История чайного Уишаня. Часть 4. Династия Юань

Часть 1. Династия Хань
Часть 2. Династия Тан
Часть 3. Династия Сун
Часть 4. Династия Юань
Часть 5. Династия Мин
Часть 6. Династия Цин и улуны (1)
Часть 6. Династия Цин и улуны (2)
Часть 6. Династия Цин и улуны (3)
Часть 6. Династия Цин и улуны (4)
Часть 6. Династия Цин и улуны (5)
Часть 6. Династия Цин и улуны (6)
Часть 7. Династия Цин и красные (чёрные) чаи
Часть 8. Период Республики (1911-1949)
Часть 9. Период с момента образования КНР

Продолжаю публиковать переводы из «Чайного канона У И» «武夷茶经» под редакцией Сяо Тяньси (萧天喜), посвящённые чайной истории этого региона.
2015_11_03_01_001
В эпоху Юань чай из У И официально стал предметом императорской дани.
В эпохи Хань и Тан уишаньские чаи безмолвно попадали в императорские дворцы, что вело к постепенному росту их славы. Во времена Сун они уже стали важной составляющей частью чайного оброка, собираемого в Цзяньчжоу, и мало-помалу возвысились и обособились на чайном пьедестале. Династия Юань была основана в 1271-м году вторгшимися в Китай монголами, которые установили свои порядки. Это было время, когда правящий императорский двор совместно с местными властями создал разветвлённую систему налогообложения. Под разными предлогами чиновники отбирали у народа знаменитые продукты и местные драгоценности. Когда дело дошло до чая из У И, то он тоже естественно стал продуктом высочайшей дани, и начало этому процессу положил некто Гао Син.
2015_11_03_01_002
2015_11_03_01_003
Скульптура Гао Сина находится на переднем плане, а на заднем — сунский неоконфуцианец Чжу Си

В 16-й год юаньского правления под девизом Чжи Юань (1279) Гао Син служил в военном ведомстве провинции Чжэцзян правым помощником военного губернатора и занимался пограничным воеводством на границе с Фуцзянью. По делам службы он оказался в северофуцзяньском округе Цзяньнин (ныне — уезд Цзяньоу) и обнаружил, что чай из подчинённого Цзяньнину Уишаня весьма прекрасен. Более того — он немедленно отправился туда для контроля за производством нескольких цзиней самого знаменитого уишаньского чая тех времён — Ши Жу (石乳, Каменное молоко).
2015_11_03_01_004
Каменное молоко, оставляющее аромат

В тот же год на осенней аудиенции с императором Хубилаем (внуком Чингиз-хана и основателем династии Юань) он поднёс оному этот чай, который получил немало восхищённых рецензий от первых лиц государства. Уже через три года в уезде Чунъань (ныне — город Уишань) он развернул работу по взиманию чайной дани для Сына Неба. А ещё через год, то есть в 1283-м году, в фуцзяньском уезде Чжэнхэ некий Хуан Хуа поднял мятеж против Юань и осадил столицу округа Цзяньнин. Гао Син в то время занимал пост начальника пограничной области на западе Чжэцзян и получил приказ усмирить бунтовщиков. Успешно выполнив это дело, он снова отправился в Уишань и самолично проконтролировал производство императорского чая. В первый год правления под девизом Дадэ (1297) он в очередной раз нанёс визит в Фуцзянь к местному пинчжан-чжэнши (чиновнику, по рангу стоящему ниже канцлера, эдакий вариант нынешних политтехнологов). Во время визита Гао Син отправил в Уишань своего человека для контроля за выделкой императорской чайной дани. Поскольку наш герой неоднократно ездил в Уишань за императорским чаем, это привело к тому, что и сам император, и его ближайшее чиновничье окружение смогли наслаждаться прекрасным чаем, который получил от них высочайшее признание.
2015_11_03_01_005
В 1301-м году в северофуцзяньском округе Шаоу сын Гао Сина — Гао Цзю, который был назначен на должность управляющего этим округом, получил приказ прибыть в расположенный по соседству Уишань (расположен в 60 км от нынешнего города Уишань) и осуществить там контроль за производством императорского чая. На следующий год управляющий послал туда Сунь Юя, жителя уезда Чунъань с тем, чтобы тот на южном берегу реки 9 поворотов около 4-го поворота (ныне там расположена территория Уишаньского НИИ чая) построил императорский чайный сад, специально предназначенный для производства императорского чая.

Широка была топология этого сада. Впереди были расположены Ворота Гуманного Феникса (Жэньфэнмэнь), за ними имелись Палаты для Молений (Банфадянь), также называвшиеся Палатами Первой Весны (Ди И Чунь Дянь), Зал Чистого Духа (Циншэньтан), Павильон Размышлений о Почтительности (Сыцзинтин), Павильон Банкетной Радости (Яньцзятин), Беседка Подходящего Целомудрия (Ишутин), Беседка
2015_11_03_01_006
Некогда это была императорская чайная фабрика, теперь — чайный дом «Императорский сад».

