Эликсир Жизни

Чаще чем что либо другое, люди спрашивают: «Почему чай?». Если мы живем духовной жизнью, разве не бессмысленно само разделение на обычное и духовное? С древних времен идеалом Дзэн было освобождение в «повседневной жизни»: находить смысл в обычном пятне света на столе, в золотом кольце, что дрожит на цветке, в работе, поте, пищеварении и сне. Зачем выделять чашку чая из всех этих обычных объектов на столе? Почему восхвалять этот Лист, а не щи, которые были на обед? Разве щи не говорят о Природе так же глубоко? Разве они не такая же важная часть этой жизни и всего мироздания? Иногда вопрос не настолько глубок, иногда люди просто хотят узнать почему и/или как я «попал в чай».
2014_11_22_02_003
Для нас важно знать чего мы хотим от чая, так как это направляет наше путешествие и определяет выбор чая, посуды, учителей и вдохновения. Для некоторых чай — это просто способ освежиться, напиток. Им нравиться выпить чаю, когда их мучает жажда и не более. Другие видят в чае хобби или искусство, с творческим подходом к посуде и ее расстановке. Пока мы не достигли очень высокого уровня, людям нужен отдых. Хобби — это здоровый способ отвлечь внимание, отдохнуть и снять стресс. Доказано, что пенсионеры, у которых есть хобби, живут дольше. Если вы обнаружите, что ваша страсть к чаю сильнее, как бы там ни было, важно двигаться дальше этого уровня. Хобби, которые поглощают слишком много времени, сил и денег — это одержимость, которая ведет к несбалансированной, нездоровой жизни. Если чай для вас — это обычный способ расслабиться, сохраняйте к нему обычное отношение и наслаждайтесь его расслабляющими свойствами как таковыми. Каждый из нас нуждается во времени в стороне от каждодневной суеты, когда мы можем насладиться тем, что являемся самими собой. В таком случае, чай может так же создать спокойный центр, вокруг которого вырастают социальные конструкции, где мы можем насладиться прекрасной беседой или в котором мы находим настроение, которое подходит для занятий искусством, как, например, сочинением стихов, живописью или каллиграфией. Именно поэтому многие мастера этих искусств были так же любителями чая.

Когда многие думают о чайной культуре, они неизменно думают или о фермерах- чаеводах, которые выращивают чай в промышленных масштабах ради денег, или о владельцах чайных магазинов, которые продают им чай. Чайный мастер — это так же тот кто продает чай какое-то время или выращивает и производит его ради денег. Многие любители чая с ростом их любви к чаю, развитием способности пить чай и испытывать на себе его влияние, хотят идти дальше чем хобби. Тогда им кажется, что войти в мир чайного бизнеса — это единственный путь. И все же, тысячи и тысячи лет лет чай не покупался и не продавался, хотя великие чайные мастера населяли все горы Китая. И более высокие уровни мастерства в чае, как и в любом искусстве, не могут быть достигнуты, когда есть экономическая мотивация. Рисовать из любви к туши — единственное подлинное мастерство. Конечно возможно создать чайный дом или магазин исключительно из любви к чаю и поддерживать эту страсть на протяжении всей карьеры, разделяя замечательный чай и Ча Дао с другими. И все же китайцы говорят: “Передняя часть магазина никогда не походит на его застенки”. И если вы провели достаточно долгое время в его застенках, довольно трудно сохранить чистоту, страсть и искренность, особенно в экономически трудные времена.
2014_11_22_02_001
Для меня употребление чая имеет мало общего с хобби, искусством или бизнесом. Я пью чай так, как это делали древние: как “лекарство”. Многие книги начинаются с главы о том, как чай был лекарством для китайцев на протяжении тысячелетий. Это правда, но слово “лекарство” может вводить в заблуждение. В современном мире оно означает что-то, что мы принимаем для лечения или профилактики заболевания. Хотя частично это то, что чай означал для Чажин (Chajin люди чая) в прошлом и настоящем, это лишь малая часть того, что “лекарство” означало для наших предков. Чай был “лекарством” для китайцев в смысле, который в это слово вкладывают американские индейцы, это “знахарь, шаман” (medicine man) или “целебный камень” (medicine stone). Здоровье и лечение для наших предков было настолько же духовным и психологическим, насколько физическим. Чай и ритуалы, которые с ним связаны, были частью повседневного физического, психологического и духовного очищения. Наш организм накапливает токсины и чай всегда считался средством очищения всей системы. Этот целебный эффект не та уловка, которую сегодня используют для продажи чая: используя иногда содержательные, иногда обрывочные медицинские исследования, которые утверждают, что чай лечит рак и т.д. Утверждение, что чай был лекарством для древних людей — не маркетинговый ход. Употребление чая делает нас здоровыми, очищает наше тело от накопившихся токсинов.

