Чашки-раку

Чайная чашка создается в результате двух разных по своему характеру процессов: ручной лепки, основанной на спонтанных движениях рук, и обточки шпателем, то есть действия в высшей степени сознательного. Это тесно связано с самой сутью чайной чашки-раку.
2016_04_26_04_001
Чёрный Раку тяван знаменитейшего Сасаки Сёраку III 1980/90х.

При изготовлении чайной чашки мастер прибегает к диаметрально противоположным по своим художественным целям техническим приемам. Философская установка, предполагающая достижение гармонического единства спонтанного и обдуманного, имеет много общего с эстетикой чайного действа ваби-тя. Если проанализировать стили разных по времени мастеров раку с этой точки зрения, то станет ясно — стиль каждого из них определяется тем, какой из двух элементов гончар выдвигает на первый план.

У одних доминирует возникающая при ручной лепке спонтанность формы, сохраняющая случайные движения рук, у других превалирует сознательное стремление к созданию художественного образа. Тёдзиро и 5-й патриарх династии Раку Соню предпочитали сохранять форму, полученную в результате ручной лепки, в то время как 3-й патриарх Доню, 6-й патриарх Саню, 9-й патриарх Рёню, 14-й патриарх Какуню и некоторые другие стремились выразить в изделиях свою индивидуальность, разнообразя их форму при помощи шпателя.

Привлекательность чайный чашек-раку в немалой степени заключается в их непохожести: разделение процесса изготовления изделия на две диаметрально противоположные по своим художественным целям стадии приводит к тому, что каждая чашка невольно отражает образ мыслей автора и особенности его творческого метода.

Интересно, что когда Тёдзиро вручную лепил свои чайные чашки-раку, керамические изделия в Японии формовались уже в основном на гончарном круге. Почему же Рикю не заказывал отвечающие его идеалам чашки мастерам, которые использовали общепринятую технику? Ведь наверняка он мог дать соответствующие указания мастерам сэто, и они бы сделали для него чашки на гончарном круге. Зачем изготовление чашек было поручено Тёдзиро, который лепил их вручную, то есть применял совершенно особый способ формовки, который в то время уже не имел никакого распространения и был явным анахронизмом?

Вероятно, Рикю очень привлекала технология ручной лепки, которую использовал Тёдзиро.А может, он считал, что для чаепития ваби-тя наиболее подходящими являлись именно чашки, вылепленные вручную, которые словно сохраняли форму руки и вызывали ощущение мягкости и теплоты. Ведь формованное вручную изделие значительно отличается от созданного при помощи гончарного круга.

Достаточно посмотреть хотя бы на чашку-идо. При вращении на гончарном круге форма создается в результате центробежного движения от центра к периферии, а при ручной лепке — в результате центростремительного, то есть направленного вовнутрь.Глина как бы постепенно обволакивает внутреннее пространство изделия.

И наверное, только такя форма, по мнению Рикю, оптимальным образом соответствовала смыслу и назначению чайной церемонии.
К тому же вылепленную чашку подвергали обтачиванию шпателем, то есть обдуманному действию. В результате двух диаметрально противоположных по своему существу действий рождалась чайная чашка. И в ней запечатлевался противоречивый и сложный мир человеческой души, со всеми возникающими в глубинах сознания конфликтами между неумышленным и умышленным, спонтанным и обдуманным, бессознательным и сознательным, случайным и неизбежным.

Считается, что Рикю был приверженцем философии дзэн. Наверняка подобные душевные движения, связанные со стремлением подняться над антагонизмом «дисгармония-гармония», соответствуют и принципам дзэн. Цилиндрическая форма и особенно чуть загнутый внутрь верхний край создают ощущение пространства, обладающего удивительной внутренней насыщенностью.

Заглянув в чашку, остро ощущаешь ее глубину, перед тобой открывается пространство, неподвластное количественному измерению (то есть не имеющее ни размеров, ни формы), представляющее собой Вселенную души. Эта открывающаяся при взгляде внутрь чашки бесконечная Вселенная, словно Вселенная на ладони, а где-то далеко, в глубине, на самом дне, — невозмутимое спокойствие зеленого чая.

В чашке-раку заключен бездонный мир души, именно это и отличает ее от корейских и других чашек, сформованных на гончарном круге.
Для духа ваби также характерна направленность сознания вовнутрь. Возможно, насыщенное содержанием, расширяющееся при взгляде вовнутрь пространство вылепленных вручную чашек Тёдзиро полностью совпадало с идейным, философским пространством, характерным для ваби Рикю.

По поводу того, откуда возникла типичная для чашки-раку форма с загнутым внутрь верхним краем, имеются разные теории. Чаще всего главным предметом обсуждения становится вопрос о сходстве форм известной корейской чайной чашки-мисимы, известной под названием «бочонок-мисима» (мисима-окэ) (из собрания Музея искусств Токугава) и желтой чашки-сэто с печатью Рикю.

Но на основании собственного опыта изготовления керамики раку у меня сложилось достаточно четкое ощущение, что не стоит сосредотачиваться на поисках чисто внешнего сходства. Типичная для чашки-раку форма связана, в первую очередь, с ручной формовкой. И в загнутом внутрь верхнем крае, и в округлости тулова запечатлелась форма рук, которыми гончар лепит глину.

Не потому ли Рикю обратил внимание именно на вылепленные вручную чаши Тёдзиро?
2016_03_18_05_001
2016_03_18_05_002
2016_03_18_05_003
2016_03_18_05_004
2016_03_18_05_005
2016_03_18_05_006
2016_03_18_05_007
2016_03_18_05_008

Раку Китидзаэмон
Источник: https://vk.com/teahouse_nsk


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.