Старые Пуэры. Правда и вымысел

«А сколько лет этому Пуэру?» — можно услышать такой вопрос и в ответ получить разные цифры, зачастую не основанные на фактах, а взятые откуда-то с потолка или по рассказам «знающих» людей.
Где же правда про возраст Пуэра? Есть ли старые Пуэры?
Если да, то откуда они, как отличить и оценить их?
2014_08_11_03_004
В вопросе с Пуэром существует два совершенно разных взгляда: первый — колхозников и жителей провинции Юньнань, которые продают чай, и для них он является сельскохозяйственным продуктом и бизнесом. Второй взгляд, его можно назвать антикварным — взгляд людей, которые занимаются коллекционированием чая, и в основном, это богатые и культурные люди с Тайваня, Ганконга и Гуандуна.

2014_08_11_03_001В недавнем путешествии по Юньнани меня интересовало, что говорят сами юньнанцы про выдержку Пуэра, а не пекинские и гуандунские продавцы чая. Заводы, на которых я был (Дэн Гуй Ча Чан 滇桂茶厂, Мин Кан Ча Чан 茗康茶厂) — у них такой практики нет!

Но они не очень большие… Директор Мин Кан Ча Чан — бывший директор Пу Эр Ча Чана (на котором я, кстати, тоже был), достаточно большого завода, входившего в четвёрку крупных заводов в советское время (вместе с Куньминским, Сягуаньским (Да Ли) и Мэнхайским заводами) — он сказал, что на этих заводах никогда не было практики намеренного выдерживания Пуэра: ни Шу, ни особенно Шэна. Заложить Шэн Пуэр и потом продать его дороже через 10 лет намеренно — даже идеи такой не было!

Подобная операция требует достаточного вложения: во-первых климат Юньнани жаркий и влажный, в котором плесневение и порча чая происходит моментально, и создание складов с поддержанием полного контроля температуры и влажности, а также наблюдение за ним в течении 10 лет — это сложно.
Пуэр — это сельскохозяйственный продукт, который приносит прибыль. С точки зрения бизнеса закладывание этого древнего чая не представляет интерес. Бизнесмен купил 100 тонн сырья, переработал, накинул по 2 юаня за кг и на этом заработал денег. Для того, чтобы ему заложить чай, во-первых, нужно заморозить какое-то количество сырья, во-вторых, построить эти склады, найти толкового технолога, который будет отслеживать процесс выдержки, возможно купить какое-то оборудование, которое будет поддерживать влажностный режим… И есть риск, что всё это испортится, причём, он очень велик в связи с климатическими условиями…

И в результате на выходе что получится? Сейчас, грубо говоря, лепёшка стоит 50 юаней, а через 10 лет он продаст её за 500. Но, не факт что продаст, так как коньюктуру рынка на 10 лет угадать невозможно. Сейчас мифологема про древний чай жива и возможно, что она будет жить 100 лет, а, может быть, не проживёт и года и интерес к ней постепенно угаснет. Сначала в фаворе был Лун Цзин, потом Те Гуаньинь, сейчас Пуэр, а потом, может, будет Би Ло Чунь… И Пуэр не обязательно понизится в цене, но такой острой необходимости в нём не будет. Спрос упадёт, и куда его тогда девать?
Китайцы, которые занимаются чаем (есть такой термин Ши Ши Цзай Цзай 实实在在) — на земле крепко стоят, а не в воздухе где-то там, в древних каких-то чаях летают. У них бизнес — чем больше я купил, тем больше я сегодня продам и тем я больше заработаю денег. Зачем мне его закладывать, к тому же если цель исключительно коммерческая? С точки зрения коммерции — это не выгодно.

