Правда о шенах. Часть 2. Символы и брэнды

Радио Пуэр FM. Выпуск 88

Часть 1. Риск и выигрыш
Часть 2. Символы и брэнды
Часть 3. Горы и деревни

Говорим о значках и надписях на пуэрных обложках – о том, почему раньше обложки были такими однообразными и пустыми, а теперь стали такими разными и содержательными, о том, какие виды значков на них можно встретить, и как их можно использовать; о знаменитых заводах и брэндах – о разных видах популярности и о разных классах пуэрного искусства.
2015_08_26_01_001

Прессованный пуэр, в отличие от других видов чая, обычно бывает точно маркирован. Каждый пуэрный продукт имеет индивидуальную обложку, предназначенную именно для него, тогда как рассыпные чаи на этапе продажи их конечному потребителю фасуются в стандартные пакетики, на которых надписи либо отсутствуют, либо не имеют отношения к содержимому. Иногда вам может попасться, допустим, красный чай или утёсный улун в фирменной упаковке, на которой будет и правильное название, соответствующее тому, что в ней лежит, и информация о производителе и т.д., но это, скорее, исключение. Почему так?

Основная причина в том, что большинство видов чая не хранятся долго, и если вы, допив понравившийся чай, через год или два захотите найти в России или Китае не просто похожий, а тот самый, то его просто не будет, он будет уже выпит. Возможно, будет он же, оттуда же, но другого года, он будет отличаться, его надо будет заново пробовать. Это только «Липтоны» и «Гринфилды» из года в год выдают стабильный, неизменный продукт, а хороший чай, как живое существо, непрерывно изменяется. Пуэр же хранится десятилетиями, и много лет спустя есть все шансы найти ещё один блин или кирпич именно того чая, который вы пили когда-то, поэтому и есть смысл точно его маркировать.

Так было не всегда. До пуэрного бума, когда пуэр был мало кому интересен, разнообразие его было невелико, и было лишь несколько крупных производителей, пуэрные обложки часто представляли собой нечто вроде соверменных типовых пакетиков для чая, с абстрактным, общим для всех оформлением и минимальной информативностью, со стилизованным иероглифом «ча» в центре, окружённым кольцом из иероглифов «чжун». Поэтому и существуют каталоги, в которых подробно описываются детали полиграфии, оттенки цветов, форма и расположение этих иероглифов, чтобы хоть как-то определить, где и когда произведён блин.

Теперь же информации на пуэрной обложке немало. Как правило, у каждого блина есть собственное название, обычно оно занимает центральное место и написано самыми крупными иероглифами; по верхней дуге чаще всего идёт краткое описание блина – вот оно редко содержит существенную информацию, то, что это юньнаньский ци цзы бин, видно и так))); как правило, фигурирует на обложке и производитель: по нижней дуге пишется полное название завода и компании, сейчас оно часто дублируется и по-английски, а ещё где-нибудь помещается узнаваемый логотип.

Кстати, часто встречающиеся иероглифы довольно быстро начинаешь узнавать, и не приходится прибегать к с помощи онлайн-перводчика так часто. По крайней мере, названия самых известных локаций, такие как И У, Наньно, Булан, Мэнку и т.д. полезно запомнить, это значительно облегчает жизнь. На сайте Водяных Крыс есть хороший материал, в котором собраны и расшифрованы самые типичные надписи на обложках, рекомендую: https://www.tea-terra.ru/2014/01/10/12190/

А помимо этого, на разных блинах и кирпичах разных компаний можно встретить повторяющиеся символы и странные аббревиатуры, и те, кто начинает погружаться в мир шенов, рано или поздно задаются вопросом, что всё это значит.

