Великий чайный путь

Великий чайный путь — караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. По объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути. Великий чайный путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет, оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая и сыграл важную роль в сближении народов, в развитии экономики и культуры.
2014_12_13_01_006
«Чайные пирамиды во время проведения Ирбитской ярмарки» фото из архива Ирбитского историко-этнографического музея

На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. Общая протяженность пути составляла около 10 тысяч километров. Наряду с такими путями, как нефритовый, шелковый, солевой, коричный, оловянный, винный, невольничий, Великий чайный путь сыграл огромную роль в истории развития человечества и установлении торгово-экономических, дипломатических и культурных связей между народами. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов вкладывались в строительство дорог и городов, в образование и культуру, в строительство церквей и в освоение новых земель.

История Чайного пути – это продолжение истории развития дипломатических, торговых и культурных связей между народами Евразии в средние века. Первый в истории Евразии торговый нефритовый путь сложился в каменном веке, в эпоху существования великих кочевых цивилизаций в Центральной Азии сложились все основные пути, связывающие Восток и Запад континента. Во время господства государств Хань и Хунну появился Великий шелковый путь и были проложены пути, на которых в XVI- XIX веках появился Великий чайный путь.
2014_12_13_01_004
Плетеная корзина для транспортировки чая

Цибик — так назывался ящик для сухопутной транспортировки чая. По одной версии, название его происходит от монгольского «плетушка», поскольку ящик оплетался камышом в два-три слоя. По другой, оно ведёт происхождение от греческого «», «» (куб, кубический) и латинского «cubicus». Цибики бывали полуторными и квадратными и вмещали от 25 до 35 кг чая. Позднее значение слова стало более широким и до сер. ХХ в. так могли называть любую пачку чая.

Чайный путь изменил жизнь во многих провинциях и губернских городах, а жители получили возможность не только покупать и обменивать товары, но и работать на пути. Благодаря чайной торговле появился ряд профессий, которых раньше не было. Путь благотворно повлиял на темпы освоения Сибири и Дальнего Востока России. По нему происходил обмен не только товарами, но и технологиями производства, а также знаниями. Чайная торговля оказалась очень выгодным предприятием. Многие известные русские и китайские купцы создали на ней крупнейшие состояния того времени и нередко финансировали проекты развития городов, различные благотворительные программы, а также ссужали деньги для государственных нужд. Купцы-меценаты оказывали большую помощь в развитии науки и образования, воспитании молодежи, поддержке культуры и искусства. Принесенная из Китая национальная культура чаепития на территории России и стран Европы породила оригинальные национальные культуры.

Начинался Чайный путь в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов. Движение караванов из России в Китай и из Китая в Россию шло по следующему пути: Москва, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома, Вологда, Устюг Великий, Нижний Новгород, Ирбит, Соликамск, Екатеринбург, Верхотурье, Туринск, Тюмень, Тобольск, Томск, Омск, Ишим, Новосибирск, Красноярск, Канск, Енисейск, Илимск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск, Селенгинск, Кяхта, Сайшана, Урга, Эрн-Хото, Калган, Пекин и другие города и поселки. В Пекине действовала русская купеческая фактория, которая играла большую роль в развитии торговли.

На многих участках дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения. Путь имел множество сухопутных дорог, волоков, водных путей, от него отходили ответвления в разные российские губернии. На пути работало несколько торговых ярмарок, причем ярмарок с больших торговым оборотом было 20, со средним — 5. Основную массу составляли малые ярмарки, их насчитывалось 96. Наиболее известными были Кяхтинская, Верхнеудинская, Иркутская, Енисейская, Нерчинская, Мангазейская, Тарская, Сургутская, Туруханская, Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки.
2014_12_13_01_001
В районе Байкала действовали сухопутные пути через Хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь), а также водные пути через Байкал и по Селенге. Ни них строились села Кабанск, Мысовая (ныне город Бабушкин). В конце XVII — начале XVIII века этот путь шел по Ангаре, Байкалу, Селенге до города Верхнеудинска, дальше — по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в город Нерчинск, который стал главным центром торговли с Китаем. Этим путем долгое время велись торговые и дипломатические сношения России с Китаем. Кроме того, через Верхнеудинск по реке Селенге проходила дорога в Монголию, где в городе Урга (ныне город Улан-Батор – столица Монголии) велись торги. По этим двум путям двигались большие казенные караваны, ездило много служилых людей, а также купцов, которые вели частную торговлю.