Что важнее, в каждом из нас есть более глубокие яды и загрязнения в душе , глубоко в наших сердцах. Чай, как аспект духовной жизни, может так же помочь нам очистить тело от этих ядов. Это явно наиболее важное качество чая и именно поэтому чай всегда был особым растением для духовных практиков: сначала в мешках древних шаманов, затем в чайниках даосских знахарей и, наконец, в чашках буддийских монахов, первых в мире чайных фермеров. В этом смысле чай был одним из ингредиентов в практике очищения. Другое отношение, как у японских чайных мастеров прошлого, это сказать, что жизнь в чае имеет мало общего с чайной комнатой, что Чажин весь день готовит чай: когда она ест, одевается и в том, как она взаимодействует с окружающими. Для современного сознания предания о чудесном выздоровлении, подобно тому как чай со скал Уи спас императора, или легенды о просветлении, заваренном в напиток, который позволял тому, кто его выпьет слиться с Дао, являются не более чем сказками. И в самом деле, ведь чай — второй по объему потребления напиток в мире, почему же миллионы тех, кто его пьют не излечиваются? Почему не становится больше мастеров? Хотя некоторые из этих историй действительно являются метафорами, призванными подтолкнуть нас к более поэтичному отношению к жизни или, возможно, это поучительные рассказы, переданные ученикам, однако если вы когда либо испытали более глубокие качества чая — вы знаете, так же как я, что эти истории не не такие уж надуманные, т.к. такие чаи действительно исцеляют тело и очищают душу.

Почему китайские врачи использовали чай для исцеления духа и тело, в то время как современные врачи призывают азиатов пить меньше чая.
2014_11_22_02_002
К сожалению, в большинстве чаев сегодня не явны качества, которые излечивают душу. В древние времена обработка чая была минимальной и не было нужды в “гунфу чае”, так как способ приготовления был не так важен. Люди пили чай не для вкуса. Вкусы мимолетны, а удовольствие, которое они приносят иллюзорно. Погоня за экзотическими и интересными вкусами не может привести к продолжительному покою. Как “лекарство”, чай пьют чтобы очистить тело и душу. В не загрязненных, чистых горах требовалось немного. Кто-то просто находил старое чайное дерево, возраст которого исчислялся сотнями лет, срывал немного листьев, немного обжаривал их или высушивал на солнце, бросал их в чашку и добавлял немного воды из ближайшего горного родника. Первые одомашненные чайные деревья, которые выращивали буддийские монахи, обрабатывались настолько естественным способом, насколько можно, в тех листьях было не трудно почувствовать дух. И вопреки любым предположениям, которые вы можете сделать, такое отношение к чаю не перестало существовать, а, напротив, очень даже живо и по сей день. Дух чая процветает, даже в 2010-м году, его лишь не так просто найти, вы должны понимать немного больше о мире чае, чтобы найти чаи, которые немедленно очищают тело и сознание, позволяя духовным озарениям происходить самим по себе.

Так как мы пьем чай для того, чтобы найти самих себя и исцелить наши тело, сознание и дух, на современном этапе, главное помнить, что яд не может очистить яд. Как вы можете очистить ваше тело от токсинов или очистить ваше сердце, когда лекарство само по себе ядовито? Если лекарство — болезнь, оно не может лечить. По этой причине, важнейший критерий поиска качественного чая — чтобы он был натуральным (экологически чистым), выращенным с уважением к Матушке Земле и признанием древнего наследия чая как “лекарства”.