Среди множества таких значков наиважнейшим для нас является QS. Это такой синий прямоугольничек с буквой S на фоне буквы Q. Означает он наличие у производителя лицензии на промышленное производство продуктов, которая выдаётся китайским аналогом нашего Роспотребнадзора. Это не какая-то специфическая чайная лицензия, она необходима для многих категорий продуктов, которые и производятся, и продаются в Китае. В общих чертах, это нечто вроде нашего значка росстандарта. Признаком какого-то высокого качества этот знак не является, он значит лишь, что этот продукт производится официально. На кустарных фермерских шенах его может и не быть. Нет его также на пуэрах, произведенных ранее 2003 года, поскольку QS был введен именно тогда. Для пуэрных заводов обязательным такое лицензирование стало то ли с 2006, то ли с 2007 года, но, говорят, что некоторые прошли его чуть раньше в добровольном порядке, так что если вы видите этот значок на обложке пуэра 2005 года, это ещё не обязательно свидетельствует о подделке.

Таким образом, само по себе наличие знака QS ничего не значит. Но под этим синим прямоугольничком в большинстве случаев стоит двенадцатизначный номер лицензии, по которому можно определить производителя – точнее, по последним четырём цифрам, первые восемь у всех пуэрных заводов одинаковы. И это оказывается очень удобно в случаях, когда логотип производителя вам незнаком, а его название вы либо не можете найти на обложке, либо не можете прочесть. Можно просто погуглить, а можно воспользоваться каким-нибудь специализированным поисковиком, в некоторых из них собрана информация о сотнях пуэрных фирм. А найдя название, а затем и сайт фирмы, можно выяснить, что же именно вы держите в руках.

Несколько других значков, они обычно зеленого цвета, призваны говорить о качестве продукта. Однако, несмотря на цвет, не все они означают, что перед вами – органический продукт. Например, учреждение, которое выдаёт сертификат «Green Food», фактически, не контролирует процесс производства и применение химических удобрений, оно фокусируется на исследовании готового продукта на содержание в нём ряда вредных веществ. То есть, этот значок говорит о том, что чай является безопасным, но не обязательно органическим. Но ряд других значков свидетельствуют о наличии именно органического сертификата, выданного той или иной организацией.

Ну, и есть ещё несколько «орденов», титулов, повышающих престиж фирмы, такие как Знаменитый Брэнд Юньнани или Китайский бренд, заслуживший уважение временем. Чайный блогер Иван Лев собрал информацию о наиболее распространенных значках: https://www.tea-terra.ru/2014/09/08/18307/, кому интересно – ознакомьтесь.

И последний вопрос из этой большой серии касался того, какие существуют известные пуэрные регионы и знаменитые заводы, и какие стоит попробовать.

Есть две крайности. Одна состоит в предвзятости, в том, чтобы выносить о чае окончательное суждение за глаза, не попробовав и даже не увидев его; считать, что чай такой-то фирмы – это хорошо, а этакой – плохо. На самом же деле практически у каждого брэнда есть разные продукты, и удачные, и неудачные, и непритязательные, и для тех, чьи запросы повыше средних. Например, заводу Юнцзю, который в последнее время выпускает недорогие и, по большей части, малоинтересные шены и шу под брэндом Бадашань Лаочжай, принадлежит авторство очень приличного шу пуэра Дянь Цан. Так что качество разных продуктов одной и той же фирмы может сильно разниться. Но почерк у многих фирм и в самом деле узнаваемый, характерный, за брэндом стоит определённый диапазон вкуса, который может быть вам близок и мил или, наоборот, не близок. Это можно сравнить с писателями или кинорежиссёрами – у каждого могут быть шедевры и провалы, но творчество серьёзных авторов, как правило, имеет характерные индивидуальные черты, и Пушкина вряд ли спутаешь, скажем, с Маяковским.

