Чайные состояния

Радио Пуэр FM. Выпуск 31

О том, что роднит питье чая и медитацию, от чего зависят тонкие переживания при чаепитии, и какие они бывают.
2015_10_05_06_001

Когда человек знакомится с чайной культурой, обычно первое, на что он обращает внимание – это красивые сложные церемонии, непонятные, но этим и притягательные. Затем – на сам чай, на его вкус и аромат, а если человек озабочен здоровым образом жизни – на пользу. Но рано или поздно он слышит слова «чайные состояния». И в наше богатое на эзотерику время тут легко дать волю фантазии.

Масла в огонь подливают талантливые чайные пиарщики, использующие броские, провокационные выражения: благодаря Басте и Гуфу появилось понятие «опасные сорта», а с легкой руки Григория Потемкина по Руси пошло словосочетание «галлюциногенный Чаочжоу Ча».

Когда все это слышит человек, не знакомый с качественным чаем, у него возникает резонный вопрос: что они там курят? Я вот люблю чай и пью его всю свою жизнь, но никакими измененными состояниями сознания не страдаю. Если эти сектанты не прикалываются и не врут, значит, они то ли пьют какой-то подозрительный чай, то ли делают с ним что-то не то.

И такой человек совершенно прав, верно и первое, и второе. Почему потребителям «Принцессы Нури», «Лисмы» и других изысканных сортов династии Дрянь сама мысль о том, что чай может влиять на самочувствие и состояние сознания, кажется дикой?

Во-первых, качество магазинного чая настолько низкое, что ни о каких тонких эффектах говорить не приходится. Во-вторых, патологическая привычка экономить: средний россиянин пьет безбожно разбавленный чай, уж какие там изменения сознания. В-третьих, непонятно с чем связанная водобоязнь, на которую с тревогой обращали внимание еще советские диетологи. Обывателей удивляют и смешат маленькие китайские чашечки, но в ходе чайной церемонии гость выпивает минимум поллитра чая, а то и литр. В течение наших открытых чаепитий, когда пьется по три, а то и по четыре чая, каждому гостю достается литра полтора-два, и никому не кажется, что это много. А если пару раз в день нацедить себе по 100 мл еле теплого слабого-слабого чая, странно ожидать какого-то действия. И в-четвертых, это обращение с чаем и внимание к нему. Когда печенью и конфетам уделяется больше внимания, чем собственно чаю, то и эффект от чая будет не бОльшим, чем от печенья и конфет.

Есть и еще одна сторона дела. Многие отмечают, что китайцам совершенно несвойственны рассуждения о тонких материях применительно к чаю. Если попросить китайца рассказать об эффекте чая, он охотно поведает о том, что чай согревает, питает желудок, борется с «тремя вершинами» — «сань гао» — повышенным артериальным давлением, уровнем холестерина и глюкозы в крови и т.д., но ему и в голову не придет говорить о каких-то особенных состояниях. Когда любители чая сталкиваются с этим, одних это обескураживает, а другие, наоборот, проникаются гордостью – дескать, вот насколько мы глубже и тоньше все чувствуем и понимаем!

Тогда как на самом деле китайцы просто находятся в гораздо лучшем контакте с собственным телом и сознанием, то, что состояние того и другого непрерывно меняется – для них обыденность, о которой нет никакого смысла упоминать. Наши же люди часто замечают только самые грубые процессы – например, среднюю степень алкогольного опьянения или галлюцинации, вызванные резким выходом из запоя. Поэтому слова «особые состояния» ассоциируются у европейцев не с тонкостью и естественностью, а с силой, крутизной и экстраординарностью.

