — остались обжиговые печи, которые были установлены в них с самого начала. Сохранившаяся с древнейших времен печная система свидетельствует о том, что технология изготовления керамики раку на протяжении более 400 лет почти не менялась. Глиняный потолок, венчающий грубые, дочерна закопченные стены, окаймляет новая, сияющая чистотой веревка симэнава, напоминая о том, что здесь — священная территория.
2016_04_17_01_001
Черным блеском поблескивают обкатанные камни печи, которая служит уже долгие годы, периодически реставрируясь. В гончарной мастерской семьи Раку, расположенной в Киото на улице Абуракодзи, неподалеку от Первой линии, на земляном полу стоят три печи. Торжественную тишину мастерской нарушает лишь неистово пляшущее в топке пламя, да взлетающие к потолку искры. Все три печи отличаются и по размерам, и по внутреннему устройству, каждая используется для определенной цели.

Печь для обжига черной керамики
В центре мастерской располагается печь для обжига черной керамики. Обычно она используется для изготовления черных чайных чашек. Топливом служит уголь лучшего качества бинтёдзуми, отличающийся особенной твердостью и обеспечивающий длительность горения. В центральную часть печи вмонтирована еще одна маленькая камера, которая выполняет функцию защитной капсулы, — ути-гама. Туда помещается всего одна чашка. Эту внутреннюю камеру со всех сторон окружает уголь бинтёдзуми. При помощи мехов, прикрепленных к задней стенке печи, внутрь нагнетается воздух, который раздувает огонь и поддерживает горение. Печь для черной керамики раку позволяет производить высокотемпературный (до 1200 градусов) обжиг именно благодаря силе воздушной струи, вдуваемой в печь мехами. В настоящее время в мастерской по-прежнему используются деревянные мехи длиной более 130 см, раздуваемые вручную.

Особенностью этой печи является также то, что изделия в ней обжигают поочередно, одно за другим. После обжига чашку, еще ярко-красную, в полурасплавленном состоянии вынимают наружу и быстро охлаждают. При этом ее никогда не опускают в воду и не подвергают «копчению» в плотно закрытой емкости, наполненной опилками, как это принято в западном варианте керамики раку.

Обжиг черной керамики обычно начинается в полночь и продолжается до вечера следующего дня. В процессе обычно участвует более десяти помощников — в их семьях мастерство тоже передается от поколения к поколению, то есть по наследству. Как правило, это не гончары, а люди, издавна связанные с кланом Раку: здесь и плотники, принадлежащие к известному роду строителей чайных домиков (род является самым древним в Киото и ведет свое начало с эпохи Эдо; дед нынешнего главы дома участвовал в переносе чайного домика «Дзёан», имеющего статус национального культурного достояния, с территории киотского храма Сёдэнъинь в токийскую резиденцию семейства Мицуи), и садовники, и мастера-инкрустаторы, и владельцы угольной лавки, которые поставляют уголь бинтёдзуми. Все эти семьи в течении многих поколений помогают гончарам дома Раку при обжиге. Помощники собираются в мастерской в полночь, ведут борьбу с неистовым пламенем, разделяют с мастером и родовые муки, и радость появления на свет нового произведения.

Взвивающееся вверх пламя, хлопки огня в топке, напоминающие взрывы петард, гудение мехов, взлетающие до глиняного потолка и падающие вниз искры…и вот наконец раскаленная печь производит на свет чашку. Глазурь, приготовленная из камня камогава-иси, бурлит и клокочет как лава, потом расплавляется и, посверкивая белым блеском, ждет момента, когда чашка появится из печи. все это похоже на мистическое действо — сродни созданию Вселенной.

Раку Китидзаэмон
Источник: https://vk.com/teahouse_nsk


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.