Чабани

Радио Пуэр FM. Выпуск 103

Элементарные сведения о чабанях, о вариантах их конструкций и материалах; немного страшной правды о вещах, сделанных вручную; чуть-чуть о сакральном смысле чабаней.
2015_05_06_01_004

Наши слушатели не раз просили нас рассказать о чабанях – чайных досках (иногда слово «чабань» переводят также как чайный поднос или чайный столик. Но «бань» — это всё-таки доска, доска в смысле предмета – например, доска в школе – а не в смысле материала. Хотя иероглиф «пань» — поднос – тоже иногда используется в этом слове, к тому же китайские «б» и «п» ближе друг к другу, чем русские. Но поднос – предмет, на котором посуду носят, а чабань нужна не для этого, так что «чайный столик» — перевод хоть и не буквальный, но ближе по смыслу).

И в самом деле, этот предмет чайного обихода оказался обойдён вниманием в нашем творчестве. А дело в том, что история чабани покрыта мраком – совершенно непонятно, кто и когда ее изобрел, как были устроены первые чабани, и как они эволюционировали, и т.д. Даже в довольно подробных хрониках развития чайной культуры о чабанях почему-то не упоминается. Кстати, если кто-то владеет такой информацией или знает, где ее можно раздобыть – поделитесь, пожалуйста, многие были бы вам благодарны.

Так что давайте поговорим о том, что мы видим на данный момент. Самыми распространёнными являются два варианта конструкции. В одном из них внутрь рамы с решёткой вкладывается пластиковый поддон, в который стекает вода и чай. Ну, или ещё проще – чабань в целом представляет собой широкую коробочку или кастрюльку, накрытую дырявой крышкой, и вода накапливается внутри этой коробочки. Другой вариант – когда никакой решётки и никакого внутреннего объёма у чабани нет, это цельная доска, но в самой глубокой ее точке имеется отверстие, к которому присоединена отводная трубка, по которой вода стекает в стоящее под столом ведро. Иногда первый вариант называют чапань, чайный поднос, а второй, с трубочкой – собственно чабань, доска, но в России такое разделение не очень распространено.

У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. У первой разновидности ёмкость поддона конечна, и рано или поздно придётся прерваться, чтобы вынуть его и опорожнить; кроме того, чем сложнее конструкция, тем больше в ней может сломаться. Но этот вариант для меня – самый привычный, лет десять назад в чайных клубах преобладали как раз такие, и к разновидностям с трубочкой я долго относился предвзято, мне это казалось ужасно неудобным. А зря – как оказалось, пользоваться такой стационарной цельной чабанью совсем не сложно. Но есть и минусы: на пол ее не поставишь, для слива нужен перепад высот; стекая по трубке, вода довольно неприятно журчит; если трубка опущена ниже уровня жидкости в ведре, то в ней постоянно образуется воздушная пробка, и приходится либо шевелить трубку, либо жамкать прилаженную к ней резиновую грушу; если прорези у чабани с решёткой достаточно широки, то чайная крошка благополучно смывается в поддон, а у чабаней с трубкой она задерживается на поверхности — в общем, эстетика так или иначе страдает.

Наконец, существуют и комбинированные варианты – чабани, в поддоне которых есть клапан для слива, который можно держать закрытым, а можно открыть и присоединить к нему трубку.

Если чабань большая, и предполагается, что она будет стоять на месте, то её устройство может быть расширено и дополнено. Например, ее пространство может быть разделено на внутреннюю рабочую зону и бортики, на которые гости возвращают чашки, чтобы их снова наполнили чаем; с одной из сторон может быть подставка-сушилка для перевёрнутых чашек; на краях могут быть декоративные возвышения в виде гор или статуэток и т.д. В состав чабани может входить панель с электрическим чайником, чтобы тут же и воду греть. Не сказал бы, что это намного удобнее, но такие чабани часто ставят в офисах крупных чайных фирм, они солидно выглядят. Лично я такой вариант недолюбливаю – ну, не нравятся мне эти маленькие чайники из нержавейки, шипящие прямо под рукой. К тому же стоит всё это сооружение намного дороже, чем чабань и чайник по отдельности. В конце концов, в чабани может быть ещё и встроенная система подачи воды.

Есть и противоположный, минималистический вектор. Функцию чабаней может выполнять другое устройство – чайный пруд, чачи. Это просто более или менее широкая чаша, над которой или в которой можно поливать чайник водой, вода при этом никуда не девается, остаётся в пруду и продолжает греть чайник снаружи. В маленьких прудиках помещается только чайник; в широких прудах можно разместить и другие элементы посуды, в них могут быть для этого возвышения-островки, и легко представить, что чабани с трубками произошли от таких прудов, но так ли это в действительности, я не знаю.