В результате одни начинают опасаться чая и избегать его, а другие – искать в чае то, чего в нем нет. Если выбирать между этими двумя нелепыми крайностями, то лично мне так называемые «чайные пьяницы» милее блюдущих чистоту своего сознания адептов российской популярной йоги. Последние зачастую просто верят на слово взятым с потолка проповедям ведущих каких-нибудь псевдодуховных семинаров, загромождая жизнь умозрительными представлениями о том, что положено, а чего нельзя, да еще и нос при этом задирают. А бойкие парнишки, которые ждут, что от чая будет штырить, плющить, торкать и колбасить, по крайней мере, опираются на свои собственные реальные ощущения.
2015_04_10_02_001
Конечно, чайные состояния – не просто результат внушения или самовнушения. В качественном чае есть определенное, заведомо безопасное при правильном обращении количество веществ, влияющих на работу тела и работу мозга. Алкалоиды чая – в первую очередь, кофеин – повышают тонус центральной нервной системы, ее реактивность и работоспособность, влияют на состояние сосудов и работу сердца, что также сказывается на общем самочувствии, причем, находясь в связанном с другими веществами состоянии, они действуют более плавно и продолжительно, чем кофе. Аминокислоты чая – в первую очередь, L-теанин – способствуют снятию стресса, расслаблению, улучшению памяти, мышления, обучения. Уникальное сочетание алкалоидов и аминокислот как раз и формирует такое ценное состояние расслабленной внимательности, которое, увы, непривычно современному цивилизованному человеку. Отсутствие привычки к здоровой работе сознания как раз и делает чайные состояния чем-то особенным. Лучше даже сказать, чай не создает какое-то особенное состояние, а просто возвращает многих людей в естественное состояние из их обычных дурацких состояний. По большей части, современный человек, если он специально над собой не работает, находится в одном из двух режимов: либо он рассеян и погружен в свои бегающие по кругу мысли, а жизнь проходит мимо, либо он напряжен и сконцентрирован на задаче, которую выполняет, а остальная жизнь проходит мимо. То есть люди смотрят на жизнь либо мутным расфокусированным взглядом, либо в узенькую щелочку. А чай помогает окинуть происходящее ясным и спокойным взором. Так что чайные состояния – это не когда тебе показывают какие-то потрясающие мультики, а когда ты смотришь на обыкновенные, хорошо знакомые вещи иначе. Когда человек, то копающийся на своей грядке и видящий только землю и сорняки, то мечтающий на завалинке неведомо о чем, вдруг разгибается и замечает, какой красивый сегодня закат – вот это и есть чайное состояние. Поэтому и говорят, что чай «опьяняет своей трезвостью».
2015_04_10_02_002
Помимо алкалоидов и аминокислот, чай содержит колоссальное количество вкусоароматических веществ, которые не только дарят удовольствие, но и будят воображение и запускают ассоциативные связи, извлекая из нашей памяти фрагменты воспоминаний, зачастую недоступные нам самим, тасуя их и создавая и предлагая нам новые переживания. Подробнее о том, как это происходит, я рассказывал в выпуске №25, когда говорил о чайной ци. Это можно сравнить с музыкой – по сути, она всего лишь последовательность звуков разной высоты и длительности, но она способна передавать не только простейшие, но и довольно сложные переживания, однако нюансы этих переживаний будут разными у разных слушателей. Не случайно и характерный вкус чая, и мелодия в Китае называются одним словом – юнь. Еще палитру оттенков вкуса и аромата чая можно сравнить с набором деталек разной формы и разного цвета, и подсознание не может удержаться и не поиграть с ними. А вот то, что оно из них выстроит, у каждого человека оказывается своим – у кого-то это крокодилы на плоту на реке Янцзы, у кого-то воспоминания о первом поцелуе, у кого-то – родовая память предков или голос свыше и т.д. – в общем, содержание этих впечатлений гораздо больше говорит о человеке, чем о чае, который он пьет.

Плюс к этому, вкус чая необычайно изменчив, как во времени – от чаепития к чаепитию, от заварки к заварке – так и в поле нашего внимания: легко заметить, как вкус чая, который мы воспринимаем, меняется в зависимости от нашего настроя, от того, что мы думаем о чае и как к нему относимся. Вкус чая – это не явление, а процесс. И человек в этом процессе не только наблюдатель, но и соавтор. И наблюдая за изменениями в чае, легче увидеть изменения в себе.

А чайная церемония, состоящая из множества действий, кажущихся непосвященному излишними, тоже определенным образом направляет и воспитывает внимание. С одной стороны, все время что-то происходит, и это что-то достаточно красиво, чтобы этим хотелось любоваться, не отвлекаясь и не теряя себя. С другой стороны, все манипуляции спокойные и плавные, они не заставляют напрягаться. Можно бесконечно наблюдать, как горит огонь, течет вода и работает другой человек, а на чайной церемонии все это происходит одновременно: горит одна или несколько свечей, льются вода и чай, и работает ведущий чайного действа. Так что чаепитие – гораздо лучший объект для медитации, чем свеча: свеча просто помогает вниманию не рассеиваться, а чай вознаграждает за внимательность удовольствием.

Ведущие разных медитативных практик много говорят о пребывании здесь и сейчас, и ваш ум охотно им верит, но дальше уму надо объяснить всему остальному вашему существу, чего ради ему надо предпринимать усилия и тренировать осознанность. Чай, в отличие от духовных учителей, не связывается с таким бестолковым посредником, как ум, и просто дает вам тем больше удовольствия, чем более внимательны, расслаблены и раскрепощены вы, когда его пьете. И язык удовольствия оказывается очень доходчивым и эффективным – порою люди буквально на глазах становятся более живыми от чаепития к чаепитию.

Стоит сказать пару слов о таком термине, как чайное опьянение. Иногда так называют любое заметное изменение состояния. Да и в самом Китае бодрящий, веселящий или расслабляющий эффект чая иногда называют словом «цзюй», которое и означает опьянение. Но есть и патологическое, негативное чайное опьянение, с головокружением, слабостью, тошнотой и головной болью. Оно возникает редко и почти всегда связано с тем, что человек выпил много крепкого чая на голодный желудок, будучи вдобавок уставшим или больным. Чаще всего эти неприятные ощущения вызваны падением уровня глюкозы в крови и быстро проходят, если съесть что-нибудь сладкое, так что ничего страшного тут нет. Но пить чай на голодный желудок все-таки не стоит.

Еще не очень приятные ощущения возникают, если пить много разных сортов чая подряд, не соблюдая никакой логики в их последовательности. Предпочтительнее двигаться в сторону «увеличения градуса», то есть от чаев слабой ферментации, слабого прогрева и легкого вкуса к чаям сильной ферментации, сильного прогрева и плотного вкуса. Но это не какое-то строгое правило, просто наблюдение. Важно, чтобы вы чувствовали, что с вами происходит, и как на это повлияет тот или иной чай.
2015_04_10_02_003
Радио Пуэр FM. Выпуск 31: Чайные состояния.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
26 ноября 2013 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.