То, чем научился пользоваться

В интернете, как известно, существует огромное количество ресурсов, посвященных оружию и вооружениям. В том числе и самым современным, которые, к счастью, широко не применялось. И для всех этих ресурсов совершенно классическими являются споры о том, чьи танки крепче, самолеты быстрее, а боевые дельфины ловчее. После того, как все участники дискуссии доспорятся до состояния, приличными словами не характеризуемого, в беседу часто вклинивается новый человек, который изрекает одну только фразу: «Лучшее оружие — это то оружие, которым ты научился пользоваться». Если среди спорящих преобладают люди умные (то есть такие люди, которые способны отделять тенденции от частностей), то после такого заявления спор немного стихает. Потому что с заявлением этим сложно спорить.
2015_09_22_02_001
Принцип «Лучший инструмент — это тот инструмент, которым ты лучше всего умеешь пользоваться» целиком и полностью подходит и для чайной утвари. С понятной оговоркой — посуду отвратительно низкого качества принимать во внимание вообще не следует.

В первую очередь, конечно, этот принцип подходит к устройствам для заваривания чая — чайникам, гайваням, изипотам, сифонам и прочим хитрым штукам. Конечно, существуют некоторые устоявшиеся правила, увязывающие, например, материал, из которого изготовлена посуда, с тем чаем, который в этой посуде желательно заваривать. Улуны и пуэры достаточно сильно прикипели к глине. Зеленые и белые чаи — к стеклу и фарфору. Однако все эти «прикипелости» достаточно условны. Манипулируя температурой воды, температурным режимом заваривания, количеством заварки, временем настаивания и прочими помешиваниями-промываниями хорошо заварить чай можно практически в любом чайнике или практически в любой гайване (помним о крайних случаях, которые не рассматриваем). Нужно только потратить некоторое время на то, чтобы этот чайник или эту гайвань полностью освоить. Причем, если особо сильно не запариваться, это «некоторое время» может быть достаточно долгим. К своему нынешнему повседневному фарфоровому чайнику я приноравливался около года — и успел ему за это время разбить крышку, которую теперь вполне эффективно (и эффектно) заменяю сдвинутой набок перевернутой пиалкой (а светлые чаи и вовсе часто завариваю без крышки).

Столь же справедлив (и с теми же оговорками про крайности) сформулированный выше принцип и для всей остальной посуды. Нужно только помнить, что более сложные приборы (например, упомянутые уже сифоны и изипоты) менее универсальны — что естественно.

Но самое интересное, что принцип «Лучший инструмент — это тот инструмент, которым ты лучше всего умеешь пользоваться» полностью применим и по отношению к самому чаю. Который тоже можно рассматривать как инструмент. Получения вкусо-ароматического удовольствия, эффективной коммуникации, самосовершенствования, выпендрежа — это кому что больше нравится.

Каждый конкретный чай можно изучить вдоль и поперек — и от этого питие его будет более приятным. Потому что к очевидным чайным радостям добавится радость узнавания, из вкуса и аромата вылезут неожиданные нюансы, найдутся необычнее гастрономические сочетания — и так далее, и тому подобное. А если принять во внимание тот приятный факт, что хорошие чаи долго не надоедают (а может быть и никогда не надоедают — столь масштабных опытов никто не ставил), то перспективы постоянно изменяющегося удовольствия становятся исключительно заманчивыми. С тремя оговорками.

Во-первых, правило «к чему привык, то и нравится» работает скорее для групп, нежели для конкретных чаев. Можно напить, например, Дарджилинги, Ассамы, Пуэры и так далее, но достаточно сложно напить какой-либо совершенно конкретный чай (Дарджилинг с определенной плантации определенного сбора). Чаю не хватит. Эта оговорка приятная, потому что группы чаев обладают одним очевидным и очень приятным свойством — они весьма разнообразны и сохраняют при этом общие для группы свойства.

Во-вторых, привязка к одной группе чаев создает барьер при дегустации чаев, в эту группу не входящих. Барьер этот является отчасти психологическим, отчасти статусным, отчасти вкусовым — но работает отлично. И работает двояко. С одной стороны, он явно ограничивает кругозор — чай «не своего круга» отторгается даже после добросовестной дегустации и признания очевидных его достоинств. И это неправильно. Но с другой стороны этот барьер защищает любителя чая от беса новизны и разнообразия, позволяя развиваться не вширь, но вглубь.

И, наконец, в-третьих. Привязанность к какой-либо группе чаев чревата жесточайшими разочарованиями. В том случае, если качество чая неожиданно станет запредельно низким — то есть появятся те самые крайности, о которых я несколько раз писал выше. Такое разочарование я испытал на собственной шкуре в 2010 году, когда получил напрямую из Индии посылку со свежим Дарджилингом. К тому времени именно Дарджилинги были моей базовой группой чаев — я пил их долго, много и с постоянным удовольствием, постоянно переживая просветления от встречи с особенно удачными чаями. Последней перед обломом «гималайской вершиной» стал уже даже не Дарджилинг, а чай Nepal Himalayan Tips Jun Chiyabari HRHT, который французы исключительно удачно отобрали от непальцев. И когда от очередного индийского поступления я ожидал новых просветлений, а получил неизвестно что, то мой накачанный многолетними тренировками «дарджилинговый мускул» резко сдулся и мне понадобилось больше года и удачное стечение обстоятельств, чтобы снова войти в Гималайскую тему.

Впрочем, нет худа без добра. За этот последний года моей базовой чайной темой стали Пэн Фэны. Которые, я, наконец, распробовал. И которые (в качестве базовой чайной темы), безусловно, свидетельствуют о повышении степени моей чайной зажратости.

Источник: http://teatips.ru
Рассылка «Чай». Выпуск 546 (15.07.2011). Д. Шумаков

Фото: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.