В свою очередь, у маленьких прудиков на один чайник тоже есть альтернатива – так называемые «сосуды для питания чайника», глиняные или фарфоровые подставочки, имеющие на верхней поверхности несколько дырочек, небольшую полость внутри и носик для слива. Они занимают очень мало места, но их часто приходится опорожнять, и поливать чайник водой придётся осторожно, чтобы избежать брызг; впрочем, кто-то может рассматривать этот стимул быть аккуратнее как достоинство.

И опять-таки есть гибриды, которые можно использовать двояко. Моя первая чабань, купленная лет 13 или 14 назад, сделана из грубой глины и представляет собой широкую ёмкость, накрытую сверху плоской крышкой с дырочками, и эту крышку можно снять, и использовать ёмкость как чайный пруд, в ней как раз помещается большой чайник и чахай. Иногда, где-то раз в год, мы устраиваем красочное шоу: расставляем вокруг этого пруда десяток-полтора свеч-таблеток, почти полностью его окружая, и выключаем весь остальной свет. Огни свеч горят ниже бортика пруда, его внутренность оказывается не освещена, и за посудой приходится нырять в эту непроницаемую темноту. Зато, когда пруд наполняется горячей водой, поднимающийся из него пар оказывается ярко подсвечен со всех сторон. Забавно, что первая чабань Хризолита была точь-в-точь такой же, даже форма совпадает, и куплена она была в то же самое время.

Чабани, устроенные как коробочки, иногда делают повыше, и это позволяет хранить внутри них набор посуды. И всё более популярными становятся походные наборы посуды в сундучках, которые, раскладываясь, превращаются в чабань.

Теперь о материалах. Тут разнообразие не меньше. Чабани бывают бамбуковые, деревянные (а дерево, в свою очередь, бывает разным), глиняные, фарфоровые, каменные, металлические, пластиковые и т.д. На просторах России чаще всего можно встретить чабани из бамбука или дерева, дешёвые деревянные сделаны, как правило, из груши. И те, и другие могут привлекательно выглядеть и надёжно работать, но вот что надо иметь в виду: панели бамбуковых чабаней состоят из отдельных планок, плотно пригнанных друг к другу. После первых одного-двух использований стыки между ними становятся более заметными. Этих трещинок не надо бояться, увеличиваться они не будут, на рабочих свойствах чабани они никак не сказываются, планки надёжно закреплены в раме. И в дальнейшем внешний вид бамбуковой чабани меняться почти не будет, особенно если ее мыть или протирать, стирая чайный налёт; но можно этого и не делать, подчёркивая возраст чабани, бамбуку следы от чая даже к лицу. А вот чабани из груши, увы, с каждым годом утрачивают красоту: на краске и лаке, которыми они покрыты, постепенно накапливаются дефекты. Хотя, в принципе, никто не мешает покрасить чабань и покрыть ее лаком заново. Есть другие породы дерева, на внешний вид которых время, горячая вода и чай влияет меньше – например, дерево венге. У древесины венге характерная расцветка, она пёстрая, рябая; она прочная и очень устойчива к гниению. Но и стоят чабани из венге существенно дороже грушёвых.

Что касается долговечности, то как минимум несколько лет качественная бамбуковая или грушёвая чабань должна прослужить, если только не ронять её и не бить. Есть мнение, что бамбуку вредны резкие перепады влажности и температуры, что не надо оставлять бамбуковую чабань влажной, а лучше, помыв ее, сразу вытереть насухо, и что пересыхать или находиться рядом с источником тепла бамбук также не должен. То есть, бамбуковая чабань требует некоторого ухода. Но по моему личному опыту, бамбук совершенно не капризен. Раньше я с некоторым подозрением относился к чабаням-коробочкам, меня настораживало, что бамбук должен будет долго контактировать с водой, но опасения оказались излишними, ничего страшного не происходит, хотя оставлять такую чабань наполненной на несколько дней, наверно, не стоит. Если у такой чабани начинают течь швы, то это не фатально – говорят, достаточно просто пройтись по ним герметиком; впрочем, у моих чабаней швы ни разу ещё не текли.

Глиняные и фарфоровые чабани и подавно вечны, если только их не разбить. Но глиняную чабань желательно как можно быстрее высушить после использования, иначе в ней может завестись плесень, с которой потом придётся побороться. В Китае, кстати, небольшие круглые фарфоровые чабани довольно распространены.

