Бидзэн: древние традиции японского гончарства

Моя давняя мечта побывать в древних центрах японского гончарства – Бидзэне и Сигараки – осуществилась в прошедшем июне. Сначала по приглашению и при содействии Управления Префектуры Симанэ познакомились с современными гончарными промыслами в городах Гоцу и Мацуэ. А затем я продолжила путешествие в префектуры Окаяма и Сига, где находятся известные на весь мир старейшие районы традиционного гончарства. Помимо Бидзэна и Сигараки, к таким районам, или центрам, относятся Тамба в префектуре Хёго, Сето и Токонаме в префектуре Аити, Этизен в префектуре Фукуи. Бидзэн считается самым древним из этих центров, его история уходит своими корнями еще в период Кофун.
IMG_5460
Самый простой путь попасть в Бидзэн – сесть в г. Окаяме, столице одноименной префектуры, на поезд локальной линии железной дороги и доехать до станции Имбе. Но сначала два слова об Окаяма. Это небольшой город, компактный, очень уютный и гостеприимный. По широкой улице, идущей в северном направлении от городского вокзала до реки, бегает трамвай, в центре вдоль канала разбит прогулочный бульвар с густой растительностью, а в некоторых кафе даже можно встретить меню с указанием блюд на русском языке! Две самые интересные достопримечательности Окаямы – средневековый замок и сад Коракуэн, входящий в число самых знаменитых старых садов Японии.

Станция Имбе (в переводе с древнеяпонского «Имбе» означает «люди, изготавливающие культовую посуду») находится в 40 минутах езды на поезде в восточном направлении от Окаямы. Именно здесь, на окраине городского округа Бидзэн расположен поселок гончаров. Он раскинулся в долине реки, между зелеными склонами гор. Когда-то, много веков назад в здешних местах нашли богатые залежи гончарных глин и основали первые мастерские по производству керамической посуды и черепицы. Расцвет гончарного центра начался в XIII веке. С тех пор навыки, традиции и секреты работы с глиной передаются из поколения в поколение, от отца к сыну. Японское гончарство – занятие наследственное, семейное, и сегодняшние мастера во многом обязаны своими успехами и признанием дедам и прадедам.
2015_09_06_03_001
Первое, что замечаешь, когда выходишь из маленького здания вокзала Имбе и окидываешь взглядом окружающий пейзаж – торчащие над крышами домов то тут, то там высокие кирпичные трубы. Это верный признак традиционной ступенчатой печи ноборигама, которой и сегодня широко пользуются в японском гончарстве, несмотря на доступность новейших моделей обжигательных печей. А в Бидзэне ноборигама в особом почете, так как только в этой печи, которую топят сосновыми дровами, можно получить те неповторимые технологические и художественные эффекты, которыми и знаменита местная керамика.
2015_09_06_03_002
Для того, чтобы сразу погрузиться в мир гончарного волшебства, надо обязательно зайти в Музей керамики Бидзэн, расположенный рядом со станцией в красивом современном здании. Вход платный – 700 иен. Переходя с этажа на этаж, посетитель знакомится с историей и сегодняшним днем гончарства Бидзэн. Но главное – видит то разнообразие и богатство форм и цветовых оттенков, которые созданы союзом глины и огня. В Бидзэне никогда не использовали искусственных цветных глазурей, достаточно популярных в японском гончарстве. В процессе обжига, продолжающегося до 10-15 дней (!), огненное пламя, в которое попадают частички пепла, мельчайшие растительные примеси, само рисует на стенках изделий узоры, каждый из которых неповторим. Густо-оранжевые, коричневые, темно-серые пятна и полосы на светлом фоне напоминают то затейливый иероглиф, то женский профиль, то стремительный водопад. Иногда содержащиеся в глине зерна минералов дают расплавы на поверхности, и тогда глиняный сосуд покрывается естественной прозрачной глазурью, или приобретает характерный эффект металлизации. Гончар не вмешивается в природное творчество, он только ставит готовое и высохшее изделие в печь – и ждет, что же получится после обжига. Температура в печи очень высокая – до 1250⁰С, и потому керамика получается не только красивая, но и прочная, звонкая, водонепроницаемая. Такие изделия называют «каменной» керамикой.
2015_09_06_03_003
2015_09_06_03_004
2015_09_06_03_005
В районе Имбе работают несколько десятков мастерских, многие из них имеют свои магазины-салоны, где продаются изделия – всевозможная столовая, чайная посуда, емкости для кухни, предметы интерьера. Обращает на себя внимание то, что в этих салонах практически не встретишь «китча». На мой взгляд, сдержанный, элегантный, аристократический стиль Бидзэн можно считать вершиной японского гончарства.
2015_09_06_03_006
Узкие извилистые улицы гончарного поселка Имбе, где нет сверкающих стеклами небоскребов — тихие, чистые, спокойные. Бродя по ним, все время замечаешь приметы того, чем этот поселок живет. Здесь каменная стенка, крытая сверху крупными кусками битой черепицы, там виднеются ступени ноборигама, а рядом аккуратные вязанки сосновых поленьев, приготовленные для обжига, и запасы светло-серой глины. На стенах зданий – оригинальные керамические панно, опоры фонарей на мостике через канал отделаны красивой плиткой. Особый колорит поселку придают дома под соломенными крышами – таких немного, но выглядит они весьма живописно.
2015_09_06_03_007
Короткая улица Амацумия-дори ведет к небольшим, но изящным синтоистским храмам Амацу-дзиндзя и Имбе-дзиндзя в северной части поселка. Здесь уже начинаются покрытые лесом склоны, на которых когда-то, в далеком прошлом, находились гончарные мастерские. Сегодня вся эта местность считается исторической достопримечательностью. На земле среди деревьев везде попадаются осколки керамических изделий, кое-где сохранились остатки старых печей ноборигама. Тут же находится и заросшее травой и цветами кладбище с могилами известных в древности мастеров керамики Бидзэн. Любопытная деталь – среди могил насыпаны холмики из фрагментов битой или бракованной посуды и черепицы. Я ходила по лесистому склону в полном одиночестве и тишине, получив на короткое время иллюзию погружения в прошлое.
2015_09_06_03_008
2015_09_06_03_009
Интересно, что и в самом поселке, возле домов-мастерских часто можно увидеть различные символы синтоизма – маленький алтарь с двумя-тремя керамическими черепками, изящные тории с соломенной веревкой симэнава», каменное изваяние какого-то божества, перед которым лежит горка черепков. Гончарство, как и многие другие японские ремесла, было с древности неразрывно связано с синтоистскими верованиями. Гончар, работая с глиной и огнем, общался с природой, а, значит, должен был уметь разговаривать с духами ками, от которых зависел результат его трудов. У гончаров было и свое божество — Сиинецухико-но-микото (Shiinetsuhikonomikoto).

Бидзэн – одна из самых драгоценных жемчужин в сокровищнице японского гончарного искусства. Не случайно в настоящее время здесь живут и работают несколько мастеров, признанных «живым достоянием» страны. Традиции Бидзэна вдохновляют гончаров-художников всего мира, хотя технология изготовления этой керамики считается одной из сложнейших.

В заключение этого краткого обзора я советую тем, кто хочет увидеть новые, яркие и экзотические страницы культуры Японии, посетить Бидзэн – гончарную столицу префектуры Окаяма.

Жущиховская И.С., доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник,
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

Источник: http://www.jp-club.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.