Японская чайная церемония

Японская чайная церемония начала складываться в XII веке под влиянием дзен-буддизма. В начале XVI века для церемонии стали использовать чайный домик, которому, в соответствии с принципом ваби — стремлением к простоте, был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Церемония была усовершенствована в конце XVII века мастером чайной церемонии Сэн-но Рикю. Он доработал чайный домик и ввел в практику создание сада и каменной дорожки, ведущей к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии и даже определил характер беседы на разных ее этапах. Новации Рикю придали новое значение саби — принципу изысканности и красоты, воплощенному в чайной церемонии. Так чайная церемония из совместного чаепития превратилась в мини-спектакль, в котором каждый предмет, каждое действие имеют символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония — искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».
2015_01_31_01_002
Чайная церемония представляет встречу хозяина — чайного мастера, и его гостей для совместного отдыха, наслаждения красотой, беседы, сопровождаемой питьем чая. Церемония проводится в специально оборудованном месте и состоит из нескольких действий, совершаемых в строгом порядке. Из разновидностей чайной церемонии шесть являются традиционными: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя и проводимая по особым случаям. По правилам, чайную церемонию проводят в специально огороженном месте, куда гости входят через деревянные ворота. За оградой находится сад и несколько строений — «прихожая», где гость может оставить вещи и переменить обувь, а также павильон, где гости собираются перед началом церемонии. Сам чайный домик — тясицу, расположен в глубине сада. Чтобы попасть туда, нужно пройти через сад по выложенной камнем дорожке. Чайный сад представляет в миниатюре фрагмент горного склона, поросшего лесом. В саду растут вечнозеленые кустарники, бамбук, сосны, кипарисы, расположены камни, поросшие мхом, и старые каменные фонари. В конце дорожки, ведущей к домику, расположен каменный колодец, из которого гости берут воду для омовения.
2015_01_31_01_001
Чайный домик имеет вид простого крестьянского дома под соломенной крышей. В нем всего одна комната. Вход в домик узкий и низкий, так что пройти можно, только сильно наклонившись. Такой вход заставляет поклониться любого, независимо от общественного положения. Внутреннее убранство домика просто — стены отделаны серой глиной, пол устлан татами. Самая важная часть домика — ниша в стене, токонома, расположена напротив входа. В нише перед церемонией хозяин помещает курильницу с благовониями, цветы и свиток с изречением, которое он подбирает для каждой церемонии. В центре комнаты находится бронзовый очаг, на котором готовится чай. Перед церемонией пепел выкладывают в очаге в форме «долины с двумя горами», на него кладут угли и разводят огонь. Для церемонии используется утварь: шкатулка для хранения чая, котел или чайник, в котором кипятится вода, общую чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления. Все предметы должны быть старыми, простыми и скромного вида.

Перед церемонией гости собираются в «прихожей». Им подается горячая вода в небольших чашках. Назначение этого этапа — создать у гостей общее настроение, связанное с предстоящей церемонией. Затем гости отправляются через сад к чайному домику. Созерцая растения и камни сада, гости настраиваются на сосредоточение и освобождают сознание от всего суетного. В конце дорожки, перед чайным домиком, гостей встречает хозяин. После взаимного приветствия гости подходят к каменному колодцу и совершают обряд омовения. Вода зачерпывается маленьким ковшиком на деревянной ручке, гость омывает руки, лицо, прополаскивает рот, после чего омывает после себя ручку ковшика. После омовения гости проходят в чайный домик. Обувь оставляют у порога. К приходу гостей огонь в очаге уже горит, котел с водой стоит над огнем. Хозяин входит в чайный домик после гостей, причем немного погодя, чтобы дать гостям возможность рассмотреть свиток с изречением, букет цветов и курильницу в нише. Войдя в домик, хозяин кланяется гостям и занимает место — напротив гостей, около очага. Пока вода в котле нагревается, гостям подается легкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд. Затем гости выходят из чайного домика, чтобы размять ноги и подготовиться к совместному питью чая. В это время хозяин меняет свиток в токонома на композицию цветов или веток.
2015_01_31_01_010
Наступает самая важная часть церемонии — приготовление и питье густого порошкового зеленого чая. Гости вновь собираются в чайном домике, и хозяин приступает к приготовлению чая. Весь процесс проходит в молчании. Гости наблюдают за действиями хозяина и вслушиваются в шум закипающей воды, струй пара из котла и звуков от приготовления чая. Хозяин сначала проводит символическое очищение используемой утвари, затем приступает к приготовлению чая. Это самая медитативная часть церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, туда же заливается небольшое количество кипятка, содержимое чаши размешивается бамбуковой мешалкой до появления зеленой матовой пены. Затем в чашу добавляется еще кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции. Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подает гостям, начиная с самого старшего или самого почетного гостя. Гость кладет на левую ладонь шелковый платок — фукуса, принимает чашу правой рукой, ставит ее на левую ладонь и, кивнув следующему по порядку гостю, отпивает из чаши. Затем он кладет фукуса на циновку, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передает чашу следующему. Каждый гость повторяет ту же процедуру, после чего чаша возвращается к хозяину.

Когда чаша обошла всех гостей, хозяин снова передает ее гостям, теперь уже пустую, чтобы каждый мог внимательно рассмотреть чашу, оценить ее форму и почувствовать в своей руке. С этого момента начинается следующая часть церемонии — хозяин готовит легкий чай в отдельной чашке для каждого из гостей. Начинается беседа. Обсуждают свиток в токонома, изречение, написанное на нем, красоту цветочной композиции, чашу, другую утварь, сам чай. Перед подачей легкого чая гостям подаются сласти. Хозяин вновь предлагает осмотреть утварь, использованную для приготовления чая на этот раз. По завершении беседы хозяин, с извинением покидает чайный домик, что означает конец церемонии. В отсутствие хозяина гости осматривают очаг, на котором готовился чай, еще раз обращают внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться. Раскрывшиеся цветы служат напоминанием о времени, проведенном вместе участниками церемонии. Пока гости покидают чайный домик, хозяин находится вблизи от его входа, молча кланяясь уходящим. После ухода гостей хозяин некоторое время сидит в чайном домике, вспоминая прошедшую церемонию и восстанавливая в памяти оставшиеся от нее ощущения. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами в домике и уходит. Важно, чтобы церемония не оставила внешних следов и сохранилась лишь как след в памяти участников.
2015_01_31_01_003
2015_01_31_01_004
2015_01_31_01_006
2015_01_31_01_007
2015_01_31_01_008
2015_01_31_01_009
Processed with VSCOcam with f2 preset

По Резникову К. Ю.
Источник: http://svitoc.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.