Гончие океана. История чайных гонок

Радио Пуэр FM. Выпуск 8

В девятнадцатом веке большая часть чая добиралась до Европы морским путем. И, конечно же, европейские любители чая были заинтересованы в том, чтобы свежий чай попадал к ним как можно скорее. И вот тогда британцы обратили внимание на быстроходные американские клипера, втрое-вчетверо превосходившие в скорости большинство обычных парусников.
2015_03_14_02_002

Лондонская «Таймс» писала: «Мы должны победить своего могучего соперника. Мы должны их молодости, изобретательности, рвению противопоставить наш многолетний опыт, нашу неутомимость и нашу несгибаемую волю. Это противостояние сына и отца. Жестокая необходимость торопит нас, мы не имеем права проиграть, и это чувство должно руководить нашими предпринимателями и судостроителями». Вот как относились к делу в то время! И вскоре между Англией и США началось небывалое соперничество в судостроении, хотя оно не было полностью честным: в 1850 году английские купцы зафрахтовали американский клипер «Ориенталь», которому принадлежали тогдашние рекорды скорости, и сняли с него мерку. За следующее десятилетие на британских верфях были построены сотни клиперов, и Англия перестала нуждаться в американских кораблях.

Чем же клипера, «стригущие верхушки волн», отличались от обычных грузовых парусников? Стремительным узким корпусом с острым носом – соотношение длины к ширине у клипера 6:1 и более против обычных3-4:1. Невероятной высотой мачт, почти равной длине корпуса. И огромной площадью парусов – помимо пяти-шести уровней прямых парусов, клипер нес множество стакселей между всеми мачтами и лисели на дополнительных выносных реях, выдвигавшихся на десять метров в стороны от бортов. Общая площадь парусов 60-метрового клипера достигала 3000 кв.м! Вот представьте себе двенадцатиэтажный дом в три подъезда. А теперь представьте вместо его стен десятки перекрывающих друг друга парусов разной формы – это и будет клипер или, как их еще называли, «винджаммер» — «выжимающий ветер». Благодаря этому путь в 15000 км от Шанхая до Темзы, сквозь штили и шторма, клипера проходили за три с небольшим месяца. И со всем этим управлялась команда менее чем из тридцати человек – только задумайтесь, каким должно было быть их мастерство!

И, конечно же, между самыми быстрыми чайными клиперами не могло не возникнуть соперничества. Рекорды фиксировались в офисе Ллойда, и рекордсмен, помимо славы, мог рассчитывать на повышенную ставку фрахта в будущем. А с 1859 года регулярно стали проводиться самые настоящие гонки, когда десять-пятнадцать клиперов выходили в путь одновременно, и побеждал тот, чей тюк с чаем первым ляжет на лондонский причал.

Самая драматичная гонка состоялась в 1866 году, когда из 16 участников за победу боролись, обгоняя друг друга, пятеро. 99 дней питались репортеры одними слухами и предположениями, поскольку радиосвязи тогда еще не существовало, а промежуточных стоянок гонщики не делали. Ради победы капитаны шли на огромный риск. «Ариэль» много часов подряд шел с огромным креном, буквально на боку. Одна волна за другой перекатывались через судно. Однако вместо того, чтобы убрать хотя бы один парус или потравить шкоты, капитан Джон Кей приказал заделать наглухо люки и всякие иные отверстия и щели. Люди натягивали на себя клеенчатую робу, или связывались шкертом по нескольку человек. Ни один не покинул своего места. И «Ариэль» первым достиг дока, но из-за низкого уровня воды не мог причалить. Первым ошвартовался отставший на двадцать минут «Тайпин», имевший более низкую осадку. Но капитан и команда «Тайпина» посчитали несправедливым принять приз и разделили его с «Ариэлем».
На следующий год «Ариэль» вновь стал вторым, и тогда его капитан поклялся выиграть чайную гонку, чего бы это ему не стоило. И через год ему это удалось. А еще три года спустя море взяло свою плату – вышедший из Лондона «Ариэль» бесследно исчез…

Но, пожалуй, самым известным, самым любимым и единственным дожившим до наших дней стал клипер, не выигравший ни одной большой чайной гонки – к рождению «Катти Сарк» они уже закончились. Эпоха гончих псов океана длилась недолго – их стали вытеснять предсказуемые, не зависящие от погоды и не требующие подвигов от команды пароходы. До открытия Суэцкого канала в 1869 году клипера еще могли конкурировать с ними за счет того, что пароходы пожирали огромные количества угля и должны были часто дозаправляться. Но когда путь через недоступный для парусников узкий Суэцкий канал стал занимать 60, а потом и 40 дней, клипера вынуждены были уйти с чайных линий. Окончательно добило их то, что чай стал массовым напитком, цены на него упали, и цена фрахта уже не оправдывала содержание клипера.