В качестве лекарства нам не нужны излишества в чае. Нам не нужны богатые, химически усиленные или генетически модифицированные вкусы. Когда вы сморите на чайную плантацию и видите красивые зеленые ряды чайных кустов это подобно тому как смотрят на актрису со слоем макияжа и специальным освещением на лице, которые скрывают дефекты кожи. Или тому, как мы смотрим на бодибилдера, который использовал стероиды в течение нескольких последних лет. Конечно он мускулистый, а она красива, но эта красота лишь на поверхности, она искусственна. Это грубая и безвкусная красота. Прогулка по такому саду подобна путешествию в грязные задние помещения магазина, где нет улыбок и все не такое как кажется: измученные, покрытые химикатами растения умирают. Их заменяют каждые 10-15 лет, после того, как они погибают. Земля здесь жесткая и не имеет запаха, она безжизненна и скудна. Корни кустов выходят на поверхность земли в поисках питательных веществ. Уничтожение насекомых и вырубка лесов, чтобы создать эту коммерческую ферму разрушительно повлияли на окружающую среду: распространяясь все дальше, отсутствие насекомых приводит к исчезновению тех, кто ими питается, так же как использованные пестициды и химические удобрения, попадая в подземные воды и загрязняя их, спускаются с горы и вредят людям и животным. После каких-то тридцати или пятидесяти лет в такой земле нельзя больше выращивать чай и фермеры начинают выращивать бетель или другие растения, перемещаясь на другие, еще не тронутые горы.
2014_11_22_02_004
Бизнесмены не любят обсуждать эту шокирующую правду. Но худшая часть шоу бизнеса заключается в том, чтобы видеть все, что происходит за кулисами, включая то, как ведут себя актеры, когда свет прожекторов не падает на них и то, как они выглядят на самом деле без макияжа.

Если мы хотим, чтобы чай помог нам излечить наш дух, восстанавливая нашу связь с Природой, с солнцем и горой, рекой и небом, мы должны быть уверены, что этот чай был из здорового источника и чтобы его производство не вредило Природе, которая дает нам его. Китайцы использовали чай как “лекарство” в течение тысяч лет и выращивали его сотни лет не нарушая гармонии с Природой, пока так называемая “современное” или “научное” сельское хозяйство не уничтожило в некоторых местах горы и не разрушило экосистемы во имя быстрых денег.

Одно из наиболее серьезных столкновений между культурами Европы и коренных американцев было вызвано различным отношением к земле. Чем дальше мы продвигаемся в век глубокого экологического кризиса, тем больше нам надо уважать отношение коренных американцев, что земля не принадлежит нам, мы ходим по ней. Линии, которые мы рисуем на картах — не реальны. Никто не может владеть землей. Как вы можете владеть сверканием солнечного света в пруду или ветром в траве? Что вы ответите, если богатый человек постучит в вашу дверь и предложит вам богатство и процветание за пять звезд с неба? Вы либо искренне спросите, в своем ли он уме, ведь звезды никому не принадлежат, как же их можно продать. Или вы решите нажиться на нем, посмеиваясь украдкой, представляя как глупец скоро расстанется со своими деньгами. Так же отвечали коренные американцы, когда европейцы пытались купить у них земли, которые, как они считали, как и звезды, не принадлежат и не могут принадлежать никому. К сожалению, даже когда они искренне отвечали европейцам, что никто не может владеть этой землей, те понимали их не правильно и решали, что могут присваивать ее просто так.

Будущее “лечебного”, исцеляющего чая зависит от нас, мои читатели и друзья. Большинство фермеров поймут, если им объяснить, что они имеют возможность зарабатывать деньги сегодня благодаря тому, что их предки заботливо относились к земле и этим деревьям. Будучи китайцами, они глубоко уважают своих предков и заботятся о потомках. Когда вы объясните им, что если они продолжат, их праправнуки не будут защищены, не будут иметь земли, которую можно возделывать, они поймут и согласятся с вами. Проблема в том, что они считают не практичным органическое, не вредящее окружающей среде сельское хозяйство. Как и большинство людей они волнуются о финансовом благосостоянии. У других есть машина, и им тоже нужна. У их соседа есть телевизор и их жены тоже хотят телевизор, не говоря уже о стоимости образования их детей. Наша задача в том, чтобы объяснить им, что их роль больше состоит в заботе, чем в производстве. Без духовного, “лечебного” подхода к чаю, это лишь множество унций и граммов, поверхностный материализм и ничего больше. Почему бы не отказаться от мышления в унциях и граммах?
2014_11_22_02_005
Мы успешно переубедили несколько фермеров в Азии, оставив в стороне вес чая и даже предложив им больше, чем цена чая за грамм, чтобы показать им, что есть много любителей чая, чьи взгляды на качество чая не основываются на иллюзорных вкусе, аромате и приятных ощущениях во рту, что мы бы хотели платить за чистый, экологичный, здоровый, “целебный” чай, произведенный по традиционной технологии. Мы хотим, чтобы фермер имел автомобиль, телевизор, чтобы его дети ходили в хорошую школу. Мы хотим платить за эти вещи, но не за множество унций и граммов чая. Вместо этого мы платим ему за то, что он является управляющим этой землей и заботился об этих деревьях, как заботились другие до него.