Всё чаще встречаются каменные чабани, они, как правило, довольно дорогие, но смотрятся эффектно. Чего не скажешь о чабанях из нержавейки, похожих на лотки в процедурных кабинетах. Возможно, ансамбль из металлической посуды на такой чабани смотрелся бы даже интересно, но вот с глиняным чайником или фарфоровой гайванью она диссонирует просто зверски, всегда недоумеваю, из каких соображений люди заводят себе такое.

И, наконец, пластик. Некоторые относительно недорогие чабани якобы из цельного массива дерева на самом деле сделаны из пластика и просто раскрашены под дерево. Некоторых поборников экологичности и натуральности это почему-то расстраивает. Почему вырубать деревья – это экологично, а синтезировать пластик – нет, мне лично понять трудно, особенно если учесть, что деревообрабатывающие фабрики вредят природе порой не меньше, чем заводы по переработке нефти. И почему древесина натуральнее, чем останки динозавров – тоже. По-моему, пластик – прекрасный материал: он инертен, водостоек, ему легко придать требуемую форму, и сделать чабань и красивой, и хорошо работающей.

В последнее время всё больше российских умельцев берутся делать чабани ручной работы, и это неудивительно – в конце концов, чабань не настолько высокотехнологичное изделие, как глиняный чайник, подходящий для хорошего чая, это то, что нам здесь вполне по силам. Можно даже просто принести из леса корягу, обработать ее для долговечности и продумать слив, чуть-чуть подправив при необходимости – иногда выходит очень стильно.

Мы часто встречаем в сети работы совершенно разного уровня – есть и наивное творчество, но, наверно, интересно ведь сделать для себя такую чабань, какую вздумается, и разукрасить, как взбредёт в голову, а есть и очень серьёзные вещи в исполнении мастеров-краснодеревщиков. Далеко ходить не надо – среди гостей нашей чайной есть мастер, чабани работы которого отправлялись не к кому-нибудь, а к самому Брониславу Брониславовичу Виногродскому.

Понятно, что стоят такие вещи обычно немало уже хотя бы потому, что себестоимость их изготовления оказывается выше. Будь это не так, какой смысл был бы в механизации, кто стал бы разрабатывать и внедрять станки и автоматические производственные линии, если бы это не уменьшало затраты. Но всегда ли ручной труд лучше? Нет, вещь, изготовленная вручную, может быть и шедевром, и безыскусной поделкой. И мне не очень по душе то восторженное отношение, которым стало принято встречать любое самодеятельное творчество, вне зависимости от уровня мастерства. Особенно когда творчества как такового, то есть сотворения чего-то нового, по сути и нет – взять, к примеру, готовые наборы для вышивки с эскизами, входящими в комплект. Вышил человек панно – вау, какой молодец! А в чём тут достижение-то – в том, что он, поленившись даже самостоятельно придумать рисунок, потратил уйму времени на то, что станок сделал бы во много раз быстрее и точнее, вместо того, чтобы сделать что-то такое, на что способен только человек? Восторги по поводу любой безделушки, сделанной своими руками, на мой взгляд, обесценивают труд настоящих мастеров. Заниматься творчеством – это совершенно нормальное явление, это естественная потребность, которая сама по себе не заслуживает восхваления, вы же не ожидаете похвалы за то, что поспали и поели. По-моему, лучше восхищаться тем, что действительно достойно восхищения, а не всем подряд из боязни задеть чьи-то чувства.

А повышенный и постоянно растущий потребительский спрос на изделия ручной работы вполне объясним, но мне не нравится стоящая за ним мотивация. Дело ведь не в качестве – надпись «ручная работа» автоматически увеличивает цену во много раз, и качество уходит куда-то на десятый план. И не в уникальности, неповторимости – она важна для произведения искусства, но утилитарную, безыскусную вещь, которые делаются вручную, но сотнями и тысячами, необычно нарисованный завиток или вмятинка от пальца сами по себе в шедевр не превратят. Дело тут несколько в другом… Почему, например, у предметов роскоши цена перестаёт соответствовать объективным достоинствам вещи и выходит на первый план, вещь ценится потому, что дорого стоит, а не наоборот, как должно быть с точки зрения здравого смысла? Потому что деньги – это дистиллированное время чужой жизни, время, потраченное на их зарабатывание и на приобретение навыков и знаний, необходимых для их зарабатывания. Чем дороже вещь, тем больше жизненного времени она в себе воплощает, покупая ее, мы символически реализуем власть над чужим временем, доказываем свое высокое положение в этой хищнической или, если угодно, вампирской пирамиде. А если вещь сделана вручную, то она воплощает в себе эту идею ещё более явно и прямо, это концентрат жизни, на неё потрачена уйма чьего-то конкретного живого времени. Если бы эту вещь сделал станок-автомат, то человек за это время мог бы узнать что-то новое, с ним могло бы произойти что-то важное, он мог бы уделить время семье и т.д. И всё вот это, эту чужую жизнь мы можем позволить себе приобрести. Подумайте об этом, когда в очередной раз услышите, что у вещей, сделанных вручную, якобы «есть душа». Да, есть. Но души не берутся ниоткуда. Это чья-то чужая душа.

