История чайной культуры

Чай, являясь самым популярным напитком в мире после воды, имеет многовековую историю. История развития чайной культуры мира отражает в себе мифологический и религиозный аспекты жизнедеятельности людей, экономические и торговые отношения между странами, она связана с войной и миром, с развитием и упадком, она касается как царей и императоров, жрецов, монахов и духовных деятелей, целителей и врачей, так и простых людей, которые вот уже 3 тысячи лет разными способами – горячим, охлажденным, с молоком, с сахаром, медом, солью, перцем, ежедневно употребляют чай.
2014_07_01_29_001
Итак, в результате проведенных исследований было подсчитано, что чайный куст (Camellia sinensis) появился около 60 000-70 000 тысяч лет назад! В диком виде чайный куст растет в горах Индии и Индокитая. Географическая родина чая — Юго-Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама.

Открытие и описание чая как напитка обычно приписывают Шэнь Нуну 神农, Божественному Земледельцу, или, как его еще называют Ян Ди – Император Солнца. Именно в его трактате «Корни и травы» (神农本草经Бэнь Цао Цзин) впервые упоминается чай. Шэньнун, он же Ян Ди, являясь существом исключительно мифологическим, так как достоверных исторических сведений о его жизни и деятельности, кроме указанного выше трактата, китайцы не нашли, на наш взгляд есть продукт коллективного знания древних китайцев о лекарственных свойствах растений.

Напомню, что по легенде Шэньнун, который был зачат после того, как его мама увидела дракона, напробовался ядовитых растений и чуть было не умер от отравления, но вовремя поспевшая капнуть ему в рот росинка с чайного листа спасла ему жизнь. Интерпретации возможны и несколько иные. Очевидно, что открытие любой значимой для человечества «штуковины» (как говорит Виногродский) во всех культурах окутывается мифами и легендами (см. Прометей итд). Так, можно с уверенностью сказать, что древние китайцы были знакомы с чаем и знали о его целебных свойствах, более того приписывая историю его открытия мифологическому созданию Шэньнуну, они определяют чай как жизненно важный элемент материальной и духовной культуры.

Еще одним документальным подтверждением знания о чае является первый словарь китайского языка Эръя, в котором уже в 704 г. до н.э. чай описан как один из целебных напитков.

В буддистской цивилизации также есть легенда о происхождении чая. Примерно 543 г. до н.э с Запада в Китай пришел рыжебородый варвар (он же Бодхидхарма), сел напротив стены и замедитировал. В какой-то момент он задремал, а проснувшись, рассердился на себя, вырвал свои ресницы и бросил их на землю. Вот из этих ресниц и вырос чайный куст. А буддийским монахам рекомендовалось пить чай во время медитаций и церемоний, чтобы не спать. Это что касается мифологичности происхождения чая. Теперь подробнее рассмотрим ддругие аспекты формирования чайной культуры.

В Китае вплоть до периода Чунь Цю ( «Весна и осень») чай использовался в основном для алтарных жертвоприношений, в частности для ритуала поклонения предкам, проводимого императором. По некоторым данным происходило это так: «В определенный лунный день 12 девственниц переставали стричь ногти. Через некоторое время они выходили собирать чай. Каждая девушка срывала по 30 почек одинакового размера, не касаясь их подушечками пальцев. После этого собранные почки промывали 12 раз, перемешивая руками, и запаивали в серебряный сосуд. Перед ритуалом Император производил над ним некие магические действа». Подтвердить или опровергнуть достоверность описания этого ритуала сейчас не представляется возможным, очевидно одно – первоначальная функция чая – ритуал. Так, мы понимаем, что уже в древности осознавалась церемониальность употребления чая, его особые свойства предопределяли и особое отношение не просто как целебному растению, а как к предмету ритуального культа. Скорее всего зародившееся в то время отношение и привело в итоге к осознанию необходимости изобретения церемонии для употребления чая.

Мифологоческое происхождение и ритуальная значимость чайного листа привели к тому, что чай начали использовать в пищу. И, очевидно, это и послужило поводом для активного изучения полезных свойств чая, который очень скоро приобрел репутацию «лекарства от ста болезней» и вошел во все медицинские справочники Древнего Китая.

В период Троецарствия (220-280 г.г.) чай уже как целебный напиток начал входить в жизнь китайцев. Сначала он появился при дворе императора, который одаривал им своих сановников в знак высочайшей милости. Вскоре, в силу того, что природные условия благотворно влияли на распространение чайной культуры в Поднебесной, чай стал в Китае национальным напитком и, естественно, товаром. Появляются первые чайные лавки, возникает культура коллективного чаепития. Чайный кустарник стали выращивать вдоль рек в южных провинциях Юннань, Сычуань и Гуйчжоу.

К началу правления династии Тан (618-907 г.г.) чайные плантации покрыли почти всю долину реки Янцзы и провинции, расположенные к югу от нее. Этот период считается расцветом культа/культуры чая. Его пили все: и простые крестьяне, и знатные вельможи. В буддийских храмах часто устраивали большие чайные церемонии, на которых беседовали о канонах буддизма и о чайной этике, слагали стихи. Чай прочно вошел в духовную область китайской цивилизации, став одной из основ, зацементировавшей пестрые национальные культуры воедино, и материальную жизнь, превратившись на ряду с шелком в один из основных экспортных товаров Срединного государства.

