Ча цзин (茶經, «Чайный Канон»)

«Ча Цзин» (茶經, «Чайный Канон») — первый трактат о чае, написанный Лу Юем в 8 веке. Ниже приведены некоторые выдержки из Чайного Канона…
2015_11_19_01_001
Места произрастания.
Божественные ростки светятся, светятся. Поднимают корни. Высоко растут, берут ветер и напитываются влагой. Несут в себе инь и направлены в ян». Лучший чай растет на янском склоне горы. Если за монастырем, на горном склоне, направленном на запад, считается наилучший чай. Т.е. лучше всего, чтобы он впитывал в себя янское ци. Тогда считается наилучшим. Самый лучший чай – дикий. Следующий за ним – тот, который выращивается на плантациях. А если чайная земля ориентирована на иньскую сторону, на иньском склоне горы – лучше всего не брать. Если чай производится на ровной земле, то он принимает много ци почвы, и поэтому характер его вещества грязный. Если чай производится в высоких горах, в нем смешивается ветер, роса и чистое ци пустоты. В Чха Цзине говорится: лучшая почва та, где есть синие камни. Хороший чай родится на каменистых почвах. Среднее – где почвы суглинки. И самые низшие – это лесовые, желтые почвы. Когда роза, сосна, бамбук посреди чая растут, они его прикрывают. А с другими растениями нельзя смешивать.

Время сбора.
Для сбора чая нужно дождаться подходящего времени. Не торопиться и не медлить. Маленький человек временем ограничивается, а цзюнцзы (правитель-мудрец) на время полагается. Собирают чай во втором, третьем и четвертом месяце. Как только он начинает давать ростки, когда еще лежит роса холодная, тогда собирается. Почки чайные выходят наверху. Есть побеги в три веточки, четыре веточки, пять веточек. Средняя веточка всегда срывается. Если на Цин Мин, Чистота и Ясность, то слишком рано. Если на Ли Сян, Установление Лета, то слишком поздно. Если на Гуй Юй – это как раз самое лучшее. Гуй Юй – это Хлебные Дожди. Если еще промедлишь 1-2 дня и подождешь, пока ци наберет силу и станет достаточным, тогда аромат у чайного листа будет сильный, и его легко будет собирать и хранить. Первый урожай чая, до Хлебных Дождей, является самым лучшим. Только в некоем месте, Лоу Цзе, открывают сады на Ли Сян, Установление Лета. А за 6-7 дней перед Установлением Лета Воробьиные Язычки являются наилучшими. Тот, что до наступления лета собирается, называется Весенним чаем. А еще один раз осенью собирают, в седьмой или восьмой месяц. Этот чай тоже очень высокого качества.

Собирание чая.
В Чха Цзине говорится: если в этот день есть дождь – не собирают. Если меняется погода (то ясно, то облака) тоже не собирают. Собирают, когда ясно. Собирают, потом пропаривают, сминают, прихлопывают, прогревают, просеивают и отбирают. Так делают чай. Так описано в Чха Цзине. Еще пишется, что чай нужно срывать ногтем, нельзя пальцем. Если ногтем снимается — сразу срезается, и не становится мягким. А если срывается с помощью пальцев, то много влаги выходит, и тогда портится чай.

Приготовление чайного листа.
Когда чай только собрали, аромат в нем еще не вышел на поверхность. И тогда нужно воспользоваться силой огня, чтобы развить этот аромат. Но чай по своей природе такой, что нельзя его сминать сильно. И нельзя перегревать. Если много его положить туда, где сминают — не будет ровным. Если долго сминать — слишком размягчится и аромат рассеется. Когда чай только собрали, нужно отобрать и убрать ветки и старые листья. Берутся только молодые листья. Кроме того, нужно убрать маленькие кончики и веточки, которые легко пересыхают. Это метод Сун Ло.

Огонь для прожарки.
Когда используют дерево для прогрева и прожарки чая, берут только ветви, хворост. Нельзя использовать стволы. Если ствол горит, сила огня слишком велика. А если листья, то огонь легко воспламеняется и разрушается. Котлы, где чайный лист сминают и прогревают, долго подготавливают, нехорошо, когда новое железо. И если котел используется для чая, его уже ни в каких других целях нельзя использовать. Сам котел должен быть чистым, отполированным и внутри котла нужно класть чая только 4 ляна. Сначала прогревается на огне медленном и мягком. Потом, в конце, добавляется сильный огонь. Когда прогревается, прожаривается, рядом должен стоять человек и махать веером с тем, чтобы убирать ци жара. В противном случае огонь будет желтого цвета, и разрушится или уменьшится цвет и аромат. А веер должен быть цвета бирюзового, нельзя, чтобы был желтого цвета. Когда чай прогрели, вынимают он из котла и кладут на железный противень. Здесь тоже нужно его веером быстро обмахивать с тем, чтобы ушло ци жара. И руками одновременно сминать, тогда из него влага уходит. Потом еще раз разбрасывают внутри котла. Когда чайный лист высушили на мягком огне, потом уже прожаривают.

