Да Хун Пао (大红袍, Da Hong Pao, Большой Красный Халат)

Да Хун Пао (大红袍, Da Hong Pao, Большой Красный Халат, ДХП, Дахунпао) – это утёсный китайский чай, который производят на северо-западе провинции Фудцзянь, в горах Уи. По классу его относят к улунам сильной ферментации. Это один из самых известных китайских сортов чая – наравне с такими чаями, как Пуэр, Те Гуань Инь, Лун Цзин. Но по количеству легенд и мифов, окутывающих как сам чай, так и его название, — Красный Халат, пожалуй, на первом месте. Впрочем, это отнюдь не означает, что наиболее близкая к истине история происхождения названия этого чая утеряна. Как гласят исторические записи монастыря Тян Син Сы, в 1385 г. в династию Мин, в 18 год под девизом » Хун У», студент Дин Сянь, направляясь на сдачу императорских экзаменов, получил тепловой удар, и один из монахов вышеназванного монастыря использовал чай, чтобы его вылечить.
2014_07_31_08_001
Успешно сдав экзамен, и получив высокую должность Чжуан Юань (которой соответствовал большой красный халат с изображением драконов), желая отблагодарить Будду за чудесное излечение, Дин Сянь вернулся в монастырь, и хотел наградить Халатом монаха, который его излечил. Но монах, как истинный буддист, не принял столь высокий дар. Тогда чиновник пожаловал свой Красный Халат кустам чая. Так и появилось название Да Хун Пао — «Большой красный халат».

2014_07_31_08_002
Монастырь «Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы» (天心永乐禅寺). Родина чая Да Хун Пао

Уже в 1419 году, когда монастырь получил название «Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы» (天心永乐禅寺) — «Чаньский монастырь Небесного сердца и Вечной радости», весь чай, производимый в монастыре, стали называть «Да Хун Пао». Вскоре этот чай стали именовать «предком 10 тысяч чаёв» и слава о нём разнеслась по всей Поднебесной. Веками позже, в 1855 году, настоятель монастыря подарил тайваньскому студенту Линь Фэн Чи (林凤池) 36 саженцев чая, чтобы посадить чай на Тайване. Позже, когда чай прижился и стал производиться, то назван был Дун Дин. По поводу истории возникновения имени самого знаменитого утёсного чая, можно найти целую кипу всевозможных мифов. Начиная от истории, в которой на месте студента — сам император, и заканчивая… нет, вы не поверите, — историей про специально обученных маленьких обезьянок, которые лазают по утёсам в поисках чая, а чтобы их было заметно издалека… на них надевают маленькие красные халатики :). Где-то в той же области мифотворчества попадаются истории про девственниц собирающих чай (впрочем, в древности это было весьма распространено, — но, к сожалению, сейчас это уже имеет мало отношения к реальности), и многое другое. Почти как с пуэром, который «закапывают в землю», и «вот сейчас мы пьём сорокадвухлетний пуэр». Поистине, велика фантазия людей, творящих легенды.

Горы Уи, родина утёсных чаёв, также имеют свою легенду происхождения названия. В 25 веке до н.э. в Китае жил даос Пэн Цзу, великий Учитель искусства Любви. Прожил сей легендарный персонаж, по приданию, 767 лет, имел 19 жён и 900 наложниц. Его даже называют прародителем китайской нации. Самое интересное, что сам основатель даосизма Лао Цзы, он же архивариус Ли Эр, жил лишь в 6 веке до н.э., но это не суть важно, главное что легенда красивая. Так вот, Пэн Цзу, после очередного гнева великого дракона (иначе говоря – всемирного потопа в его китайской интерпретации), в поисках убежища, набрёл однажды на горы. Точнее даже не сам набрёл, а его туда привели его сыновья Пэн У и Пэн И. Именно от их имён и произошло название УИ Шань – Горы Уи.