Плывущего Света (Фугуантин), Мост Лазурных Облаков (Биюньцяо) … Названия всех этих залов, павильонов и храмов были по большей части связаны с чаем. Вслед за ростом количества производимого императорского чая в 1326-м году (пятый год правления под девизом Тайдин) уездные власти по левую и правую стороны от сада построили чайный завод и повесили большую доску с названием «Чайное производство». Вода для производства чая в этом саду бралась из горного источника и направлялась в построенный у задних ворот Колодец Всех Небожителей
2015_11_03_01_007
Колодец для сообщения с бессмертными.

(Тунсяньцзин, другая версия перевода — Колодец для сообщения с небожителями). Над колодцем была возведена Драконья Беседка (Лунтин). Колодец этот расположен и поныне в восточной части чайного сада НИИ чая, а вот беседка как и большинство других сооружений не сохранились..
В те времена около сада проживало 250 семей его работников, сад производил 180 кг чая, из которых делалось в качестве императорской дани 5000 блинчиков Дракона и Феникса, причём количество чая-дани постоянно росло. Так к концу династии Юань (1368-й год) эти объёмы достигли 480 кг. Несмотря на то, что эта деятельность привела чайных работников к обнищанию, вызвала в эпоху Мин ситуацию того, что «чай
2015_11_03_01_008
Модель помоста для проведения молений горам (Хань-Шань)

надолго пришёл в запустение» (строчка из «Песни об уишаньском чае» Ши Чаоцюаня), и серьёзно повлияла на производство чая в У И, тем не менее объективно говоря она повысила известность уишаньских чаёв. В эпоху Юань в Уишани производились главным образом комковые чаи, но так же делались рассыпные, как просушенные на солнце, так и пропаренные.

В те времена в уишаньском императорском саду появился мощный ритуал, имевший народную окраску — Хань Шань, или Кричащие горы. Этот обряд берёт начало в народных обычаях поклонения духам. В 1332-м году (третий год правления под девизом Чжишунь) управляющий округом Цзяньнин вместе с главой уезда Чунъань Чжан Дуаньбенем решили в восточной части чайного сада соорудить Ханьшаньтай, помост для моления духам гор. Каждый год в день наступления сезона Цзинчжэ (Пробуждение насекомых, 5-го или 6-го марта) чиновники императорского сада и все местные работники, возглавляемые начальником уезда Чунъань, отправлялись к этому помосту для молений: заготавливали три вида жертвенных животных, поджигали благовония и жертвенные деньги и взрывали петарды.
2015_11_03_01_009
Чиновник, заведовавший ритуалом, зачитывал молитвенный текст: «Только дух, незаметно запусти механизмы перемен, собери на земле согласие, пусть растут и производятся волшебные почки [чая], сорт Ранняя Весна пусть будет особенным, Каменное молоко льётся своим ароматом, а Драконьи Комки имеют самый лучший вкус. Подношения Сыну Неба века вечные да не заменишь!
2015_11_03_01_010
Помоги своим волшебством, и мы расширим и сделаем постоянными свои жертвы Тебе» (записано в тексте «Уишаньские анналы» цинского Дун Тяньгуна, 9-й свиток, завершающая часть). После этих слов все присутствующие падали ниц, били в барабаны, звенели литаврами и хором скандировали: «Чай, пусти почки! Чай, пусти почки!» Говорят, что через эти поклоны и выкрики вода в колодце Всех Бессмертых могла медленно подниматься. После того, как воду использовали для создания императорского чая, вода в колодце мутнела и оступала. Люди той эпохи полагали, что это деяния Духа, передаваемые в высшей степени непостижимо. Ханьшань — это важнейшее народно-фольклорное действо как Уишаня, так и вообще в истории китайского чая.
2015_11_03_01_011
Действо было завораживающим: гонги, литавры, барабаны и сотни людей, орущих: «Чай, пусти почки!»

В эту и последующие эпохи немало образованных людей и госслужащих в своих стихах и прозе воспели уишаньский императорский чайный сад. Среди них Чжао Мэнфу, Ань Дула, Чжан Хуань, Чжао Жуочжи, Цю Юньсяо, Чэнь Цзюньцун, Чэнь Шэн, Чжоу Лянгун, Ни Инъюнь, Дун Тяньгун, Чжу Ицзунь, Ча Шэньсин, Ши Чаоцюань, Цюэ Мин, Чжун Гань, Чжао Пяочу и другие. Эпоха, когда Уишань официально через производство в этом саду делал поставки чая для императора, длилась 255 лет, и в династию Мин на 36-й год правления под девизом Цзяцин (1557) сад был упразднён.
2015_11_03_01_012
Ныне на руинах этого легендарного императорского сада расположены постройки Уишаньского исследовательского института чая. Там живут чаеводы, работающие в этом институте, производятся утёсные чаи. А ещё там имеется чайная «Императорский чайный сад», где все туристы могут продегустировать чай и насладиться чайным искусством и чайными песнями и плясками.

Продолжение следует

Сергей Кошеверов
3 ноября 2015 г.
Источник: https://www.facebook.com/kosheverov


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.