Вода.
На верхушке горы в источниках вода чистая и легкая. А на нижней части горы вода чистая и тяжелая. А посерединке она чистая и сладкая. В песках она чистая и холодная. Когда среди почвы источник, она чистая и белая. Посреди желтых камней – самое лучшее. Когда она вытекает из источника, самое лучшее, чтобы она текла в янском направлении. Если гора мощная, то и источник мощный. Если гора странная, источник странный. Если гора чистая, источник чистый. Если гора темная, то и источник темный. Если источник не сладкий, он может испортить вкус чая. Лучше всего воду брать из сладкого источника. Если нет воды из источника, тогда используется небесная вода. Осенние дожди лучше всего. После этого идут сливовые дожди, мэй шуй, весенние. А дождевая осенняя вода – прозрачная и белая. Вода сливовых источников – чистая и белая. Снеговая вода представляет собой семя пяти злаков и по цвету не может быть белой. Потом идет мэй юй, потому что дожди как будто маслянистые. И именно этими дождями вода питается, и вкус ее сам по себе сладкий. После вот этих сливовых дождей уже нельзя пить эту воду.

Хранение воды.
И когда вода набирается в большой кувшин, туда кладется кусочек драконьей печенки (это кусочек глины из центра очага). И он бросается горячим туда. А камни из источника кладут в воду. Они питают ее. Это как бы дает возможность воде не отдаляться от сердца. Лучше всего, когда камни блестящие, как бы просвечиваются. Белые, как будто жиром покрытые. А красные, как будто гребешок петушиный. Если синие, то как у улитки раковина. Если желтые, то как слива желтая. Черные – как черный лак. Пятицветные, как будто покрыты узором. Они кладутся вовнутрь кувшина, и не только прибавляют качество воды, но еще и радуют дух. Когда воду набирают, ее нужно ставить на иньском дворе и накрывать материей. Таким образом, когда выпадает звездная роса, тогда настоящее ци не рассеивается, и божественное ци сохраняется. Тонкое. А если под деревом, под камнями — прикрыть бумагой. А если на сильном солнце — рассеивается ее дух, шэнь. Дух воды рассеивается, теряется и забирается ее ци. Раньше отслеживались все эти мелочи.

Кипячение.
Для огня используется древесный уголь. Самый лучший из твердых пород дерева древесный уголь. Но если он еще не до конца сделан и в нем есть дым, который выделяется и попадает в кипяток, если это дыхание-ци дымное попало, то уже не используется такой чай. Сначала нужно уголь прокалить, чтобы он стал красным, чтобы ушел дым. А когда сила огня большая, ставится сосуд с водой, и тут нужно сильно махать веером. И чем скорее машешь, тем лучше. Нельзя останавливаться, потому что, если остановился, то лучше заново начинать делать воду. И огонь должен быть именно красным. Только тогда сосуд чайный ставится. И когда начинаешь работать веером, делать это нужно легко и быстро. А когда слышиться звук кипятка, тогда нужно помаленьку делать тяжелые и быстрые движения. Это различие между огнем вэнь, огнем культуры, и огнем у, боевым огнем. Если слишком вэнь, если слишком мягкий, тогда вода будет характера мягкого. Если мягкий, то чай будет опускать воду, вода будет чаю подчиняться. Если слишком у, боевой огонь, яростный, тогда чай будет водой подавляться, подчиняться воде. И то, и другое не есть срединность и согласие и не является подходящим для чая.

В полном собрании сочинений танской поэзии есть стихотворение Лу Юя, где он говорит о себе:

Не мечтаю о золоте и богатстве,
Не мечтаю о кубках из белого нефрита,
Не мечтаю попасть в столицу и прийтись ко двору,
Не мечтаю на закате жизни моей войти в славу и знатность,
А мечтаю снова и снова уйти к Западной реке,
Где у города Цзинлина поселиться на покое.

Источник: http://www.china-voyage.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.