Исинская глина

Известные под общим собирательным названием цзы-ша, или «пурпурный песок», глины встречается во многих областях Юго-восточного Китая. Сформированные отложениями древних озер, они залегают пластами на разной глубине, и в зависимости от конкретной местности свойства их существенно отличаются. Исинская цзы-ша отличается высоким содержанием каолинитов, которые придают изделиям блеск и пористую структуру. Самое высококлассное сырье сосредоточено в Хуанлуншань горе Желтого Дракона. Сегодня шахты, где раньше велись разработки, закрыты для свободного доступа, и чтобы начать добычу, нужно получить специальную лицензию на высоком административном уровне. Тем не менее, на частных складах у мастеров (а в гончарном производстве занято до 70% местного населения) хранятся сотни тонн сырья, добытого раньше, и с каждым годом оно увеличивается в цене.
2015_05_25_01_001
Все многообразие исинских глин подразделяется на две большие категории: цзя ни, твердые глины, и нэнь ни, мягкие глины.

Твердые глины с высоким содержанием кварцевой слюды залегает тонкими пластами от нескольких десятков сантиметров до метра на разной глубине. Слои серо-зеленых, желтоватых и фиолетовых оттенков поэтично называют «жилами дракона». Разные по качеству, на которое влияет совокупность многих факторов, твердые глины в свою очередь подразделяются на пурпурные и зеленые.

Цзы ни или пурпурная глина, в естественном виде имеет лиловые, фиолетовые и зеленоватые оттенки, после обжига приобретает насыщенный коричневый, бордовый и лиловый цвет (чем выше температура обжига, тем темнее оттенок). Это сырье имеет идеальную пластичность, высокую прочность и минимальную усадку при высыхании и обжиге. Красивая, прочная, легкая, пористая и водонепроницаемая, она идеально подходит для заваривания чая.

Бэншань люй ни, или зеленая глина, светлого серо-зеленого цвета руда после обжига при температуре 1170 ℃ приобретает золотисто-коричневый цвет, при 1200 ℃– зеленовато-желтый, а при 1250 ℃– синий.

Смесь пурпурной и зеленой глин называется дуань ни. При обжиге дает широкую гамму оттенков. Самое ценное сырье дуань ни естественного происхождения – лао дуань ни, старая дуань ни. Оптимальная температура обжига 1180 ℃, коэффициент усадки около 12%.
2015_05_25_01_002
Более подробная классификация разновидностей зеленой и пурпурной глин выделяет следующие классические сорта: хунцзун ни, красно-коричневая глина, дахун ни, «большая красная», байма-цзы ни «сто конопляных семечек», хунма-цзы ни «красные конопляные семечки», дисао цин ни, донная голубая, липи ниили «кожа груши», хэй ни, черная, и другие.

Нэнь ни, мягкие глины, или терракоты, широко применяются в гончарной промышленности Исина, но в производстве чайников используются как добавки к цзы ни — для повышения эластичности и снижения температуры спекания. Но есть среди нэнь ни и редкие, ценные сорта.

Хун ни, красная глина, также называется чжу ни, киноварная глина, или ши хуан ни, каменная желтая глина из шахт Хуанлун Шань и Чжаочжуан Шань. Эта глина насыщена оксидом железа (в среднем 14-18%), но содержит меньшее (в сравнении с цзя ни) количество силикатных частиц. Поэтому она сильно уменьшается в объеме во время обжига (усадка составляет 30-55%) и требует от гончара большого опыта и высокого мастерства. Менее пористая, при простукивании более звонкая, она ближе по своим характеристикам к фарфору. Обжигают при температуре 1080℃. После обжига приобретает яркий алый, оранжево-красный или пурпурный оттенок (интенсивность алого зависит от содержания окиси железа и температуры обжига – чем она выше, тем оттенок темней). Чувствительна к высокой температуре, колебания всего в несколько лишних градусов могут испортить изделие.

Одна из самых знаменитых разновидностей красной глины, которая после обжига приобретает яркий алый цвет – это да хун пао ни «большой красный халат». Такой халат соответствовал высокой чиновничьей должности в династию Цин.

Белая глина, бай ни, которую добывают в Дачао Шань, как самостоятельное сырье используется редко, в основном идет как добавка при смешивании глин.

Помимо этих основных видов естественного происхождения, существует и множество рожденных, благодаря цзяо ни и вей, искусству смешивания глины. Смешивая сырье и варьируя температуру обжига, можно получить пять основных цветов и великое множество их оттенков, для каждого из которых существует свое название и технология обжига. Искусство смешивания глин, однако, не предполагает внесение химических присадок, красителей и других инородных, изначально не присущих исинскому сырью веществ. Классический исинский чайник должен быть сделан из цин шуй ни — «глины чистой воды».

