Чайники с декором лаком или имитацией лака уруси

В эрмитажной коллекции миниатюрных чайников можно выделить группу изделий, покрытых лаком уруси (Urushi, 漆); декор еще нескольких имитирует такое покрытие колористическим решением – характерным сочетанием тёмных монохромных фонов с декором золотом.
2016_01_08_01_001
Фото 1. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Керамическая масса, черный лак; позолота

Намеренное сочетание керамики и лака не было распространено в декоративно-прикладном искусстве Японии до эпохи Мэйдзи, хотя уже в эпоху Муромати (1336-1573) для реставрации керамических изделий японские мастера использовали лак уруси с напылением золота. К XV веку коллекционирование китайских редкостей стало широко распространённым среди военной аристократии, многие предметы использовались в чайных церемониях, и со временем возникала необходимость восстанавливать поврежденные или даже разбитые изделия так, чтобы они не утрачивали своей функциональности. Обычный для более раннего времени способ скрепления битых изделий металлическими скобами оказался неприемлем для ремонта чайных чаш. Техника реставрации лаком кинцуги (дословно: “соединение золотом”) не только позволяла восполнять утраты керамической массы, но и придавала изделиям особую привлекательность. Также подчёркнутая архаизация, демонстрация истории вещи, соответствовала духу саби – эстетической категории, глубоко воспринятой и осмысленной теоретиками чайной церемонии тя-но ю.

При восстановлении значительных утрат в XVII веке использовали цветной лак – черный, коричневый или красный; он мог быть расписан золотом, серебром или декорирован рельефом. Рисунок восстановленной части либо продолжал сохранившийся на оригинальном фрагменте, либо контрастировал с оригинальным фоном, придавая изделию яркое своеобразие. На предметах из разных коллекций можно проследить, как в XVIII веке участки золотого и серебряного лака при реставрации стали не только больше по площади, но и сложнее по декору.
2016_01_08_01_002
В то же время существовала и традиция декора лаком экспортных фарфоровых изделий мастерских Ариты. Под влиянием китайского фарфора конца XVI – начала XVII века (и в подражание ему) в Арите, старейшем фарфором центре Японии, до 1720-х годов также создавались экспортные изделия с декором лаком, в большом количестве сохранившиеся в коллекциях Германии и Англии. Техника создания таких предметов была исключительно трудоёмка: изделия декорировались подглазурной росписью кобальтом; участки, предназначенные для покрытия лаком, резервировались при помощи воска и покрывались лаком по бисквиту. На реставрируемых лаком участках и дополнения декора мастера применяли все специфические техники лакового производства: уруси-э – роспись по лаку, кири-канэ – декор с использованием металлической фольги; хирамаки-э – декор с плоским рисунком; такамаки-э – декор, в котором рельефные элементы помещались на однотонном фоне или на фоне лака с включением золотой и серебряной фольги.

Трудоёмкость изготовления такого рода продукции и постепенное угасание экспортной активности в Арите привели к тому, что в XIX веке изделия этого типа на Кюсю почти не производились, а отдельные предметы создавались по упрощённой технологии – с декором лаком прямо по глазури и надглазурной росписи.
2016_01_08_01_003
Возвращение популярности комбинированных техник декора пришлось на середину XIX века. В мастерских Нагои и Сэто появились работы, в которых фарфор комбинировался с лаком уже не в целях реставрации, а в качестве осознанного художественного приема. Небольшие фарфоровые изделия (такие как чашки или маленькие сосуды с крышками) снаружи покрывались лаком, внутренняя поверхность декорировалась надглазурной и подглазурной росписью. Также фарфоровые произведения с декором лаком создавались в 70-е годы XIX века в Арите (компания “Коранся”). Недекорированный фарфор Ариты также вывозился в мастерские Нагасаки, где предметы покрывались лаком с инкрустацией перламутром или другими ценными материалами. Сложный декор с рельефными вставками слоновой кости, перламутра, коралла и черепахового панциря на фоне маки-э был характерен для экспортных лаков (изделий, декорированных лаком) в стиле сибаяма. Другой популярный в то время экспортный стиль лаком, сомада, предполагал плоскую инкрустацию тонкими пластинами перламутра, кости и золота. Этот стиль применялся и для декорирования фарфора.
2016_01_08_01_004
Фото 2. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Керамическая масса, черный лак; позолота, серебрение