2014_07_31_08_003
Горы УИ Шань. Октябрь 2011 года

Горы по высоте достигают 2158 м. над уровнем моря, однако чай выращивается в ложбинах между утёсами, где высота составляет в среднем 600 метров, а климат не подвержен резким перепадам. Между гор с утесами, образованными выветриванием, струятся ручьи и лежит туман, благодаря чему здесь довольно высокая влажность. Почвы глинистые, кислые, — очень благоприятные для выращивания чая. Именно благодаря уникальности этих почв мы обязаны возможности культивирования высококлассных утёсных чаёв. Исторически, чаи с гор УИ считаются лучшими представителями достижений китайского чайного дела. Чайные кусты, произрастающие здесь делятся на те, что произрастают рядом с рекой – долинные и те, что растут в горах – утёсные.

Именно утёсные чаи представляют собой особую ценность для ценителей высококачественных чаев с многогранным интересным вкусом и ярко выраженным характером. Они обрабатывается по классической для УИ технологии достаточно сильной ферментации и сравнительно долгой сушки на древесных углях, которая позволяет максимально раскрыть характер чая. Технология обработки уишаньских улунов является высочайшим мастерстом. Она состоит из множества этапов (подвяливание, обработка зелени, убийство зелени, сушка, встряхивание, прожарка и т.д.), длительность и последовательность которых документированы крайне скудно, так как являются секретом каждого чайного технолога и его коммерческой тайной.

2014_07_31_08_004
Сбор Да Хун Пао (чай дахунпао)

Уишаньские утёсные чайные кусты — это древовидные кустарники с довольно плотно растущими ветками, кончики которых направлены вверх и в стороны; листья овальные, широкие, со слегка заостренными и свисающими вниз кончиками, загибающимися внутрь краями, темно-зеленые и глянцевые; зелень молодых почек отдает багрянцем и покрыта пушистыми нежными ворсинками. Те самые «материнские кусты» ДаХунПао, с которых и был собран тот самый (что, впрочем, не факт – см. ниже) вылечивший чиновника чай, растут на западе от монастыря Тянь Синь Сы. Это место называется Цзю Лун Кэ («Убежище девяти драконов») и круглогодично орошается бьющими из скалы родниками. На момент своего обнаружения в 1941 году, сохранилось всего 1 чахлое деревце Да Хун Пао, имеющее восемь корней (хотя можно найти информацию и о 6, 4, 3 и 2) толщиной от 1,5 до 5,5 см.

Кроме того, существует информация о том, что у утёсов Бэй Доу (Северная Медведица) и Хо Янь (Языки Пламени) в 60-х годах ХХ века также были старые деревья Да Хун Пао, с которых были взяты и удачно привиты черенки на несколько кустов. Развитие селекции Большого Красного Халата продолжается и в настоящее время. Распространено мнение, что основное сырьё для ДХП (которого, ясное дело, сейчас производят в разы больше, чем можно собрать с нескольких кустов), уже собирают с кустов, которые были выращены из срезанных с материнских кустов отростков. Однако и этого чая крайне мало (и он или вообще не продаётся или продаётся крайне дорого, купить да хун пао с этих кустов непросто) – объёмы продажи Красного Халата несравненно больше того количества чая, который можно собрать с экспериментальных образцов, размноженных отростками. Поэтому информацию о продаже на рынок чая ДаХунПао, размноженного отросками, абсолютно справедливо подвергают критике многие китайские чайные специалисты. Например, известный производитель высокосортных уишаньских чаёв и чайный технолог Хао Лао Ши, владелец небольшого частного хозяйства в Уи Шань, осматривал как материнские кусты ДаХунПао, так и кусты, куда были привиты их черенки, и резюмировал, что в настоящее время это уже, по сути, мелкие кустики, которые ничего интересного из себя не представляют, кроме исторического пафоса. Тот же Те Лохань, Бай Тянь Яо, Жоу Гуй, Ба Сянь, Шуй Сянь высшего качества, и некоторые другие высокосортные утёсные улуны, по своим свойствам значительно превосходят кусты Красного Халата.