В 1666 году из Москвы в Китай был отправлен первый торговый караван, во главе которого были поставлены боярский сын Иван Перьев и бухарский купец Сектула Аблин. Бухарские купцы часто выполняли роль посредников в торговых отношениях России со странами Востока. Несмотря на потери и большие торговые издержки, общий итог торговли Аблина в Китае оказался весьма выгодным для русской казны. Прибыль от торговли в Пекине составила почти 100%. Привезенные в Россию китайские товары дали прибыль более 300%. Это вызвало исключительный интерес к торговле с Китаем в правительственных и торговых кругах России. В то же время на пути её развития стояли серьезные трудности — дальность пути через калмыцкие и монгольские земли, грабительские налёты на караваны кочевников. Опорными пунктами, которые давали защиту караванам, и одновременно были торговыми центрами, стали остроги, строительство которых началось в Сибири и в Забайкалье. Особое значение стали играть Иркутский острог, Удинский острог (позднее город Верхнеудинск, ныне город Улан-Удэ — столица Бурятии) и Нерчинский острог (ныне город Нерчинск Читинской области). Первые русские торговые караваны начали проходить через Удинский острог с 1680 года, а после подписания послом России Федором Головиным в 1689 году «Нерчинского трактата» об установлении свободной торговли между Россией и Китаем Удинский острог стал прикрывать от наступлений кочевников с Юга и Запада долину реки Уды, по которой пролегал главный путь в Нерчинский край.
2014_12_13_01_005
Чайны обоз зимой 1890 г. Худ. П. Кошаров (Художественн-этнографические рисунки Сибири. Ред.-изд. П. Кошаров. Томск, 1890.

Торговля в Нерчинске не приобрела ожидаемого размаха, поступление товаров с обеих сторон было не систематическим, торговля прерывалась из-за частых стычек с местным населением, кроме того, ей противодействовали манчжурские власти. В связи с этим в 1719 году в Пекин было направлено посольство, во главе которого был министр, капитан гвардии Лев Измайлов. Егo сопровождал секретарь Лоренц Ланг, который в результате поездки собрал интересные материал по истории русско-китайских отношений и Сибири, а так же написал труд «Описание государства Китайского». Была составлена также новая, более подробная карта пути. В Пекине Измайлов был встречен с большими почестями, имел 12 аудиенций у императора, поднес подарки, но, кроме разрешения оставить Ланга в качестве торгового агента и возобновления торговли, ничего не добился. Такое положение дел не устраивало русское правительство. В 1727 году императрицей Екатериной I был отправлен в Китай посол Савва Лукич Владиславич-Рагузинский. После продолжительных переговоров у речки Буры он заключил с Китаем новый трактат, ратификация которого в несколько измененном виде была совершена 1728 году на речке Кяхте. Кяхтинский договор установил границу между государствами, началось строительство города Троицкосавска. На расстоянии трех верст от него образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли.
2014_12_13_01_003
«Символ трансграничного проекта «Великий чайный путь» в Ирбитском музее народного быта» фото из архива М.И. Смердова

После строительства Кяхты значение Верхнеудинска как главного перевалочного и товарораспределительного центра сохранилось. Здесь взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. Проехавший по Хамар-Дабанскому тракту в 1823 году известный путешественник А.Мартос отмечал: «При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь великость народа русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним Римлянам».

Казенные караваны, направляемые в Китай, имели довольно сложную организацию. Караван возглавлялся доверенным купцом, к которому приставлялись правительственный комиссар, четыре целовальника, гвардейский офицер с военной охраной в составе 100 казаков. Общая численность администрации и охраны казенного каравана достигала 200 человек. Караваны организовывались один раз в три года, их движение в одну сторону занимало один год. Распродажа русских товаров и закупка китайских товаров занимали несколько месяцев.