Почему так происходит конкретно с шенами – для меня во многом загадка. Неудивительно, что у шу разных заводов разный вкус, ведь существует масса факторов, которые технолог может регулировать – температура, влажность, продолжительность скирдования и т.д. Но в шенах мы имеем дело с природным вкусом чайного листа, человек мало в него вмешивается. Первоначальный прогрев, конечно, может быть произведен по-разному, и это важно, но трудно представить, чтобы это создавало такое множество вполне определённых мелодий, свойственных разным заводам. Скорее уж задумываешься об отборе сырья с определёнными свойствами, но и тут остаётся много неясного – ведь, допустим, и у Чантая, и у Лю Да Ча Шань есть блины из Наньно и из И У, и наньношаньские отличаются от иусских, но и чантайские в целом отличаются от людачашаньских.

Другая крайность, очень печальная, на мой взгляд – это когда люди не знают и не желают знать не только подробности, но даже самые основные вещи. «А я не знаю сортов», «а я не разбираюсь в сортах», «а я не запоминаю названия» — это фразы, которые человек, работающий с чаем, слышит, наверно, чаще всего. При этом практически никогда это не произносится с сожалением или смущением, почти всегда в этом присутствует оттенок гордости – дескать, не царское это дело, в сортах разбираться и названия запоминать. Но те, кто так говорит, уверены, что любят и ценят чай! Можете представить себе ценителя русской литературы, который заявляет: «Не, про всяких там Достоевских и Гоголей я не знаю… Кто-то мне говорил, что Пушкин – это хорошо, но я не помню, читал я его или нет… Мне главное, чтобы книга была интересная, а названия я не запоминаю… Ну, вот такая мне понравилась, толстая, в зелёной обложке. Не знаете?! Ну там про войну ещё, «Война и ещё что-то»…»?! Я вот такого не встречал. А среди «любителей чая» это не просто норма – некоторые ещё и утверждают, что только так можно по-настоящему объективно почувствовать и понять чай. Это примерно как если бы кто-то заявил, что получить настоящее удовольствие от поездки в какую-либо страну можно только, если не знаешь, как она называется, что за люди в ней живут, и вообще ничего. А если что-то знаешь – это уже не то.
2015_03_25_03_003
Ладно, я стараюсь не критиковать то, чего не понимаю, а как можно не интересоваться, не стремиться узнать больше о том, что любишь – это выше моего понимания.

Ситуация с названиями заводов, брэндов и отдельных блинов довольно запутанная, неудивительно, что кого-то всё это может и обескуражить. Начать с того, что названия заводов и брэнды, под которыми выпускается их продукция, часто не совпадают. Брэнд обычно известнее, что логично – для этого он и создаётся. Все знают марку Шудайцзы, но мало кто знает о заводе Цзюй Мин. Бывают и исключения – в России продукцию завода Хайвань чаще так и называют – Хайвань, а не по марке – Лао Тун Чжи. Лучше всего, конечно, знать и то, и другое – больше шансов найти желаемое. Ещё одна сложность заключается в том, что одна и та же компания может выпускать несколько линий продукции под разными брэндамии логотипами. У Сягуань их около пяти – собственно Сягуань, Бао Янь, Наньчжао и т.д., а у Чантай Груп – с десяток, и собственно Чантай – лишь один из них; правда, в России принято всю продукцию Чантай Груп называть Чантай. Среди названий блинов есть часто повторяющиеся, так что если вам понравился какой-нибудь Цяо Му Ван, Владыка Прямоствольных Деревьев, то нужно запомнить его производителя, поскольку разных Цяо Му Ванов не счесть.

Если же мы перейдём к теме знаменитых брэндов, то тут надо сказать, что само это слово несколько двусмысленное. Есть фирмы, специализирующиеся на выпуске продукции массового потребления, и они широко известны. А есть фирмы, выпускающие, в основном, высококлассные шены, которые не в каждом городе, даже крупном, найдёшь в продаже. Кого считать знаменитыми – первых или вторых?