РОЖДЕНИЕ ЧАЙНИКА ИЗ ИСИНСКОЙ ГЛИНЫ
Извлеченную из глубин земли глину сначала необходимо разделить на мелкие фракции и просушить в течение длительного времени — от нескольких недель до нескольких лет: срок определяется на месте из конкретных задач и химического состава. В наши дни этот этап значительно сокращен по времени за счет применения вакуумной просушки. Просушенную глину измельчают до состояния пудры, просеивают, промывают, отфильтровывают пасту, которую затем отбивают, чтобы уплотнить и вытеснить лишнюю влагу. Полученный полуфабрикат хранится в закрытой емкости до момента финальной формовки.
2015_05_25_01_003
Технология работы с цзы ша имеет ряд особенностей и солидный набор специальных инструментов. Перед началом работы мастер снова отбивает глину до нужной толщины — толщины стенок чайника. Затем формируют круглое донце и полоску, соединив концы которой мастер приступает к окончательной формовке «тела», заделывая швы соединений. На том месте, где будет прикреплен носик, необходимо заранее подготовить отверстия для слива воды. Когда все готово, прикрепляют носик и ручку, аккуратно заделывая шов. Уровень верха ручки, носик и горлышко должны образовать «шуй пин», «уровень воды». Внутренние и внешние стенки чайника разглаживаются, ровняются и доводятся до совершенства, после чего формуют крышку с жемчужиной-держателем. На донце с внешней стороны (в случае работы известного мастера и с внутренней на боку) ставится печать создателя, а стенки украшаются резьбой или аппликацией.
2015_05_25_01_004
Когда все готово, чайник отправляют в печь для обжига. Крышка и горлышко во избежание спекания обсыпаются специальной пудрой. Крышка – вообще очень тонкий момент в создании чаху. Усадка глины в каждом конкретном случае неповторима, зависит от множества факторов, поэтому идеальное прилегание крышки после обжига говорит о большом опыте мастера. После обжига чайник знаменитого мастера может быть дополнительно инкрустирован драгоценными металлами (золото, золотые нити, серебро).

Работа по созданию чайника, начиная от чертежа макета и подготовки глины и заканчивая обжигом и инкрустацией, чрезвычайно кропотливая, можно сказать, ювелирная, и занимает от нескольких дней до нескольких недель.

Более простой способ, применяющийся для изготовления серийных «штампованных» чайников, заключается в том, что глиной вручную заполняется готовая гипсовая форма двух половинок чайника, которые затем состыковываются, а шов зашлифовывается, после чего прикрепляются носик и ручка.

Современная электрическая печь для обжига намного эффективней древней Лун-яо, где температуру так сложно контролировать. Однако многие известные мастера, несмотря на риск, обжигают свои творения в Древних Драконьих печах, следуя традиции предков, ведь мастерство и фамильные секреты в большинстве случаев передаются вместе со старыми глинами по наследству — от отцов к детям.

ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА
Здесь необходимо пояснить базовый принцип отношения к предмету, свойственной китайской культуре в целом, где мерилом является не только и не столько ценность материала – металла, драгоценного камня, редкой породы дерева или иного сырья – сколько мастерство выражения его сути, “души материи” через тонкую соразмерность пропорций, изящество или нарочитую грубость линий, сочность или мягкость цвета и осязаемую рельефность фактуры. И, как следствие, имя автора, неповторимый стиль которого одухотворяет материю и наделяет ее частицы самостоятельным бытием, также становится своеобразным предметом культа.
2015_05_25_01_005
Создателем заварочного чайника считается мастер Гун Чунь (1488-1566 гг.), удивительный «скульптор» первых форм, впоследствии ставших классикой. Он и «Четырех Великих» — Дун Хань, Чжао Лян, Ши Пэн и Юань Чан – стояли у истоков традиции. «Три Великих» следующего поколения — Ши Да-бинь, Ли Чжун Фан и Сю Ю-цюань — творчество которых пришлось на конец минской эпохи, продолжили и развили дело своих предшественников. Немногие уцелевшие до наших дней предметы хранятся в музеях Китая и Европы.

Заложенный ими подход, в котором гармонично сочетаются форма-син, идея-шэн, энергия-ци (материал) и исполнение-тай, повлиял на все последующие поколения. А тот факт, что с самого начала своего существования исинские чайники отправлялись в Южную столицу Нинькин, где была сосредоточена культурная элита, задал «высокую планку» для их создателей. Наравне с каллиграфией, живописью, резьбой и другими произведениями высокой эстетической ценности они пополнили сокровищницу китайского искусства.

Почти сразу в многообразии первых чайников наметилось два направления – хуа хо, цветочные и гуан хо, геометрические. При создании хуа хо мастера черпали вдохновение из природы — цветок, плод или элемент растения становились прообразом формы. Чайники гуан хо – кубические и шарообразные – выполнялись в строгой манере, их дух передавался через выразительность и четкость линий и гармонию пропорций.