Я уверен, что старый чай на Тайване имеет не коммерческую подоплёку. Реально люди в своих микроскопических складиках хранят немного лепёшек, в деревнях находят старый чай по одной лепёшке… но количество такого чая просто феноменально мало!
Старые чаи действительно есть! Директор чайного завода рассказал мне такую историю: что на больших заводах была практика от каждой партии товара сохранять образец: Сяо Цзянь или Да Цзянь (Сяо Цзянь это 6 Тунов — 42 блина, Да Цзянь это 12 Тунов — 84 блина). Это хранилось обычно в течении 5 лет, как образец партии товара: собрано такого-то числа, сорт, откуда собрали…все данные про эту партию. Возможно, что тайванцы или сянганьцы ещё давно закупили этого чай…
Сказать, что его вообще нет — нельзя! Но, по-моему, существует неверное представление о том количестве старого чая, который есть на самом деле.

Ещё вопрос интересный: ценность старого Пуэра, как продукта питания?
Есть такая точка зрения, высказанная людьми, которым я склонен доверять, что совершенно не обязательно, что старый чай (если он даже правильно хранился и не протух, не прокис, не заплесневел на «мокром складе»), лучше свежего.
Вот у меня лежат лепёшки — я не могу всё это выпить сразу же, и через какое-то количество лет они станут старыми, я же их не выкину. Например, в 2005 году купил я блин Шэн с датой 2001 года, но я его не специально положил, просто не было времени выпить, и я на него смотрю сейчас и ничего хорошего в нём не вижу — перестал пахнуть…
Критерий один — попил и понял!

А на рынке, продавцы чая вам сразу предложат «старый» чай. Правда, сейчас уже прошла история про 50 летний, это была совсем уже грубятина, когда гуандунцы и фуцзянцы торговали Пуэром, сделанным по технологии «мокрого склада», который продавался тоннами по 100 юаней за лепёшку. Сейчас качество подделок возросло. Возраст предлагаемого старого чая снизился — если говорят 10-15 лет, это уже очень круто!
Чаще всего точных доказательств древности чая у продавцов нет, и его происхождение овеяно легендами: найден в какой-то глухой деревни или специально сделан для работников и поэтому просто в бумагу завёрнут без опознавательных знаков, или бумажка от старости развалилась, и её заменили другой… Ещё очень распространённая тема, что когда-то в Гуандун отправили партию чая, и там заложили на склад. Так как в Гуандуне сыро, то он приобрёл такой специфический сыроватый привкус, хотя на самом деле просто «мокрый склад»… Гонконгкцы для старшего поколения китайцев являются образцом богатых людей — покруче, поумнее, и всё, что привозилось из Гонконга — это было круто! И поэтому есть ещё одна легенда, что когда-то 20 лет назад чай отвезли в Гонконг, там он пролежал, а сейчас нашли и вернули обратно…
Подделок очень много — просто быстросделанный «мокрый склад»!

А настоящего очень-очень мало, и это отдельная глава — это антиквариат.
Это как с нефритом: на рынке есть гигантское количество нефрита, начиная от сплавленной крошки и хороших предметов, вырезанных невчера, но есть другой уровень — уровень антикварных изделий, которых там нет. Конечно, если 10 лет ходить на рынок и искать древний нефрит, то в какой-то день, может, найдёшь древний предмет. Но этот случай будет как раз подтверждением, что на рынке нет антикварного нефрита. Тоже самое и со старым чаем…

Отдельная история — это Тайвань. Этот вопрос требует специального изучения. Тайвань — это культурный конгломерат, образованные люди с высоким уровнем культуры. И к тому же на Тайване всегда существовала тема старых чаёв, улуны выдерживали, и Пуэр — он один среди равных, а не один такой необычный. И зная, что на Тайване была культура выдерживания чаёв, можно предположить, что кто-то взял и положил Пуэр когда-то попробовать. И в результате появился миф про Старый Пуэр… есть такие предположения.

2014_08_11_03_002Вот известная книга «Пуэр» тайванца Дэн Ши Хая, где описывается тайваньский взгляд на старый Пуэр. Второй том посвящён различению старых Пуэров: как выглядит старый чай, описание упаковки, надписей, печатей — самый настоящий чайный антиквариат.
Вот, например, таблица, как выглядел иероглиф Чжун, напечатанный в разные годы. «После 93 года на кирпичах 7542 (75 это какой-то номер технологии, я не очень понял, 4 — сорт листа, последняя цифра 2 — Мэнхайский завод (1 — Куньминский, 3 — Сягуаньский и 4 — завод в городе Пуэр)) появилось написание иероглифа Чжун с большим «ртом». И если вы встречаете чай, про который говорят, что он раньше 93 года, но с таким написанием иероглифа, то надо быть осторожным — большая вероятность подделки».
Реально антикварные подходы к оценке возраста и подлинности чая. А цены на антикварные вещи, сами понимаете, уже другие: лепёшка не за 100 юаней и не за 1000. За 1000 юаней можно было купить в прошлом году хороший 8-10 летний Шэн, не более.

