«Первого сбора с лучших плантаций»: чайная плитка столетней выдержки

В 1969 году мальчишки разбирали печь в одном из домов на улице Дзержинского. Из топки они выудили уцелевший предмет прямоугольной формы с изящным тиснением: «Рекомендуется почтеннейшей публике под маркой чай превосходного качества, первого сбора с лучших плантаций». Полукилограммовый артефакт ребята отнесли в краеведческий музей. Сейчас найденная ими и чудом сохранившаяся чайная плитка конца 19-го века — центральный экспонат выставки «Великий чайный путь».
2016_02_16_02_004
«История одной вещи» — совместный проект с Томским краеведческим музеем.

«Чай был самый ходовым товаром того времени, — рассказывает Евгения Гоппе, старший научный сотрудник культурно-образовательного отдела. — Чай составлял 85 процентов всех грузов, которые купцы в 19 веке перевозили по Большому Сибирскому тракту. Байховый листовой, кирпичный, плиточный — его покупали в Китае и продавали на сибирских ярмарках. Если, конечно, довозили в целости и сохранности до места назначения».
2016_02_16_02_002
2016_02_16_02_001
2016_02_16_02_003
Дело в том, что благодаря Сибирскому тракту зарабатывали на жизнь не только купцы и извозчики, которые между Томском и Иркутском переправляли до 100 тысяч подвод ежегодно, но и разбойники, которые эти подводы периодически грабили. Излюбленным объектом воровства были тюки (цибики) с чаем: разбойники или уводили нагруженные ими сани целиком, или, гораздо чаще, срезали цибики с подводы — за что и получили прозвище «чаерезы».
2016_02_16_02_005
Иногда жульничали и свои: сопровождающие в сговоре с возчиками шли на прямое хищение драгоценного груза. Убытки взыскивались через суд. Вот фрагмент судебной хроники 1884 года: «…мариинский мещанин Кондратий Кутумов должен был привезти из Иркутска в Томск 210 мест байхового чая, а привез185, причем некоторые из них были забиты мусором, землей и кирпичами. Владелец чая Ф.Х. Пушников предъявил в Томский губернский суд иск на возмещение убытков в 3350 руб»
2016_02_16_02_006
Выгоднее перевозить чай (да и другие товары) было зимой. Зимний путь был легче и быстрее, потому транспортировка обходилась раза в 3-4 дешевле, чем в другие времена года.
2016_02_16_02_007
Зимний обоз с чаем. Лист из «Художественно-этнографических рисунков» П.М.Кошарова 1890 г. ОРКП НБ ТГУ

Судя по надписи на найденной в Томске плитке, она была сделана в китайском городе Ханькоу компанией «Лао Чжи». В 70-80-е гг 19 века, после Второй Опиумной войны, на территории Китая были разрешены иностранные концессии. Так что чай в Ханькоу производили и русские, и англичане, и французы. Правда, названия своим фабрикам они часто давали китайские.
2016_02_16_02_008
Сведений о российской компании под названием «Лао Чжи» сотрудникам музея отыскать не удалось. Так что на данный момент они склоняются к мнению, что «томскую» плитку произвели именно китайцы. А надпись на русском языке означает то, что производители тогда четко ориентировались на конечного потребителя.

2016_02_16_02_009
На фото из ТОКМ: Чайный склад фирмы Кухтериных, в сером пальто в котелке — Иннокентий Евграфович Кухтерин.

«Для производства прессованных плиток на фабриках нужно специальное оборудование, — говорит Евгения Гоппе. — В середине 19 века в Ханькоу китайские фабрики были механизированы слабо. А вот иностранные предприятия имели и паровые машины, и гидравлические прессы, которые позволяли плитку хорошо формовать и выгонять из нее остатки влаги. Это позволяло чаю лучше сохраняться в пути. К концу 19-го века китайские производители чая конкурентов догнали, так что «нашу» плитку мы относим к концу 19-го века»
2016_02_16_02_010
Найденная в Томске плитка с изображением китайского пейзажа и описанием высоких вкусовых качеств продукта — рекламная. Своеобразный бонус к основной покупке — крупной партии байхового чая. Листовой чай обычно брали цибиками, в которых умещалось от 40 до 80 фунтов (то есть до двух пудов, или до 32 кг).

«Обычно такие рекламные плитки вкладывались в цибики, ящики для чая, — объясняет Евгения Гоппе. — Байховый чай, который в Китае был уже подготовлен для продажи, рассыпали в камышовые ящики и обивали досками, чтобы упаковка была более прочной, и при транспортировке чай не просыпался и не подмокал. Эти ящики прибывали в Кяхту — город на границе России и Монголии, который был основан по решению российского и китайского правительств специально для организации торга. Купец или приказчик должны были проверить: на самом ли деле там чай, и какого он качества. Поэтому в Кяхте и во всех городах, в которых были ярмарки, работали артели — совошников и ширельщиков.

Совошники занимались проверкой. У них был специальный предмет — металлический ломик с желобком, назывался «совок», или «савка». Совошники пробивали ящик с чаем таким ломиком, брали в желобок небольшое количество сыпучего товара на «пыть» — то есть на пробу. Для того, чтобы проверить его качество. Но затем этот ящик надо было переупаковать, поэтому к своему делу приступали ширельщики. Они занимались «ширкой» — оборачивали эти ящики шкурами коров или волов, мехом во внутрь, перетягивали ремнями, заклепывали, и вот в таком виде эти цибики следовали далее по тракту»
2016_02_16_02_011
Байховый чай в те времена удовольствием был дорогим — к началу 20-го века на рынке он мог стоить от 80 копеек до 5 рублей за фунт (450 граммов), в зависимости от сорта. Для сравнения — фунт хлеба тогда стоил от 2 до 5 копеек, водка от 40 до 60 копеек (0,6 литра), икра черная зернистая 3 рубля 20 копеек (за килограмм!)

Потому те, кто победнее, чай предпочитали покупать похуже — кирпичный или плиточный. Плиточный чай делали из того, что оставалось от производства байхового чая: обломков и фрагментов листочков и пыли от просеивания. Стоил плиточный чай дешевле, зато давал более крепкий настой. Иногда плиточный чай называли «плитками шоколада» — за то, что они были поделены на квадратики, которые было удобно отламывать.
2016_02_16_02_012
В крестьянской среде предпочитали пить чай с молоком. В купеческой — из блюдечка. Сахар к чаю подавался в больших «головах» (огромными кусками), от которых мелкие кусочки откалывались специальным топориком. Чай можно было пить сладким, «вприкуску» и «вдогонку»: это когда кусочек сахара клали на хлеб и, откусывая от ломтя, сахар просто отодвигали губой дальше — чтобы растянуть удовольствие. Шутят, что некоторые пили чай «вприглядку» — но это уж совсем по бедности.

Выставка «Великий чайный путь» в Томском краеведческом музее будет работать до конца февраля.

14.02.2016 г.
Автор Лариса Муравьева, фото и видео Александр Сакалов
Источник: http://www.tv2.tomsk.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.