Несколько веков назад все чайные деревья размножались семенами, а не как во многих местах сегодня генетическим клонированием, что делало каждое дерево уникальным. Более старые деревья, которые помогали семье часто носили ту же фамилию, что и семья, к тому же им давали каждому свое имя, чтобы подчеркнуть, что они члены клана. Если многие из нас поймут, что такой чай просто лучше во всех смыслах, фермеры увидят, что им не нужно идти против своих принципов, чтобы быть успешными. Экологически устойчивое производство чая — это уменьшенное изображение тех вызовов, от которых зависит выживание нашего вида. Мы должны признать нашу связь друг с другом и всем миром, пока не стало слишком поздно. Для нас очень важно повысить уровень нашей системы ценностей до того, чтобы качество производства определялось не только полезностью, но и способом производства. То, что может принести нам удовольствие ценой разрушения природы — низкого качества. Очевидно, что наркотики могут принести нам физическое удовольствие, но ценой этого является потеря здоровья, рассудка, духовная пустота и, в конце концов, полное уничтожение. Так же отравленное сельское хозяйство и потребление в самом центре наших проблем окружающей среды.
2014_11_22_02_006
В девятнадцатом веке ученые и философы заявили, что взгляд на окружающий нас мир как на живой и одушевленный — примитивен. Они назвали это “анимизм” и смотрели на него как на уничижительные взгляды на мир, основанные на ошибочном антропоморфизме неодушевленных предметов. Они обосновывали, что мы должны оставаться “объективными” и отделять себя от мира. Хотя наша наука вышла за пределы механистичекого взгляда на мир, обычный здравый смысл все еще имеет мало общего с современной квантовой физикой.

Органы вашего тела — неотъемлемая часть того, кто вы есть. Если ваше сердце удалить — вы прекратите существовать. Точно так же воздух и вода этого мира — необходимые условия существования человека, без которых мы погибнем. Даже когда мы покидаем эту планету, мы берем часть окружающей среды с собой в космос. Другими словами, мы не пришли сюда из другого мира, мы выросли из этого. Мы выражение его энергий. Разрушение окружающей среды может происходить только в том случае, если люди не рассматривают себя как ее часть, когда люди смотрят на себя как на объект в окружающей среде. Когда мы осознаем, что являемся частью окружающей среды, так же как и она является частью нас, становится очевидным, что наносить ей вред — это самоубийство. Чай — это одно из “лекарств”, которые могут восстановить чувство связи с Природой.

Наши предки жили в гармонии с Природой, но это было для них естественно. Они возделывали землю без опасности для окружающей среды, но у них не было выбора. У нас есть невероятная сила двинуться вперед в чудесное будущее, в котором мы будем создавать экологические, процветающие чайные сады, полностью осознавая наше решение достичь гармонии. Наблюдать за невинностью и спонтанностью детей — это чудо, но это не может и сравниться с невинностью и красотой мастера, которая обуздала эго и вернулась к Природе, пребывая в полной осознанности.

Чай действительно может исцелить, и его “целебные” качества, что за пределами хобби и искусства, гораздо важнее в наш больной век. Если вы никогда не спрашивали себя почему чай, возможно сейчас лучшее время начать это делать. Если вы питаете интерес к Листу, начните внимательно слушать, что вам говорит каждая чашка: но это не крик, это шепот. Когда вы замолчите, углубляясь в восприятие ваших чаев, однажды вы услышите его, голос Природы. Что он говорит вашему духу? Мне он шепчет старинные предания о бородатых мудрецах, что бродили по крутым горам в поисках того самого Листа, окаймленного зубчиками, который можно алхимически прожарить, вскипятить и заварить в блестящей золотым кольцом чашке: Эликсир Жизни.
2014_11_22_02_007
2014_11_22_02_014
2014_11_22_02_013
2014_11_22_02_012
2014_11_22_02_011
2014_11_22_02_010
2014_11_22_02_009
2014_11_22_02_008

Статья «The Elixir of Life» (Эликсир Жизни), автор: Wu De (A.D. Fisher). Вышла в №9 The Art of Tea за 2010 год.
Источник: http://www.tissinfo.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.