И другой момент – популярные в России марки совершенно не обязательно являются популярными в Китае и в мире. Механизм тут очень прост и похож на ситуацию с американской фантастикой в 1990-х: российский хит-парад возглавляли Азимов, Хайнлайн, Шекли, Саймак, и никто не знал Карпентера, Гамильтона, Дика, о множестве лауреатов премий «Хьюго» и «Небьюла» никто даже не слышал. Переводчики начали переводить, а издатели – издавать достаточно произвольно выбранных авторов, читателям понравилось, и возник спрос именно на них. Видели когда-нибудь, как пенсионеры голосуют на выборах депутатов? «О, вот этого я знаю, значит, за него». Так и с чаем: «Здрасьте, мы поставляем чай напрямую из Китая, вот наш ассортимент» — «У вас только Да И, Хайвань и Сягуань, нам это неинтересно» — «Как неинтересно?! Это же самые ходовые в России марки?!» Так потому и ходовые, что только их и предлагают. И никто не знает, например, Хай Лан Хао, а ведь это, как некоторые говорят, любимая марка правительства КНР. Стоит ли считать мерилом знаменитости популярность в кругах «чайных пьяниц»?

В-третьих, в других, непуэрных чайных отраслях залогом высокого качества часто становятся древние традиции, стабильная работа на протяжении десятилетий и веков – это делает марку знаменитой и уважаемой. Но произодство пуэра до конца двадцатого века было сконцентрировано на нескольких крупных предприятиях, таких как Мэнхайский чайный завод, Куньминский чайный завод, Сягуань и ещё несколько; была корпорация CNNP, Китайская национальная продовльственная импортно-экспортная компания, торговавшая их продукцией под общим брэндом «Чжун Ча» — «Китайский чай». CNNP была не непосредственным производителем, а координатором и посредниом; установить, где и кем конкретно был произведен тот или иной старый пуэр CNNP, не всегда возможно… И лишь в последние двадцать лет возникли сотни отдельных фирм разного размера, некоторые из них связаны с заводами, существовавшими в прошлые века, как, например, чайный дом И У Аньлэ; большинство же – новые, но это не мешает им создавать прекрасные шены. Чантай, например, был основан всего лишь в 1999 году.

Я бы с известной долей условности разделил всё многообразие производителей на несколько эшелонов, или лиг, в зависимости от того, чай какого класса преобладает среди их продукции.

Низшую лигу составят все те безымянные и почти безымянные – Сань Та, Синьцзяжень и т.п. — труженики, чай которых можно встретить в магазинах «элитного» и «эксклюзивного» чая по 100-200 рублей за 100 граммов в российской рознице. Это чай, которому не подняться выше кухонного фаянса. Возможно, у них есть чай и получше, только в России его не встретишь.

Затем – более-менее качественные шены массового потребления, основная часть продукции Да И, Хайваня, Сягуань, Бо Ю, Лимин, сюда же можно отнести и Мэнку, и Шудайцзы, но, на мой взгляд, эти последние заслуживают всё же большего уважения, здесь чуть больше поэзии, больше экспериментов с целью создать лучший вкус, больше заботы о потребителе, который хочет бОльшего (как мне кажется); впрочем, это всё довольно субъективно, класс, в целом, тот же. Сразу надо оговориться, что и Да И, и другие, и даже Хайвань производит и довольно приличные шены тоже; кроме того, Да И и Сягуань имеют давнюю историю, соответственно, существуют старые их шены, которые приобрели уже коллекционную ценность. Просто всего этого относительно немного на фоне основной массы их продукции.

Да И выделяется на фоне прочих своей величиной. Это огромная компания с колоссальным объёмом производства, выдающая пусть не шедевры, но стабильный, гарантированно качественный чай, успевший стать своего рода классикой. Поэтому Да И – это самая подделываемая марка, причём не всегда с целью выдать за Да И менее качественный чай – говорят, встречаются подделки, которые лучше оригинала, просто продать чай с логотипом Да И куда легче, чем хороший, но никому не известный. В последнее время Да И пытается защищать свою продукцию ярлыками с голограммами, уникальными 16-значными кодами и т.д.

