Основные критерии при выборе японского чайника

2015_07_02_01_008
Красный Ёхэн-кюсу с двумя (Меото) юноми великого Мастера Мидзуками Киёси, с применением техники Могакэ. Кюсу — 160 мл, юноми — 160 и 140 мл

Цена:
Бюджет — это несомненно важный параметр при выборе чайника для многих из нас. Но, так как чайник — это важнейший инструмент при приготовлении чая, то не стоит гнаться за низкой ценой. Я думаю, что 40 USD это минимальная сумма необходимая для покупки качественного чайника, особенно керамического.
Конечно, советую вам избегать кюсу с надписями “сделано в Китае” или “сделано во Вьетнаме”.

Объем:
Не стоит уж совсем зацикливаться на размере, но лучше всего выбрать чайник такого объема, с которым вы привыкли или хотите работать (какой чай вы хотите в нем заваривать? на сколько человек?).
Большинство ищет чайник для заваривания сэнтя высокого класса, тамарёкутя или кама-ири. Если вы хотите заваривать эти чаи только для одного человека, то лучше выбрать чайник небольшого объема — примерно 100-200 мл. В чайнике на 180-200 мл можно приготовить 2 чашки сэнтя. В чайнике объемом 100-150 мл возможно приготовить 2-3 чашки гёкуро.

Чайник объемом около 250 мл это многогранный инструмент, в нем можно приготовить 3 чашки сэнтя, но в то же время в нем можно заварить чай для одного, а еще в нем можно заваривать чаи типа ходзи тя.

Ну, а если главной целью для вас является приготовление чая для большого количества людей, то стоит выбрать чайник объемом более 300 мл.

Глина или фарфор?
Это сложный вопрос, но я бы выбрал глину, по крайней мере при покупке первого чайника.

Фарфор более нейтрален и не влияет на вкус чая, в то время как любая неглазурованная глина обладает немного разными свойствами. Но, мне кажется, что стоит начинать с использования хорошей глиняной керамики, чтобы легко приготовить хороший чай.

Кроме того, на мой взгляд, гораздо проще найти качественный глиняный чайник, чем действительно хороший фарфоровый.
Фарфор тем не менее незаменим для тех, кто хочет более углубленно заниматься разборчивым дегустированием. В этом случае наиболее логично приобрести хохин.

Какая глина? Из какого региона?
Это тема, в которую мне не очень бы хотелось углубляться. На самом деле, если задаться этим вопросом, то не каждая глина и не каждый способ обжига керамики подходит для всех чаев. Однако это весьма тонкие и весьма субъективные различия.

Но, если уж мы говорим о регионах или локальных традициях керамики, то упомянем Токонамэ (Префектура Айти) и Банко (Префектура Миэ)

Слепленный вручную или отлитый в форме?
Идея о том, что сделанные вручную вещи всегда лучше продуктов массового производства, конечно, очень романтична, но не всегда правдива.

Ведь все части чайников, сделанных с форм икоми, делаются отдельно (тело, ручка, носик, крышка, ситечко), как и у сделанных вручную чайников, а потом собраны воедино. А, как говорят керамисты, выточить на круге составные части чайника — это самая простая часть работы, а вот собрать их и закончить чайник — это требует большого мастерства. Кроме того, стоит понимать что с формы икоми можно сделать максимально 5 — 10 чайников и это требует времени.

Да, большая часть чайников икоми не самого высокого качества, но встречаются и поистине прекрасные работы, порой лучше, чем вручную сделанные чайники (особенно если этот керамист не специализируется на изготовлении чайников; их чайники часто очень дороги, но при этом совершенно непригодны для заваривания).

Красота
Приготовление чая должно доставлять удовольствие. Поэтому важно найти чайник, который вам будет нравится. Поэтому внешний вид — это очень важный критерий.

Ситечка
Ситечка у чайников — это предмет многих дискуссий, особенно здесь в Японии, где обычный покупатель чаще всего пьет чай ‘фукамуси’ (глубокой пропарки) очень мелкой фракции и не хочет особенно заморачиваться в процессе приготовления. Чтобы предотвратить засорение в процессе слива чая в 70-х годах были разработаны металлические ситечки. Звучит просто, но потребовалось несколько лет, чтобы найти правильную конфигурацию ситечка и приспособить форму производства кюсу к ним.

Но! давайте займемся керамическими ситечками! Вообще-то я не совсем убежден в эффективности металлических фильтров, похоже, что так или иначе они все равно забиваются, причем с наружной стороны, которою трудно вычистить, поэтому возникает опасность неприятного запаха или полного забивания фильтра.

Мелкие и широкие керамические ситечка стали ответом на металлические фильтры из Студии Такасукэ, пионера форм икоми, которые хорошо известны в Японии качеством своих литых чайников.

Заваривание
Метод использования чайников кюсу вообще-то нетривиален. Но не так много людей заваривают чай в них правильно, поэтому так часто возникают все эти вопросы о забивании ситечка и влиянии этого на вкус чая.

Чай нужно сливать медленно, понемножку, не допуская не только проливания чая через крышку, но и не позволяя чайным листьям полностью покрыть ситечко. Если все делать именно так, то даже самые мелко-фракционные чаи не смогут забить ситечка. Чтобы научиться этому, стоит попробовать посливать чай без крышки. Кроме того, медленный слив не дает листьям перемешиваться и менять вкус чая.

Уход
После использования чайник нужно промыть водой, чтобы очистить от всех чайных листьев, затем ополоснуть кипящей (или очень горячей) водой — так он высохнет быстрее. Лучше всего хранить чайник в хорошо вентилируемом месте и не закрывать его крышкой, пока чайник не высохнет полностью (это может потребовать времени).

Крышечка
Независимо от того сделан ли чайник вручную или отлит в форме, крышечка его всегда специально подогнана. Каждый чайник обжигается с закрытой крышкой, а после обжига следует процесс фута-авасэ, при котором крышка подгоняется к конкретному чайнику. Поэтому если вы разбили крышку, то новую не найти. Потому предстоит либо проститься с крышкой, либо использовать супер-клей (идеальным решением бы было возродить крышечку способом кинцуги, конечно).

2015_07_02_01_001
Удивительный кюсу «Черепаха» известнейшего японского Мастера Токонамэ — Мотодзо Камеока. ~ 120 мл

2015_07_02_01_002
Токонамэ кюсу от известного Мастера Гёкко. ~ 160 мл

2015_07_02_01_003
Банко кюсу от знаменитого Мастера Фудзии Иккю. ~ 160 мл

2015_07_02_01_004
Знаменитая керамика Сома. Кюсу 1980х годов. Объем ~ 275 мл. Изготовлен в печи Мэйдзуки. С подписью Мастера под крышкой

2015_07_02_01_005
Кюсу «Гора Фудзи» от великого Мастера, члена ассоциации ручного изготовления чайников Токонамэ, удостоенного множества самых престижных наград, Мидзуно Ёкэя. Объем ~ 220 мл

2015_07_02_01_006
Токонамэ Кюсу «Зеленый Тануки», 1980-ые. Объем ~200 мл

2015_07_02_01_007
Могакэ Кюсу от великого Мастера, члена ассоциации ручного изготовления чайников Токонамэ, удостоенного множества самых престижных наград, Мурата Ёсики. Объем ~ 220 мл

2015_07_02_01_009
Небольшой Кё Хохин для сэнтя, ~ 75 мл. 1980ые, Япония

Источник https://japaneseteasommelier.wordpress.com
Перевод KERAMISTA (https://vk.com/keramista)
Источник: https://vk.com/teahouse_nsk


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.