И все-таки оставались люди, не желавшие сдаться и променять парус на дымящую трубу. Из их числа был и потомственный судовладелец Джон Уиллис, прозванный Большой Белой Шляпой за пристрастие к высоким белым цилиндрам. Он понимал толк в кораблях-гонщиках, много лет сам ходил капитаном на своих клиперах и всей душой ненавидел «коптящие небо» паровые суда с их шумными машинами и толпой грязных кочегаров. Уиллис лелеял мечту, что его будущий клипер станет лучшим среди всех, и он принялся диктовать молодому и талантливому конструктору Геркулесу Линтону свои условия. К ужасу судостроителей упрямый заказчик потребовал взять за образец обводов нового клипера корпус его старого «Твида». «Твид» был довольно необычным судном, не отличался изяществом и имел довольно массивную корму, но шел при этом на удивление легко. Поразмыслив, Линтон решил выполнить странный заказ, и это сыграло решающую роль в судьбе «Катти Сарк»: тяжелая корма оказалась хорошей защитой от губительных для клиперов попутных штормов, а в шторм «Катти Сарк» попадала часто.

(c) Mrs Jean M. Dixon; Supplied by The Public Catalogue Foundation

Необычное название – «Короткая рубашка» — корабль получил из-за того, что Уиллису очень нравился образ молодой ведьмы из баллады Бернса, догоняющей возлюбленного в развевающейся короткой рубашке. Но моряки – люди суеверные, и назвать судно именем ведьмы значило навлечь беду, вот и пришлось ограничиться намеком.

Для создания настоящего шедевра оговоренной контрактом суммы оказалось недостаточно, и Линтон вложил в свое творение все, что имел, не скупясь на лучшие материалы. В конце концов, его фирма обанкротилась, так и не сумев вооружить прекрасно сработанный корпус, и достраивали «Катти Сарк» уже другие мастера. 23 ноября 1869 г. она вышла в свое первое плавание.

Первые несколько рейсов разочаровали Уиллиса. Результаты «Катти Сарк» были далеки от рекордных. Каждый раз она проигрывала одну-две недели «Фермопилам» — лучшему клиперу тех лет, и самое досадное, что все могло бы быть иначе, если бы она не попадала так часто в шторма, которых благополучно избегали «Фермопилы». Капитаном «Фермопил» был Кембол, опытный, талантливый и к тому же весьма удачливый мореход, но Моуди, первый капитан «Катти Сарк», не уступал ему в мужестве и решительности. В 1872 году они вышли из Шанхая одновременно и получили возможность выяснить отношения в очном споре.

Состязание проходило с переменным успехом, пока с выходом в Индийский океан «Катти Сарк» не постигло несчастье: во время шторма мощный удар волны вывернул деревянный руль из крючьев. Но вместо того, чтобы лечь в дрейф до окончания шторма, и, дождавшись буксира, идти на ремонт, Моуди решил собрать новый руль из подручных материалов прямо во время шторма. Восемь дней, пока не утихал шторм, он удерживал беспомощный корабль по ветру. Самым же сложным было изготовить новые железные крючья для крепления руля. Но один из принятых на борт в Шанхае пассажиров – Генри Гендерсон — оказался кузнецом, и он выковал крючья прямо на захлестываемой волнами палубе. Ни до, ни после него никто не предпринимал ничего подобного! По окончании шторма огромное отставание от «Фермопил» стало стремительно сокращаться… Придя первым, Кембол принял победу как должное, но когда он увидел, в каком состоянии достигла Лондона «Катти Сарк», отстав при этом всего на семь дней, то был потрясен. Для Моуди же происшедшего оказалось более чем достаточно: он оставил «Катти Сарк» и вообще парусные суда — ушел на пароходы.

В дальнейшем «Катти Сарк» продолжало фатально не везти с погодой. В ноябре 1877-го ураганные шквалы принудили клипер укрыться в убежище на рейде возле маяка Даунс, где уже скопилось около двух десятков судов, которые едва удерживались на якорях. К ночи рейд был полон дрейфующих кораблей, они наваливались один на другой, ломая друг друга… Спасатели, отбуксировавшие клипер в Темзу, потребовали за это немалую сумму; несколько судовладельцев тоже стали требовать возмещения убытков, утверждая, что «Катти Сарк» сталкивалась с их судами, но доказать это не смогли. Много лет спустя корабельный плотник одного из этих судов признался, что нашел в ту ночь на палубе табличку с названием «Катти Сарк»… и выкинул ее за борт, чтобы не усугублять ситуацию, в которой оказался клипер.
2015_03_14_02_001

Не везло «Катти Сарк» и с капитанами – трудно стало найти хорошего капитана, который согласился бы на тяжелый и рискованный труд на клипере. На мостике «Катти Сарк» сменили друг друга осторожный Типтафт, безвольный Уоллес и бесчестный пройдоха Брук.

