Узор добродетели

Истинное понимание за гранью определений,
оно — в возможностях

Древнекитайский мыслитель Лю Шао (3в.) писал: «Человечность – основа Дэ (добродетель), долг – мера Дэ, ритуал – узор Дэ, надежность — крепость Дэ, мудрость – полководец Дэ». Это определение очень четко раскрывает дух чайного действа. Однако, понятие ритуала в чайном искусстве часто вызывает много споров. Дело в том, что в Китае и в России ритуал понимается по-разному. Вот, к примеру: в Словаре Русского Языка С. И. Ожегова дается такое определение ритуала: «1. Порядок обрядовых действий при совершении какого-н. религиозного акта. Р. погребения. 2. То же, что церемониал». В толковом словаре китайского языка Синь Хуа Цзы Дянь читаем: «Поведение или действие, выражающее почтение и уважение. Приветствовать, отдавать честь, приветствие».
2014_11_22_06_001
Буддийские мастера говорят: «Учение Будды – это дерево, а ритуал – это ветви и листья», подчеркивая этим, что не правильно подменять ритуалом внутреннюю работу, но и не правильно игнорировать ритуал, т.к. это органическая часть этой работы. Некоторые любители чая убеждены, что чай и глубокое понимание Чайного Пути уже внутри, и взращивать ритуал – ниже их достоинства. Некоторые – видят в ритуале некую ось чайного действа, на которую наращивается то, что называется состоянием, пониманием и постижением. Невозможно сказать кто из них прав. Однако, взявшись за один из двух концов длинного шеста – его вряд ли поднимешь, а взявшись посередине, это становится возможным. Если придерживаться золотой середины и с чувством подходить к чайному действу – мы замечаем, что дух его не угнетается, а питается. Участники его не распоясываются и взращивают лень, а воспитывают волю.

Что же такое ритуал? Речь идет не столько о последовательности действий, сколько о состоянии ведущего чайного действа. Как сказал один из корифеев китайской чайной традиции в России Василий Жабин: «Правильное чайное состояние в процессе чаепития – “почтительное внимание”, но без пафоса и напыщенности». Ритуал — это возможность формировать пространство, настраивать его. Не навязывать, а именно настраивать. Тот, кто обладает этим качеством, источает надежность. Надежность – это крепость чайного действа, в которой каждый его участник обретает целостность. Целостность – это дыхание, превращающее даже самое простое действие в церемонию.

Древнекитайский философ Сюнь-цзы писал: «Проверяя ритуалом, наблюдай, способен ли человек на спокойствие и уважительность». В чайной культуре не стоит чем-то пренебрегать. Необходимо помнить, что каждый ведущий чайного действа формирует условия, в которых и он, и другие участники действа будут наслаждаться чаем. И в зависимости от того, насколько ведущий полон – наполняется процесс. Не столь важно, сидите ли вы в изящно оформленной чайной комнате или на кухне, используете дорогую редкую посуду или самую обычную кружку, в ваших силах взрастить действо, выказать уважение и любовь своим гостям, согреть их теплом глубокого чувства, наполнить вниманием и спокойствием их сердца.

Опять же, я не навязываю свое понимание, я лишь стремлюсь показать, что когда вы обладаете инструментом – вы решаете, использовать вам его или нет, но если вы не обладаете инструментом, у вас нет возможности его использовать. Возможность – это мера, которой мы измеряем наши умения, нашу силу.

Автор: Максим Шведов
Источник: http://puercha.wordpress.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.