На протяжении XIX века Москва продолжала оставаться хотя и не единственным, но доминирующим распределительным центром в Европейской части России. В столицу страны Санкт-Петербург чай завозили из Москвы. До середины XIX века в Петербурге был один чайный магазин, в то время как в Москве в I647 году было свыше 100 специализированных чайных магазинов и более 300 чаепитейных заведений.

Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, Одессу, что делало перевозку чая дешевле. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. Расцвет чайной торговли с использованием сухопутного пути продолжался вплоть до конца XIX века. После строительства Суэцкого канала, удешевившего доставку чая в Европу, и с началом производства чая в Индии и на Цейлоне Чайный путь постепенно теряет свое значение. В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Открытие Суэцкого канала и Транссибирской железной дороги оставило в стороне Кяхту. С тех пор благодаря скорости доставки чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым. Многие кяхтинские и верхнеудинские купцы переехали в Санкт-Петербург и Москву, переведя туда свои капиталы. Большую часть чая стали перевозить морским путем. Из г. Ухань, куда чай свозили из южных провинций Китая, он направлялся в город Ханькоу. Здесь работал самый крупный в Китае чайный рынок. В 1861 году русскими купцами был построен морской порт, из которого чай на судах перевозили в Европу и Россию.

После того, как Англия стала импортировать чай из своих индийских колоний, объемы продаж китайского чая в Ханькоу резко сократились. Благодаря этому усилилось влияние России, к которой перешел контроль за чайным рынком. Русский купец А.Д.Старцев построил первую железную дорогу Китая. С 1863 по 1873 год в Ханькоу русскими купцами был построено 8 чаеперерабатывающих заводов, часть которых сохранилась до настоящего времени. Успехи купцов были высоко оценены правительством России. Многие из них были отмечены наградами. В 1891 году наследник русского престола, цесаревич Николай, путешествовавший по России на Дальний Восток, посетил чайный завод «Синтэй» в городе Ханькоу в год празднования 25-летнего юбилея завода.

Чайная торговля имела большое значение для народов Евразии. К.Риттер писал: «Потребление чая, со времени одного столетия, открыло новую отрасль торговли, поддерживающую постоянное обращение караванов через Гоби. Этот, вошедший повсеместно в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни стольких полу — и совершенно образованных, кочующих и оседлых народов. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара — чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилизации народов по значению, которое они имели, предназначено быть всемирно-историческими городами».

Сухопутный маршрут Великого чайного пути в России проходил через города Троицкосавск (Кяхта), Селенгинск (Новоселенгинск), далее путь разделялся на несколько ветвей, которые сходились в Мысовой (Бабушкин).Правая ветвь: Гусиноозерск, Верхнеудинск (Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (Бабушкин). Левая ветвь: Удунга, Удунгинский купеческий тракт через горы Хамар-Дабана, Мысовая (Бабушкин). Через горы Хамар-Дабана было проложено несколько купеческих трактов: Хамар-Дабанский, Игумновский, Ивановский, Тункинский, Удунгинский. Из Троицкосавска (Кяхты) шел также сухопутный (Иркутский тракт) и водный маршрут по р. Селенге до Верхнеудинска (Улан-Удэ). Из Мысовой (Бабушкина) шел сухопутный маршрут через Слюдянку и водный маршрут через озеро Байкал в Иркутск. Далее путь разделялся на две ветви. Правая ветвь шла по реке Лене в Якутск, далее на Аляску. Левая ветвь проходила через Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск, Ачинск, Мариинск (Анжеро-Судженск), Ботогол, Томск, Новосибирск, Колывань, Чулым, Барабинск, Каинск (Куйбышев), Татарск, Калачинск, Омск, Тара, Ишим, Тюкалинск, Ялуторовск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Соликамск, Ирбит, Пермь, Кунгур, Нижний Новгород, Макарьев, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург. В Омске от маршрута отделялась левая ветвь, которая вела в Казахстан и Среднюю Азию. Из Санкт-Петербурга маршруты вели в страны Западной Европы. По территория России пролегал также водно-сухопутный маршрут: Забайкальск, Нерчинск, Верхнеудинск (Улан-Удэ).
2014_12_13_01_002
Чайная торговля по сухопутному пути продолжалась до 1929 года. К началу XIX века Россия стала самой «чаепотребляющей» страной мира: во всех крупных русских городах элита общества (дворяне-аристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения. Кроме того, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты — самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия. В чай нередко добавляли спиртное — крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи — обеду или ужину. Кроме того, в любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал непременным и самым любимым напитком каждой русской семьи.