Цены на перевозки падали, и все труднее было получить рентабельный груз. «Катти Сарк» приходилось возить шелк, сахар, керосин и самый унизительный для клиперов груз – уголь для пароходов. Большая Белая Шляпа все больше падал духом, но вновь и вновь упрямо посылал «Катти Сарк» за чаем. В Шанхайской гавани весь чай разбирали пароходы, и порой приходилось подниматься за ним по реке до Уханя, теряя драгоценное время и тратя деньги на оплату буксира. Все меньше средств мог выделить Уиллис на содержание клипера, и экипаж сокращался, а корабль ветшал.

Дела пошли на лад при капитане Муре, который потратил немало собственных денег на то, чтобы привести «Катти Сарк» в порядок. В 1880-х она начала возить шерсть из Австралии вокруг мыса Горн через Атлантический океан. И вот здесь ей не было равных в скорости. 70, 69, 67 дней – никто не мог даже приблизиться к этим цифрам. При этом половину ее команды составляли практиканты – мальчишки, которым было по 12-13 лет, и ни один из них не сбежал на берег в Австралии, что было в ту пору обычным делом. К концу века эти мальчишки станут элитой английского флота, а имя «Катти Сарк» в послужном списке станет лучшей рекомендацией из возможных.

«Катти Сарк» наконец обрела заслуженную славу, и следующие 10 лет под руководством превосходного капитана Вуджета были исключительно удачными. Парусники покидали просторы океанов, а «Катти Сарк» продолжала восхищать скоростью и красотой.

Однажды часть ее маршрута совпала с маршрутом «Британики» — самого быстрого пассажирского парохода Англии на тот момент. Пассажиры «Британики» с нетерпением ждали состязания между лучшей паровой машиной и лучшими парусами своего времени, и наверняка каждый из них болел за соперника. Вначале пароход оставил клипер далеко позади, но стоило «Катти Сарк» поймать ветер, как расстояние между ними стало таять. Ошеломленный помощник, дежуривший за штурвалом идущей на всех парах «Британики», позвал капитана: «Посмотрите, сэр, происходит нечто невероятное: нас обгоняет парусник!» Капитан же невозмутимо пожал плечами: «Так и должно быть. Это же «Катти Сарк»!» И поднялся на мостик, чтобы поприветствовать проходящий мимо клипер, которому пассажиры устроили настоящую овацию.

Но и это время прошло… В 1895 году «Катти Сарк» вместе со своим вечным соперником «Фермопилами» была продана в Лиссабон. Новые хозяева переименовали ее в «Ферейру», и под этим именем она совершила еще немало трансатлантических рейсов — ходила в Рио-де-Жанейро, к побережью Западной Африки, островам Зеленого Мыса; время от времени бывала и на родине, посещая Ливерпуль, Кардифф, Лондон…

В 1916 году у берегов Южной Америки шторм лишил «Ферейру» мачт. Восстанавливать сложную систему парусов португальским хозяевам было не по карману, да и незачем, и клипер перевооружили в баркентину. Тем временем «Фермопилы» окончательно вышли из строя, и уважение португальских моряков к великому паруснику было столь велико, что они не отдали его на слом, а похоронили в открытом море. Скорее всего, такая участь ждала и «Ферейру», если бы не капитан Уилфред Доумен, живший вблизи Фалмута и заметивший ее, когда она пришла в этот порт. Узнать гордый клипер в одряхлевшем и перестроенном судне было не так-то просто, но ни чужой флаг, ни укороченные мачты не могли ввести Доумена в заблуждение – в юности он ходил на «Катти Сарк» с Вуджетом в Австралию, а такое не забывается. Он навел справки и не колеблясь выкупил «Катти Сарк». Это обошлось Доумену не так уж дорого – всего около 4000 фунтов стерлингов – но восстановление прежнего облика клипера потребовало всех его средств. Он мечтал оснастить клипер полным комплектом парусов и самому выйти на нем в море, но так и не успел…

Вдова капитана подарила судно Морскому колледжу и в 1938 г. клипер со старым Вуджетом на мостике отбуксировали из Фалмута в Темзу. Говорят, что роль в окончательном восстановлении «Катти Сарк» неожиданно сыграла повесть нашего соотечественника Ивана Ефремова. Английские энтузиасты парусного дела были поражены вдохновением, с которым русский написал об их клипере, и создали общество, собравшее необходимую сумму.

С 1954 года «Катти Сарк» находится на вечной стоянке в сухом доке в Гринвиче. Теперь она стала музеем. В 2007 году в доке вспыхнул пожар, почти полностью ее уничтоживший, но, к счастью, в это время более половины элементов судна были сняты для реставрации. Воскрешение «Катти Сарк» заняло пять лет и потребовало более 50 миллионов фунтов расходов, и вот уже год она снова принимает гостей.

Табличка на торцевой стенке дока гласит: «Здесь сохраняется «Катти Сарк» как памятник своего времени, как дань уважения людям и кораблям эпохи паруса».
2015_03_14_02_003

Радио Пуэр FM. Выпуск 8: Гончие океана. История чайных гонок.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
29 мая 2013 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.