Размеры первых чайников были большими в сравнении с сегодняшними – до 30 см в высоту, в качестве материала использовались желтые, фиолетовые и зеленые глины. Формы первых чайников — лун дань, драконово яйцо, лун дай, драконий пояс, ин фан, квадратная печать, шу ин ху – чайник в виде капа и другие.

Особняком стоит имя гончара Мэн Ченя, небольшие тонкостенные чайники которого отличались от работ предшественников не только размером и особым изяществом, но и типом обжига – он использовал закрытый способ (в керамической емкости).

В эпоху Цин расширяется цветовая палитра глин: к уже известным видам – желтой каменной, пурпурной, фиолетовой и зеленой глинам прибавляется черная у ни, и белая, бай ни, новые формы и орнаменты, резьба и декорирование глиной контрастных цветов, рельефные узоры, глазурь, покрытие оловом, инкрустации золотом и нефритом, полировка до зеркального блеска.

С началом опиумных войн и больших социальных потрясений многие отрасли прикладного искусства приходят в упадок, но культура исинской керамики продолжает традицию руками таких мастеров как Шоу Чжэнь по прозванию Чистый Человек Пути, Фань Да Жэнь, Ю Го Лян и других.

С 50-х годов ХХ в под лозунгом «Пусть расцветают сто цветов» древнее искусство переживает новый подъем. В октябре 1958 года была основана Исинская ремесленная фабрика изделий из фиолетового песка и средняя школа по обучению лепке. Самые талантливые ремесленники из окрестных деревень отправлялись изучать историю искусств в Центральную Академию Изобразительных Искусств или Нанкинский Институт Искусств.

У каждого мастера – свой стиль, который часто берет начало в семейных традициях. На первых порах будущий мастер неустанно копирует работы древних, пока не достигают совершенства в технике, после чего некоторым удается найти свою неповторимую индивидуальность. Самые искусные живут и работают в мирной гармоничной обстановке в предместьях городка Диншу-чжен, в их распоряжении все богатство накопленного опыта и последние современные технологии.

ВЫБОР ЧАЙНИКА
2015_05_25_01_006
Правило здесь одно: чайник должен понравиться именно вам. С прагматической точки зрения, он должен быть подходящим по объему, с хорошим сливом, плотно прилегающей крышкой и ручкой, за которую удобно держать. По устоявшейся традиции неглазурованный чайник из пористой глины используют для заварки лао ча, ферментированных улунов, пуэров, красных и черных чаев. Можно заварить в исинском чайнике также и зеленый, и желтый, и белый, но для этих видов лучше все-таки взять стекло, фарфоровую гайвань или глазурованный чайник. У настоящего «чайного человека» всегда есть несколько чайников – разных размеров, форм, цветов и фактур.
2015_05_25_01_007

ВОСПИТАНИЕ ЧАЙНИКА
“Новый чайник подготовить к использованию очень просто: промойте его обычной теплой водой, затем ополосните кипятком, заварите в нем тот тип чая, который будете заваривать чаще других, и оставьте так на пару часов, а лучше на ночь. Утром снова хорошенько промойте и дайте просохнуть. Чайник полностью готов к работе!” Такой совет мы чаще всего слышали от людей, профессионально работающих с чаем в Китае – гончаров, чайных технологов и коллекционеров. На контр-вопрос, не следует ли кипятить его в кастрюле с чаем, заваривать в нем тофу или как-то еще специально колдовать, самым исчерпывающим ответом был “вы спрашиваете так, как если бы это была ракета, которая полетит в космос!”.
2015_05_25_01_008
Ян ху – взращивание чайника или наработка чайника – феномен исключительно культурный, нематериальный. Чем дольше вы общаетесь с предметом, тем «плотнее» становится его «тонкое» тело, он начинает обрастать историей – своей собственной и вашей совместной. Всякий раз, когда вы завариваете в нем чай, поглаживаете мягкой кисточкой, глядя, как испаряется с поверхности тончайшая пленка воды, натираете до блеска во время просушки, вы питаете его своим вниманием, тем единственным, что ненадолго оживляет этот неорганический предмет. Раз за разом общее количество этого внимания накапливается, неуловимые изменения фактуры, веса, цвета, тактильных ощущений, даже звука в какой-то момент переходят в новое качество – и происходит маленькое чудо.

В бытовом смысле чайник, как и любой предмет чайной утвари, после употребления следует тщательно вымыть, не прибегая к синтетическим моющим средствам. При необходимости снять водный камень или налет, воспользуйтесь питьевой содой. Чистый чайник следует хорошенько просушить — сначала перевернутым, затем с частично приоткрытой крышкой. Чтобы на поверхности со временем проступил специфический нежный глянец, в процессе просушки или перед употреблением тщательно протирайте чайник чистой хлопчатобумажной или льняной тканью.

Источник: http://mоychay.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.