В настоящее время многие участки Чайного пути превратились в действующие железнодорожные и автомобильные магистрали и вошли в общую транспортную сеть, связывавшую регионы Азии и Европы. На Чайном пути продолжается торговый обмен между Россией, Монголией и Китаем. В список исторических населенных пунктов Российской Федерации, расположенных непосредственно на Великом Чайном пути, включены: Республика Бурятия — Улан-Удэ, Бабушкин, Кяхта; Республика Тыва — Кызыл; Республика Хакасия: Абакан; Алтайский край — Бийск; Красноярский край — Красноярск, Ачинск, Енисейск, Канск; Иркутская область — Иркутск, Нижнеудинск; Кемеровская область — Мариинск; Новосибирская область — Куйбышев, Колывань; Омская область — Омск, Тара, Тюкалинск; Томская область — Томск, Нарым; Тюменская область — Тюмень, Ишим, Тобольск, Ялуторовск.

История Чайного пути дала богатый материал для развития культурного туризма и создания крупнейшего в мире трансконтинентального международного туристского маршрута. Туристический проект «Великий чайный путь» разрабатывается с 1992 года при поддержке более 50 организаций трех стран: России, Монголии и Китая. Целью проекта является развитие крупного международного туристского направления с использованием историко-культурного наследия и бренда «Великий чайный путь». Идейной основой проекта послужило богатое историко-культурное наследие маршрута торгового Чайного пути, сложившегося еще в начале XVIII века. Это самый длинный из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов, который позволяет пересечь Евразию и познакомиться с уникальной культурой многих стран и народов.

В состав международного туристического проекта «Великий чайный путь» вошли Омская, Свердловская, Иркутская, Кировская области, Пермский край, республики Бурятия, Тыва, Хакасия и Татарстан. Великий чайный путь проходил по городам Пермского края Соликамск, Пермь, и Кунгур, бывший некогда «чайной столицей Российской империи». В XVII веке торговый путь из Китая в Россию проходил через территорию Тары — старейшего города Омской области. Тарские купцы с XVII века были одними из поставщиков чая в Россию. Так, в 1659 году тарский боярский сын Иван Перфильев возглавил одно из первых русских посольств в Китай и привез оттуда в подарок царю десять пудов чая, что послужило основой для заключения официального договора на поставку «сушеной китайской травы».

В Свердловской области разрабатывается тур «Чайными дорогами Урала», имеющий маршрут: Екатеринбург — Камышлов — Ирбит — село Речкалово — село Коптелово — Екатеринбург. Для Свердловской области проект интересен тем, что «чайный» маршрут проходил по Большому Сибирскому тракту, а также имел опорную точку на одной из самых известных российских ярмарок — Ирбитской. Талица, Пышма, Камышлов, Богданович, Красноуфимск и, конечно, Ирбит, где ярмарка возрождается как яркое событийное мероприятие, являются участниками огромного международного проекта.

«Великий чайный путь» — это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны. Путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брендом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать. На всем протяжении Великого чайного пути находится множество объектов, связанных с разными эпохами, народами, культурами. Многие из них привлекают большое внимание путешественников. Целый пласт культуры составляют традиции приготовления и потребления чая, окруженные народными преданиями, обычаями, обрядами, ритуалами, верованиями, нашедшие отражение в народном быту и искусстве.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.