Западному покупателю такие предметы были впервые представлены на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году в составе коллекции Ричарда Элкока. Далее они появляются на выставках в Вене в 1873 году, в Филадельфии в 1876 году, и Чикаго в 1893 году. Успех подобных экспонатов на всемирных выставках объяснялся не только их самобытной красотой, но и тем, что они демонстрировали технические возможности, неизвестные западным ценителям: виртуозность техник декоративно-прикладного искусства стала одним из важных преимуществ для выхода Японии на международный рынок. Тем не менее массового производства лакированной керамики и фарфора в Японии налажено не было, об этом свидетельствует небольшое количество таких предметов в музейных и частных коллекциях самой Японии и Запада. Причиной тому была высокая стоимость самой продукции, сочетавшей два производственных этапа, и сложности в организации производства (иногда требовавшей транспортировки на значительные расстояния заготовок из керамических мастерских в мастерские лакировщиков). Что касается миниатюрных чайников, покрытых лаком уруси, то в известных публикациях и музейных собраниях аналогов эрмитажной группе предметов не обнаружено.

Два чайника из эрмитажной коллекции (фото 1 и 2) выполнены из светлой керамической массы, покрыты черным лаком (роиро) и украшены в технике такамаки-э. Лаконичность и элегантность декора заметно отличается от стиля экспортных изделий эпохи Мэйдзи. Рисунок близок стилю школы Римпа и декоративным росписям таких крупнейших представителей этой школы в XVII века, как Таварая Сотацу (ум.ок. 1643) и Хон’ами Коэцу (1558-1637), а также их последователей. В XVII веке подобные композиции использовались в основном для оформления внутренних поверхностей крупных предметов: близкие по рисунку к эрмитажных чайников травы и бабочки изображены на фоне черного лака внутри коробки для бумаги из коллекции Майка и Хироко Дин. В XIX веке композиции в стиле Римпа часто использовались на инро (коробочках для хранения мелких предметов) и лакированных ножнах мечей и, вероятно, ассоциировались с собственно японским, не экспортным искусством.
2016_01_08_01_005

Декор золотым и полихромным лаком на гладком красном фоне (сю-нури) встречается гораздо реже, чем декор на черном фоне. Два миниатюрных чайника эрмитажного собрания (фото 1 и 2) покрыты красным лаком разной текстуры и оттенка: полупрозрачным красным и плотным светло-киноварным. Декор выполнен в технике такамаки-э золотом и серебром, в обоих случаях его темой послужили цветы и птицы.
2016_01_09_01_001
Фото 1. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Керамическая масса, красный лак; позолота

В XVII – XVIII веках роспись и золочение на фоне красного лака использовались для украшения таких изделий, как подносы, пеналы и гребни для причесок. В XIX веке небольшие предметы (например, чашечки для сакэ сакадзука) создавались преимущественно в мастерских Киото. Они декорировались орнаментальными мотивами, изображениями цветов, птиц, пейзажей и архитектурных построек, что демонстрирует большая группа сакадзука из собрания Майка и Хироко Дин.
2016_01_09_01_002
Фото 2. Чайник кюсу. Япония, середина XIX в. Керамическая масса, красный лак; позолота

2016_01_09_01_003
2016_01_09_01_004
Лаконичный рисунок золотом и серебром на однотонном фоне позволил мастерам подчеркнуть цвет фонового лака – глубокий черный или красный разных оттенков, его блеск и гладкость поверхности. В то же время однотонный лак создает глубокий, вибрирующий бликами фон, на котором особенно нарядными и рельефными выглядят декоративные мотивы из лака с драгоценными металлами. На более изощренном фоне лака насидзи ( с включением мелкой металлической крошки, фото 3) композиция декора сложнее: в наложенных друг на друга картушах сложной формы изображены отдельные мотивы, а свободная от картушей поверхность заполнена геометрическим узором – такая схема росписи характерна для изделий из керамики и фарфора Ариты, Кутани и Киото XVIII-XIX веков. Во всех перечисленных выше эрмитажных предметах очевидно тяготение к традиционным техникам лаков уруси и стилю декора старых мастерских. Это предпочтение, идущее вразрез экспортной моде того времени, ещё раз подтверждает предназначение миниатюрных чайников для внутреннего рынка.
2016_01_09_01_005
Фото 3. Чайник тяхэй. Япония, середина XIX в. Керамическая масса, лак; позолота