Ну, а если смотреть на вещи оптимистичнее, видеть в них воплощённую энергию созидания и творчества, тогда не стоит забывать, что конвейеры и роботы тоже не возникают сами собой. Их кто-то придумывал, трудился, вкладывал в это свой ум, в процессе конструирования тоже бывают озарения, так что вещи механического производства тоже плоть от плоти единого одухотворённого потока жизни.

А однажды нам довелось, хотя и очень косвенным образом, поучаствовать в одном необычном событии. Роман Ильминский, чайный человек из Владикавказа, чьи чайные фото мне очень нравятся, учась на факультете информационных технологий, выбрал темой своей дипломной работы изготовление чабани. За образец он взял китайскую каменную чабань, сделанную якобы вручную. Обнаружил месторождение доломита неподалёку, нашёл фирму, занимающуюся резьбой по камню, спроектировал трёхмерную модель, написал код для станка. Потом оказалось, что человек, который должен был сделать эту чабань, уехал, и Роману пришлось ещё и работу на станке самому освоить. Получилась очень красивая вещь, и притом раз в пять дешевле китайской. И на защите диплома он поил комиссию чаем с этой чабани, а чай был куплен у нас, мы ещё совместно решали, что бы выбрать такого, чтобы было и вкусно, и понятно, и настраивало на благожелательный лад))) Защита прошла на ура!

Чабань, конечно, не отнесёшь к предметам самой первой необходимости. То, в чём заваривать чай, и то, из чего его пить, нужнее. И те, у кого чабани пока нет, иногда сомневаются, насколько это удобно, и не осложнит ли такая большая вещь им жизнь, ведь чабань занимает больше места, чем кружка или типот. Но на практике чабань, наоборот, даёт свободу, небольшая чабань – это чайный клуб, который может быть с тобой всегда и везде, и тебе не надо уже быть привязанным к кухне с раковиной или ограничиваться такими способами приготовления чая, при которых вода не льётся наружу.

Кроме того, чабань – это ещё и символ пространства, окружающего и вмещающего в себя нас и наши действия. Работа с чаем вообще учит не фокусировать внимание жёстко, не зацикливаться на одном явлении или процессе, смотреть шире и учитывать пространство и время. И чабань как раз и выражает этот вектор внимания, ракурс, при котором мы видим не только изображение, но и холст, слышим не только сказанное, но и тишину, из которой приходят все слова. И неспроста в традициях, не подразумевающих использование чабани, её место не пустует – например, чайная утварь может располагаться на специальном длинном чайном полотенце. Наличие такого пространства, или среды, создаёт ещё одно измерение, ещё один слой смыслов – взаимное расположение предметов, отражающее взаимосвязи между ними, в которых тоже могут быть заключены идеи или понимание гармонии. Тут можно увидеть даже параллели с магическими и мантическими практиками, в которых важна и геометрия, рисунок, образуемый элементами, и само место. Например, для гадания на рунах достаточно самих рун, или просто того, в чём можно увидеть руны; однако, в некоторых школах у эриля есть ещё и платок, на который руны бросают.

Но можно обойтись и без этих параллелей. Достаточно и того, что чабань – это очень удобно)
2015_05_06_01_001
2015_05_06_01_002
2015_05_06_01_003
2015_05_06_01_005
2015_05_06_01_006
2015_05_06_01_007
2015_05_06_01_008
2015_05_06_01_009
2015_05_06_01_010
2015_05_06_01_011
2015_05_06_01_012
2015_05_06_01_013
2015_05_06_01_014
2015_05_06_01_015
2015_05_06_01_016
2015_05_06_01_017
2015_05_06_01_018
2015_05_06_01_019
2015_05_06_01_020
2015_05_06_01_021
Радио Пуэр FM. Выпуск 103. Чабани.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
6 мая 2015 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.