История Китая — это история чая

Один мудрец сказал: «У каждой династии свои правители и свои сановники, у каждой династии свои Святые, свой народ, своя культура и своя одежда». Поэтому культура чая в Китае также менялась со сменой династий.
2015_11_08_01_001
Чай является не только бодрящим и тонизирующим напитком, как нынче принято считать. В Древнем Китае его использовали как лекарство и очень почитали, даже создали целую богатую культуру, связанную с этой «горькой травой». Чайное дерево изначально было открыто в Китае и только потом распространилось по всему миру. В настоящее время в десяти провинциях Китая в 198 местах всё ещё растут древние дикие чайные деревья. Одному из них, в провинции Юньнань, около 1700 лет.

Китай можно по праву считать родиной чая. История его выращивания и использования в Китае самая древняя. Остальные страны либо прямо, либо косвенно заимствовали культуру чая, как и сам чай, из Китая. Однако многие, даже китайцы, не знают, как древние пили чай, и как менялась культура чаепития и отношение к чаю в каждой династии. Ниже мы коротко расскажем об этом.

Эпоха Шень Нуна (Божественного Земледельца)
Говорят, что впервые чай был открыт в 28 веке до нашей эры Божественным Земледельцем Шень Нуном. В классическом фармакологическом труде «Трактат Шень Нуна о корнях и травах» рассказывается: «Шень Нун пробовал сотни трав, и каждый день отравлялся 72 ядами. Действие ядов он нейтрализовывал чайными листьями». В те времена чайные листья ели, тщательно разжёвывая. Они служили «лекарством от тысяч болезней». В «Трактате о пище» Шэнь Нyна говорится: «Если употреблять чай в течение долгого времени, то он дает телу силу, уму удовлетворение, а воле решительность».

Династия Западная Чжоу (1045 – 771 г. до н.э.)
В древних трактатах упоминается, что когда император У-ван разгромил царство Инь, он обязал последнее платить дань чаем. Следовательно, чай в то время представлял очень большую ценность. В те годы появились первые чайные плантации. Чайные листья мыли, затем клали в керамические сосуды, заливали кипятком и варили. Вместе с отваром, съедали и чайные листья. Однако начало употреблению чая, как напитка уже было положено.

Династия Восточная Чжоу (770 г. до н.э.)
В этот период чайные листья стали варить вместе с корицей, имбирем и другими пряностями. Чай принимали в пищу, как салат и также как напиток. Считалось, что он питает организм полезными веществами, а также изгоняет различные яды и токсины, поступающие с пищей.

У народности цзино провинции Юньнань до сих пор сохранилась традиция готовить из чая холодную закуску. Свежие чайные листья размельчают и кладут в сосуд, затем добавляют туда немного листьев апельсина, чеснок, красный перец, соль и другие специи, заливают родниковой водой и перемешивают.

Династия Цинь (221– 207 гг. до н. э.)
Чайные листья в этот период уже начали немного обрабатывать. С помощью деревянных палочек их скручивали в шарики, затем сушили и хранили в таком виде. Перед употреблением шарики толкли, клали в чайник, заливали кипятком, добавляли имбирь, лук, листья мандарина или апельсина. Чай уже стал не только лекарством, но и продуктом, который подавали на стол во время приёма гостей. Во время правления Цинь были объединены плодородные земли княжества Ба и царства Шу (нынешняя провинции Сычуань) и культура чая стала распространяться на восток.

Известный лекарь тех времён Хуа То говорил, что очень полезно есть чайные листья, отмечая тем самым лечебное воздействие чая на организм. Он также отмечал: «Если принимать горький чай продолжительное время, это ускорит силу мысли».

Во время династии Западной Хань (206 г. до н.э. – 9 г. н.э.) чай уже стал изысканным напитком в императорском дворе.

В Период Троецарствия уважение к чаю продолжало расти. Именно в рукописях тех времён упоминается о том, что чай стал самым дорогим подарком, заменив традиционное вино.
Во времена последующих династий, вплоть до династии Тан, выращивание чая и торговля им широко распространялись от центральных районов страны до юго-восточных. Чай из продукта роскоши постепенно превратился в обыденный напиток и стал доступен практически всем. За это время способ его приготовления не изменился.

В древних текстах есть упоминание о том, что отвар чайных листьев вылечил от недуга Вэньди, первого императора династии Суй (581 – 618 г.н.э.).

Династия Великая Тан (618 – 907 г.н.э.)
Когда пришло время правления династии Тан чай уже пила вся Поднебесная. В этот золотой век китайской культуры стремительно развивалась и культура чая. Люди говорили, что можно несколько дней не есть, но невозможно и дня прожить без чая. У малочисленных национальностей, населявших Центральный и Северо-западный Китай любовь к чаю стало национальной привычкой.