2016_01_09_01_006
2016_01_09_01_007
Все чайники эрмитажной коллекции отличаются прекрасной сохранностью лакового слоя, несмотря на сложную форму и цельное покрытие всей внешней поверхности, включая основания чайников. Часто встречающийся дефект изделий, сочетающих разные материалы, — отшелушивание лака, вызванное его низким сцеплением с глазурованной керамикой; но основой эрмитажных предметов является неглазурованная керамическая масса, отличающаяся достаточной шероховатостью для плотного сцепления материалов (это также свидетельствует об изначальном предназначении форм для покрытия лаком). Трудоемкость и высокая стоимость работ по созданию таких изделий вызвали появление имитаций лака на фарфоре и керамике.

Необычным примером имитации лака является чайник с высокой ручкой (фото 4). Его поверхность (без основания) покрыта матовой черной краской, на ней – мелкий орнамент каракуса, нанесенный золотом. Несколько картушей сложной формы, обведенных красной краской, внутри заполнены геометрическими орнаментами на золотом фоне. Формы этих пятен с сильно изрезанными внешними линиями и их расположение вызывают ассоциации не столько с традиционными фигурными картушами, сколько с очертаниями островов японского архипелага на картах европейских картографов XVII-XVIII веков. Фигуры на лицевой стороне чайника явно повторяют очертания острова Хонсю и примыкающего к нему острова Кюсю на картах, составленных Герардом Меркатором, Аленом Манессоном Мале, Антонио Цаттой и др.
2016_01_09_01_008
Фото 4. Чайник добин. Япония, середина XIX в. Керамическая масса; полихромная роспись, позолота

2016_01_09_01_009
Декор, включающий географические карты, появлялся в экспортных японских изделиях намбан (продукция для “южных варваров”) – ширмах, предметах мебели с инкрустациями перламутром и декором лаком, производившихся в конце XVI-XVII веке в основном для испанского и португальского рынков. На экспортном фарфоре (так называемом ко-имари) конца XVII – начала XVIII века имеются изображения европейских торговых кораблей, характерные для декора намбан, а в XIX веке появляются и картографические мотивы. Карта Японии представлена, например, в подглазурной росписи фарфорового блюда из мастерских Ариты 1830-1840 годов: стилизованные волны “омывают” острова японского архипелага с нанесенными границами и названиями провинций. Изображения торгового корабля и геральдического журавля помещены в картуши на бортах блюда.

Блюдо, как и более ранние изделия намбан, предназначалось для западных покупателей. На керамической продукции, не входившей в ряд товаров экспортного спроса, изображения географических карт не встречаются, и эрмитажный чайник иллюстрирует расширение репертуара декоративных мотивов на керамике в эпоху Мэйдзи в том числе и за счет принятых лишь для экспортных изделий.

На эрмитажных сосудах с лаковым покрытием отсутствуют марки и надписи, которые могли бы помочь в определении места их изготовления. Тем не менее место их создания (или окончательной декорировки) можно связать с центрами лакового производства Японии конца периода Эдо и эпохи Мэйдзи. Высокое качество декора лаком позволяет предположить, что это не были крупные центры изготовления товаров на экспорт, такие как Токио и Иокогама, — скорее всего, изделия были выполнены в Сэто и Нагое (керамическая основа и лаковое покрытие соответственно) или в Киото, где традиционно сосуществовали керамическое и лаковое производство.

…Продолжение следует…
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
«Введение к каталогу «Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже «
Источник: http://teahouse-nsk.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.