Подделывание пуэра – это вообще отдельная, потрясающе увлекательная область знаний, в которой я, увы, не силён. Чтобы не отклоняться сейчас от темы, замечу лишь, что для того, чтобы сузить возможности «переодевания» блина в более ценную обложку, давным-давно придуман нэйфэй – внутренняя этикетка, впрессовываемая в сам блин так, чтобы она была видна, но её нельзя было незаметно извлечь или заменить. Нэйфэи редко бывают информативными, но иногда они помогают найти информацию о блине, если он попал к вам без обложки.

Пример странного распределения российской народной любви – это завод Цзин Лун, который какое-то время назад мог поспорить с Да И, лидером и флагманом Юньнани, по популярности на отечественных просторах. Цзин Лун – маленькое предприятие, в пользу которого говорит то, что расположено оно в районе знаменитой горы И У, однако это не делает само по себе шены Цзин Луна ценными. Но этот завод изначально был ориентирован на российского потребителя, значительная часть продукции вообще выпускается с этикетками на русском языке, и российские партнёры Цзин Луна позаботились о маркетинге, успев застать ещё довольно ненасыщенный рынок. В результате Цзин Лун можно встретить практически повсюду, и многие убеждены в том, что это действительно очень хороший чай. Хороший Цзин Лун мне, кстати, попадался, но не в чайных лавках, а в личной коллекции Хризолита.

Следующая ступенька – это тоже, по большому счёту, массовые марки, но более респектабельные, в линейках которых частенько попадаются шены из сырья с деревьев, из дорогих локаций и т.п., стоят они несколько дороже, а выдержанные их шены уже могут представлять интерес если не для знатока, то для продвинутого любителя, которому важны нюансы вкуса, который рассматривает шен не как повседневный безвредный энергетик, а как источник чувственного и интеллектуального наслаждения. Сюда бы я отнёс И Жу Чан, Пу Вэнь, Лю Да Ча Шань и т.д. Но смело рекомендовать любой их шен, конечно, нельзя, у них много и продукции попроще.

Ещё одним классом выше находятся марки, чай которых до повседневного, бытового уровня не опускается вообще, практически всё, что производится ими, заслуживает внимательного, вдумчивого чаепития, а кое-что без оговорок можно отнести к шедеврам. Хорошим примером может послужить Чантай, который в России, к счастью, с каждым годом становится всё популярнее. Но если вы только планируете своё с ним знакомство, пожалуйста, не начинайте с самых дешёвых вариантов, они не показательны. Мне вот в последнее время очень интересны шены относительно редкого брэнда Юн Дэ Цзи Юй, у них очень нежная и красивая, такая женственная мелодия вкуса.

Ну, и высшая лига, чайные дома и отдельные мастера экстра-класса, такие как тайваньский дом «Вистерия» или чай мастера Ши Кун Му, где каждый чай – это произведение искусства. Выше них, на самой вершине пуэрной иерархии, находятся только уникальные коллекционные шены, в которых брэнд уже не имеет значения, каждый из таких чаёв следует рассматривать отдельно, как личность.

Как видите, эта гора достаточно высока. У неё ещё и склоны разные, и добраться до вершины можно разными путями. Лезть по ней вверх, только чтобы плевать потом вниз, не стоит. Это хорошая гора, с каждого её уровня открывается по-своему прекрасный вид. Я вот очень люблю Мэнку Жунши, пожалуй, бОльшая часть шенов, которые я пью, сделаны Мэнку, только в последний год Чантай основательно их потеснил… Но это не повод превозносить Мэнку. Надо отдавать себе отчёт и знать чаю цену. И мне жалко, когда люди не хотят двигаться дальше, так и не прикоснувшись к самому интересному.
2015_03_25_03_001
2015_03_25_03_002
Радио Пуэр FM. Выпуск 88. Правда о шенах. Часть 2. Символы и брэнды.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
20 января 2015 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.