Фарфоровые чайники. Часть 1

Часть 1
Часть 2
Часть 3

Значительная часть миниатюрных чайников в собрании Эрмитажа сделана из фарфора. Известно, что в XIX веке фарфор изготавливали во многих керамических центрах Японии. Изменение экономической и политической ситуации в стране отразилось и на керамическом производстве, официальная политика правительства Мэйдзи, проводившаяся под девизом “сёкусан когё” (“наращивание производства и стимулирование промышленности”), вызвала появление многочисленных новых мастерских.
2016_01_20_01_001
Фото 1. Чайник тяхэй. Япония, XIX в. Мастерские Микавати. Фарфор, белая глазурь.

Миграция мастеров началась еще раньше, после опустошительного пожара 1828 года в Арите, старейшем фарфоровом центре, когда были разрушены многие печи и гончары вынуждены были переселяться в другие районы страны. Они основывали там новые предприятия, где продолжали художественные традиции Ариты. Поэтому подчас очень трудно определить место изготовления того или иного изделия. В самом селении Арита керамисты обращаются к наследию прошлого, и популярность приобретают произведения, декорированные в стиле экспортного фарфора Имари. Теперь они ориентированы не только на внешний, но и на внутренний рынок; и, в соответствии с этим, меняются формы и размеры предметов (они становятся меньше), а также набор орнаментальных мотивов. Появляются изображения жанровых сцен, архитектурных пейзажей, кабинетов учёного и пр. Для изделий характерны неровный цвет кобальта, светло-красный оттенок железистой краски, штриховка, нанесённая этой краской, и наложение золота плоскостями без контуров. На выбор сюжетов и трактовку мотивов значительное влияние оказала гравюра укиё-э. Так, блюдо, расписанное кобальтом, из собрания национального музея в Токио украшают изображения 35 станций Токайдо – сюжет, популярный у художников XIX века. Вся поверхность предмета занята пейзажами конкретных местностей, размещенными в круглых полях. Фарфор Ариты был представлен на международных выставках, впервые – в 1867 году в Париже. Однако исследователи отмечают снижение художественного и технического уровня продукции в XIX веке.

Изделия Ариты иногда снабжались марками. Это могли быть марки с девизами правления китайских императоров, благопожелательные, редко – датирующие. С начала периода Мэйдзи появились марки с именами художников, расписывающих изделия, а в конце XIX века – марки с названиями торговых компаний.

Интересную группу чайников в эрмитажном собрании представляют сосуды, покрытые белой глазурью и украшенные рельефным и резным декором (фото 1-7). Изделия из белого фарфора с такой орнаментацией изготавливались в печах селения Микавати, расположенного на северо-западе острова Кюсю. Богатые залежи первоклассной белой глины, обнаруженной в конце XVII века в этой местности, создали благоприятные условия для производства фарфора. Первые фарфоровые изделия обычно связывают с именем мастера Дзюэна, внука вывезенного из Кореи гончара Косэки. Фарфор печей Микавати известен под названием “изделия Хирадо” (от порта Хирадо, расположенного на одноименном острове, откуда фарфор поступал как в другие регионы страны, так и за её пределы). Мастера работали под контролем семьи Мацуура, к которой принадлежали князья (даймё) провинции. Однако, как отмечают исследователи, им удалось сохранять контроль над фарфоровым производством только до 1843 года. В дальнейшем мастерские осуществляли свою деятельность самостоятельно, поставляя продукцию на внутренний и внешний рынки.
2016_01_20_01_002
Фото 2. Чайник тяхэй. Япония, XIX в. Мастерские Микавати. Фарфор, белая глазурь; рельеф

Для второй половины XIX и начала XX века при изготовлении фарфоровых изделий было характерно использование рельефного и прорезного орнамента, включение бежевого красителя в композиции на бисквите. В декоре чайника (фото 3) крупные цветы лотоса, гравированные в бисквите, выделены бежевой краской, что подтверждает его происхождение из печей Микавати. Сравнительная близость к континенту способствовала установлению торговых связей. Японцы знали предметы китайских мастерских Дэхуа (провинция Фуцзянь), производившиеся в XVIII-XIX веках. Они и послужили прототипами для некоторых изделий печей Микавати.
2016_01_20_01_003
Фото 3. Чайник кюсу. Япония, XIX в. Мастерские Микавати. Фарфор, белая глазурь; гравировка по бисквиту, рельеф

С ростом популярности чайной церемонии сэнтя, как уже отмечалось возникшей под влиянием китайской культуры, повысился интерес к китайским изделиям периода Мин. Японских мастеров привлекла работа с материалом, выявление его особенностей, использование определенных приемов и техник декора, отдельные мотивы и композиционные решения. Так, чайник (фото 1) по характеру нанесения глазури, её плотности и цвету близок китайскому сосуду из эрмитажной коллекции. Изображения крабов на чайнике (фото 7) по своей трактовке перекликаются с изображениями на чаше в форме рога носорога. Кроме того, так же как и у чайников керамических, прототипами форм нередко служили изделия китайских мастерских Исина (фото 2).
2016_01_20_01_004
Фото 4. Чайник кюсу. Япония, XIX в. Мастерские Микавати, мастер Ракутэй (Гакутэй?). Фарфор, белая глазурь; рельеф

Нередко творческая фантазия мастеров обращалась к природным формам – цветам, плодам, представляя их в оригинальных ракурсах, см., например, чайник в виде перевернутого листа лотоса (фото 7). Декор белых чайников выполнялся легким рельефом (изображение пятилепесткового цветка со стеблем и листьями на кюсу (фото 4), гравировкой по бисквиту (цветок лотоса с бутоном и листьями на стенках сосуда фото 1), резьбой. На двух чайниках есть надписи, сделанные скорописью и означающие, по-видимому, имя мастера (фото 4 и 6). Близкая по графике надпись – на чайнике в виде хижины, украшенной росписью кобальтом с изображением пейзажа (фото 8). Свободная манера росписи близка декору изделий мастерских Микавати, выполненных в 1860-1900 годах, и позволяет заключить, что чайник вышел именно из этих печей.
2016_01_20_01_005
Фото 5. Чайник хохин. Япония, XIX в. Мастерские Микавати. Фарфор, глазурь; рельеф

2016_01_20_01_006
Фото 6. Чайник хохин. Япония, XIX в. Мастерские Микавати, мастер Ракутэй. Фарфор, глазурь; рельеф

2016_01_20_01_007
Фото 7. Чайник кюсу. Япония, XIX в. Мастерские Микавати. Фарфор, белая глазурь; рельеф

2016_01_20_01_008
2016_01_20_01_009
…Продолжение следует…
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
«Введение к каталогу «Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже «
Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.