2014_07_31_08_005
Плантации Да Хун Пао (чай дахунпао)

Впрочем, это отнюдь не мешает продавать этот чай за сотни тысяч долларов на ежегодно проводимых в Гонконге и Гуанчжоу чайных аукционах. Немного истории. В 1974 году великий Мао встречал у себя в резиденции тогдашнего президента США Никсона. Как следует этикету, главы государств обменялись дорогими подарками. Каково же было удивление бывшего голливудского актёра, когда к нему в руки попал мешочек с четырьмя лянами (1 лян = 50 грамм) сомнительной чёрной травки. В кулуарах Никсон обвинил вождя всех китайцев в скупердяйстве. Слава богу, премьер-министр КНР, Чжоу Энлай, объяснил американскому гостю, что этот мешочек является половиной годового сбора этого чая и обладает, как было сказано, «стоимостью в половину страны». В более же капиталистические времена жизни Китая, не далее чем в 2002 году, на аукционе в Фудзяни ресторан из Гуанчжоу приобрёл около 7 лянов чая Да Хун Пао с материнских кустов за немыслимые 120 тысяч долларов, то есть в пересчёте на килограммы, 1 кг такого чая стоил около 600 тысяч долларов.

Не менее любопытен известный всем местным жителям факт, что на заднем дворе монастыря Тянь Синь Сы есть маленькая чайная деляночка, на которой растёт «тот самый» настоящий ДХП, который гораздо старее, чем эти несколько кустов для туристов. В любом случае, в настоящее время массово не произрастают ни кусты этого улуна, ни отростки от них. А тот чай, что продаётся под названием Да Хун Пао — это купажи (миксы) из сырья различных кустов, которых в горах Уи было выведено уже почти 1000 видов (отсюда такое великое разнообразие уишаньских чаёв). Наиболее часто для производства ДаХунПао используются сырьё с кустов Шуй Сянь и Жоу Гуй. Из них и делают купаж, а потом продают под именем «Большой Красный Халат». Поэтому и чай под одним и тем же названием может быть таким разным – один производитель делает купаж из одного сырья, другой – из другого, третий вообще маркирует Шуй Сянь как ДХП, и таких производителей весьма заметное количество. Каждый год сырьё меняется (это зависит от огромного количества факторов, от погодных до того, какой именно технолог и как его обрабатывал), и, соответственно, меняется и сам чай. Для более дорогого ДаХунПао используют сырьё более высокосортных «уишаньцев», для ДХП подешевле – сырьё попроще. Кстати, насчёт изменчивости сырья, технологии, и соответственно, чая, — это касается далеко не только уишаньских улунов, но и, в той или иной степени всего качественного китайского чая в целом.

2014_07_31_08_006

Купажированный Да Хун Пао, распространённый сейчас на чайном рынке, как и другие сильно ферментированные уишаньские улуны, по цвету листа бурый с бардовым и зелёным оттенками. Аромат чистый, яркий и немного сладковатый, с большим количеством переливающихся обонятельных ассоциаций. Чем-то напоминает аромат старого вина, жареной корочки чёрного хлеба и сухофруктов. Как и юньнаньские пуэры, ДХП также может храниться несколько лет, не теряя своего качества, а напротив — обретая новые оттенки вкуса и воздействия.

Цвет настоя, — от темно-бардового, почти чёрного до янтарно-красного. Вкус густой, насыщенный, с выраженной и приятной терпкостью, и богатейшим пряным послевкудсием. После нескольких заварок становится сладковатым, с легкими фруктовыми нотками. Чаще всего ДаХунПао даёт действие одновременно и умиротворяющее, и тонизирующее – ясный ум, приятные ощущения в теле, спокойная сосредоточенность. Действие и эффект Красного Халата довольно сложно описать словами, — как любой чай высокого класса, действует он по-разному в разных ситуациях, гармонично поддерживая текущий настрой человека.

Источник: http://chaline.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.