Изменения произошли и в способе приготовления чая. Чтобы нейтрализовать горечь и тёрпкость этой травы, в чайный отвар стали добавлять мяту, соль, финики и т.д.

В этот период «чайный мудрец» Лу Юй написал ставший впоследствии каноническим «Чайный канон» («Ча Цзин»), в котором наиболее полно и систематично изложено чайное действо, начиная от выращивания и обработки и до различных традиций чаепития. Лу Юй говорил, что чай «более всего подходит людям скромным, добродетельным и утонченным», а также что этот напиток тесно связан с духовной практикой. «Если долго пить чай, могут вырасти крылья», – предупреждает мудрец.

В те времена стали всё больше обращать внимание на качество приготовления чая, включая выбор воды, способ заварки, а также и на среду и обстановку в помещении, где пили чай. Так постепенно сформировался «Ча дао» («Путь чая»). В Китае повсеместно появились чайные домики, специальная чайная посуда, чайные заводы, были сформированы группы сановников, исследующие и развивающие чайные технологии.

Обработка чайных листьев при династии Тан так же была значительно усовершенствована. В основном все нововведения были направлены на то, чтобы уменьшить горечь и тёрпкость чая. Принцип некоторых технологий, придуманных в то время, используется и по нынешний день. Например, обработка водяным паром и высушивание.
Этот период также характерен расцветом буддизма. Когда буддистские монахи общались между собой, они вместо вина пили чай, повсеместно распространяя эту традицию по всей стране.

Династия Сун (960 – 1229 г.н.э.)
Говорят, что «при династии Тан начался повышенный интерес к чаю, а при династии Сун, начался расцвет чайного дела». В то время чайные листья прессовали в виде лепёшек, а во время заварки их размельчали и добавляли приправы. Однако с появлением всё большего количества сортов чая, постепенно внимание стали уделять изначальному цвету, запаху и вкусу чая, поэтому приправы использовались уже гораздо меньше. Немного позже чайные лепёшки сменились рассыпчатым чаем, для которого были установлены определённые критерии качества. Из-за специфики изготовления рассыпчатого чая, который не подвергался выпариванию и растиранию, он гораздо в большей степени сохранял свой аромат, нежели чай в лепёшках.

Династия Юань (1271 – 1368 г.н.э.)
Во время правления династии Юань изготавливался как чай в виде лепёшек (пластин), так и рассыпчатый чай, но последний был значительно популярней первого. В этот период чай уже стал одним из главных продуктов, продаваемых в другие страны, преимущественно в Юго-восточную Азию.

Династия Мин (1368 – 1644 г.н.э.)
Император Чжу Юаньчжан в 1391 году издал указ об ограничении производства чайных лепёшек в пользу производства рассыпчатого чая. Способ приготовления чая в этот период также стал постепенно меняться. Чай уже не варили, а заваривали в кипятке.

В этот период кроме зелёного чая, стали появляться сорта жёлтого, чёрного и красного чая. Также появились и технологии приготовления ароматизированного чая, в котором в качестве ароматизаторов использовалось более десяти видов цветов.

Китайцы династии Мин любили добавлять в чай коровье или козье молоко, лимон, сахар, апельсины и т.д.

В 1610 году голландцы впервые завезли чай в Европу из Макао (Аомынь). В 1616 году чай из Китая проник в Данию. А в 1618 году китайский император направил своего посла в Россию и в качестве подарка передал чай.

Династия Цинь (1644 – 1911 г.н.э.)
Чайные лепёшки в это время уже практически не производились, кроме некоторых малочисленных национальностей, которые делали и продолжают делать чай в виде кирпичиков. Вкусы к чаю у жителей этого периода также изменились. Они уже не добавляли в чай никаких специй и приправ (за исключением ароматизаторов из цветов). Циньцы ценили натуральность и чистоту употребления чая и были большими гурманами в этом отношении.

Циньский император Цянь Лун говорил: «Правитель и дня не может обойтись без чая».

В 1657 году китайский чай начал продаваться во Франции, а в 1669 году при императоре Канси большие партии чая поставлялись в Индию, а оттуда в Англию. В 1689 году из китайской провинции Фуцзян за границу было вывезено 7,5 тон чая. Таким образом, чай начал своё шествие по миру, завоёвывая всё большую популярность.
2015_11_08_01_002
2015_11_08_01_003
2015_11_08_01_005
2015_11_08_01_004

По материалам: epochtimes.com.ua
Источник: http://www.china-voyage.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.