Интересно влияние культуры на массовое сознание. Крестьяне пользуются «антикварной темой». Так смешно, когда колхозники юньнаньские сами начинают легенды рассказывать, придуманные тайваньцами. Потому что тайванец приехал в Юньнань (он не находится в процессе), он со стороны видит что-то из другого культурного пласта. Например, тот же Дэн Ши Хай видит 1000-летнее чайное дерево. «О-о-о!» Восхищается! А для них это просто дерево — оно всегда здесь росло, для них это привычно. Потом на Тайване он описывает своими «образованными» словами то, что его впечатлило и плюс «накладывает» это на антикварную тему. А потом это от него возвращается назад: «Да, это наше 1000-летнее знаменитое дерево!» Но, на самом деле, оно осталось для них обычным деревом… они просто знают, что это поможет им продать дороже.

Антикварная тема вообще свойственна более развитым районам — Тайвань, Гуандун и Сян Ган. Люди культурные, с деньгами, и у них есть возможность с этим поиграть. Пекин тоже таким становится — сейчас пекинцы, шанхайцы с умным лицом начинают рассказывать тебе про Пуэр, хотя ещё три года назад слыхом не слыхивали о нем. «Пуэр — это не чай», сказал один пекинский знакомый мне 3 года назад, когда я стал заваривать Пуэр, а сейчас хорошим подарком считает лепёшку Пуэра.
Вэнь Хуа ( 文化 — культура) сейчас популярна в Пекине и Пуэр популярен: Ча И Вэнь Хуа, Пуэр Вэнь Хуа и все такие «вэньхуа-вэньхуа»… Как у «Масяни» мультик был про Питер — «А у нас тут культура культурная культура, культура культурных культур» — у них там то же самое…
В Пекине о Пуэре все знают, у всех на слуху, но более точных детальных знаний от этого ещё меньше. Слушают фуцзянцев, которые 2-3 раза в Куньмине на закупках были, дальше ресторана не выезжали… Для них это авторитеты (так как на Малиндао сидят)… Как и мы, приезжая раньше на «Чайную» улицу и видя девочку из Цзянь Су, которая читать-то не умеет, считали, что это офигенный чайный мастер, так как знает, что это «Чахай» называется. А потом, когда сам начинаешь развиваться, то понимаешь, что это не так! Она сама не очень понимает и не хочет понимать, в отличии от тебя, который хочет.

Вообщем картина с древним чаем выглядит следующим образом: я приехал в деревню, нашёл там старую скамеечку, которой лет 50, причём она там стоит не потому что дед с бабкой её специально сохраняют, а потому что у них денег нет на новую, они привыкли к ней. В моих глазах, если я её беру и привожу в московский галерею, она становится юньнаньским антиквариатом, который стоит, например, 500$, а дедушка с бабушкой они совсем из другой истории, они к этому антиквариату уже не имеют никакого отношения. Так и с чаем — есть крестьяне и продавцы, а есть коллекционеры и ценители…

Так что, во-первых, не факт, что старый Пуэр — это хорошо, вкусно и полезно. Во-вторых, его микроскопически мало! В-третьих, все старые чаи, которые я встречал, имели мутность в происхождении и датировке — поэтому есть большая вероятность обмана. И, в-четвёртых, цены на старые Пуэры соответствуют антикварным.
Но не обязательно же сидеть только на диванах династии Мин?
2014_01_13_02_006

Илья 24.05.2007
Источник: http://www.renzi.ru
Фотографии: Анастасия Заяц, http://anastazia2008.livejournal.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.