Примерно в это же время (4-8 в.) чай активно распространяется в околокитайском пространстве — он попадает в Монголию и Тибет как отличное средство для поддержания жизненного тонуса, вместе с буддизмом проникает в Японию и Корею, где появляются чайные плантации вокруг буддистиких монастырей.

Следующим этапом культурного развития чая стал 8 век. Что из себя представляет чай в это время? Это вполне уже состоявшийся напиток, признанный в Китае и знатью, и простым народом, уже придуманы несколько способов подготовки чайного листа к употреблению – это прессованный чай и порошковый чай. Чай к этому времени уже побывал и лекарством, и орудием ритуала, и предметом культа. Казалось бы, что дальше? Куда двигаться и совершенствоваться?

Тем не менее, в 9 веке чай в Китае приобретает новую культурную наполненность и популярность, во многом благодаря знаменитому поэту Лу Юю. Этот великий человек, еще при жизни возведенный в ранг «чайных святых» не просто воспел чай в своих произведениях, он, не зная ничего про маркетинг и черный пиар, сумел популяризировать чай до степени национального напитка. Лу Юй, являясь публичной фигурой, сумел добиться любви и покровительства императора и использовал свое высокое положение в обществе для того, чтобы способствовать распространению чайной культуры в Китае.

Интересный факт, что при жизни Лу Юя в 780 г. был введен чайный налог, то есть чай стал восприниматься как стратегически важный продукт – товар, за счет которого пополняется казна империи. А уже через 70 лет путешественники отмечали, что торговля чаем и пошлины с нее – это главный источник дохода Кантона.

Перу Лу Юя, помимо поэтических произведений про чай, принадлежит «Чайный канон“ — “茶经», в котором в литературной форме описано все, что касается чая – история названия, места произрастания, сорта, способы приготовления и многое другое. Лу Юй, в частности подробно описал метод варки прессованного чая – чрезвычайно популярный способ приготовления пуэра, помогающий чаю раскрыться в полной мере.

Пожалуй, Лу Юй был первой знаменитой светской личностью, способствовавшей распространению чайной культуры. Буддисты же, в свою очередь, продолжали свое благое дело и тоже активно распространяли чай в околокитайском пространстве. Так, в начале 9 века буддийский монах Сайчо (Saicho) проводит в китайских храмах 3 года, изучая способы употребления чая, после чего вывозит семена чая в Японию. Примерно в это же время чай распространяется и в Корее.

Времена династии Сун (960 – 1280 гг.) — это эпоха чайного бума. В это время чайные плантации покрыли все доступные для выращивания чайного куста земли, производство чая увеличилось в несколько раз. Как гласят исторические хроники, один из последних сунских императоров — Цзя Цзун, был настолько увлечен чаем, что абсолютно не следил за геополитической обстановкой в мире и в 1124 году «прочаевничал» монгольское нашествие, в результате которого был разорена его империя.

В тоже время в Японии китайский чай приобретает свою специфику – известный буддистский монах Эйсай, основатель дзен-буддизма, проводит ряд экспериментов по завариванию чая, тем самым закладывает основу японской чайной церемонии. Он также пишет первый трактат о чае на японском языке, в котором подробно описывает мистические свойства чая, вводит термин – “茶道», «путь чая» или «чайное дао»

Сто лет правления монгольской династии Юань привели к упадку чайного дела в Китае. Неудивительно, что Марко Поло во время своего путешествия по Китаю ни разу чай не попробовал. Тем не менее, глубоко засевший в ментальный код китайцев чай «выкорчевать» было не так просто, и сразу же после падения монголов наступает «чайный ренесанс» — династия Мин. Именно в это время появляется весь арсенал инструментов чайного мастера, в моду входит керамическая тонкостенная посуда, появляются знаменитый миниатюрные чайники, отходят в сторону порошковые и прессованные чаи — китайцам полюбился свежевысушенный зеленый чай, складываются воедино приницпы приготовления чая методами «пин-ча» 平茶 и «гунфу-ча» 工夫茶.

Чуть позже в соседней Японии чайная церемония тоже приобретает окончательное оформление, в том числе и юридическое – один из сегунов своим указом утверждает правильную последовательность действий для заваривания, чай становится сверхпопулярным среди аристократов и знати.

Таким образом, к 14 — 15 векам чай в Азии состоялся как продукт и сформировался как культурный концепт, были отточены основные способы обработки чайного листа, его заваривания и употребления. Чай прочно закрепился в ментальном коде народов Китая, Японии, Кореи и Вьетнама, заполнил своим вкусом и ароматом религиозное и культурное наследие этих стран.

Безусловно, чайное дело развивалось и дальше, появлялись новые сорта, новые плантации, увеличивался торговый оборот. Чай стал визитной карточкой Китая, одним из источников дохода, и в тоже время одной из причин войн.

Важно отметить, что даже в 21 веке, когда механизация, модернизация, а затем и компьютеризация КНР изменили облик Поднебесной, чай остался очень традиционным, производство чая по-прежнему осуществляется в основном вручную, без использования высоких технологий и сверхсовременных технических средств. В процессе производства чая прогресс оказался лишним, техника не смогла заменить заботливые руки, а компьютер не вместил знания чайных мастеров, потому что эти умения и знания невозможно представить в отрыве от культурного кода, менталитета народа.

Источник: http://dushinechaju.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.