Китайский чай с Лю Туном. Глава 11. Чайные дома

Китайский чай с Лю Туном
Глава 1. Вечный аромат чая
Глава 2. Хороший чай с далеких гор
Глава 3. Искусство приготовления чая
Глава 4. Знаменитые люди и книги о чае,
Глава 5. Распространение китайского чая по миру
Глава 6. О знаменитых сортах чая
Глава 7. Прекрасная чайная утварь
Глава 8. Родство чая и дзен
Глава 9. Чайная церемония в Китае
Глава 10. Чай и обычаи
Глава 11. Чайные дома
Глава 12. Философия чая

Словосочетание «чайный дом» появилось во времена династии Мин и к династии Цин — стало обыденным. Есть множество других словосочетаний, таких как чайная фабрика, чайный сад, чайный магазин, чайная комната и т.д. Все это обозначает особые места для чаепития, расслабления и общения. Также эти словосочетания отражают два типа чайной культуры в Китае, одна — высокая, другая — народная.
2014_05_17_02_011
Предшественниками чайных домов были чайные стоянки. Существует легенда о пожилой женщине времен Западной Цзинь (265-316), которая ежедневно торговала чаем на рынке. Покупатели подходили без конца, от заката до рассвета, но чай у нее никогда не кончался. Фактически, чайные дома появились еще во времена Тан, широко распространились при Сун и продолжили развиваться при Мин и Цин. Этот расцвет интереса параллелен расцвету интереса к чаю. После 1960г. чайные дома практически исчезли. И возродились снова только после реформы и установления политики открытых дверей в 1978г. Теперь практически во всех крупных городах Китая чайные дома открываются бок о бок с кафе. Это — места встреч молодежи и модного стиля жизни.

За свою долгую историю, китайская чайная культура развила две различных стороны — высокую и народную. Высокая культура — это ученый муж с несколькими друзьями собираются вместе. Они готовят чай у красивого источника или на горе, пробуют чай в тенистом лесу илипо среди рощи стройного бамбука, сочиняя стихи. Народная культура — это употребление чая обычными людьми для различных целей. Ученые мужи считали, что чай нужно прихлебывать понемногу, жадный глоток — портит вкус и разрушает очарование чаепития. С другой стороны, народ потреблял чай в основном для утоления жажды. Хороший пример — «Большая чаша чая» в Пекине в позднюю Мин. Чайное место состояло из стола и нескольких стульев, очень простых. Чаша была сделана из грубой керамики, а чай был очень дешевым. Рабочие после трудового дня и путешественники после трудного и долгого пути могли здесь отдохнуть и утолить жажду. Они могли прикончить эту чашку одним глотком и вытряхнуть последние капли из чаши в рот, помогая себе руками. В сравнении с утонченными схоластами и их неторопливым прихлебыванием, в этом была своего рода щедрость и мужество. История чайных домов прекрасно демонстрирует коллизии — слияние, объединение и разъединение двух видов чайной культуры.

MINOLTA DIGITAL CAMERA
2014_05_17_02_002
2014_05_17_02_003

Династия Сун — золотые годы для чайной культуры, когда чайные дома открывались повсюду, в каждом городе и даже в каждой деревне в количестве, почти равном ресторанам. Чтобы переманить оттуда к себе клиентов, чайным пришлось проявить смекалку. Во-первых, они тщательно декорировались. Во времена династии Сун чайные были сплошь отделаны золотом и лаком, элегантные и скромные, украшенные цветами и каллиграфией, их посещали знаменитости. В некоторых чайных размещали полки с редкими растениями для привлечения клиентов. После династии Цин, под влиянием западной культуры, чайные приобрели некоторые новые черты. Возникли чайные полностью в западном стиле. Они размещались в живописных пригородах, в павильонах, увитых плющом, в виноградниках и на берегу озер. Там они принимали посетителей во все времена года. Посетители могли прогуляться весной, укрыться от жары летом, созерцать кленовые листья осенью и полюбоваться снегом или цветением сливы. Такой утонченный подход к делу способствовал их популярности. Чтобы расширить продажи, некоторые чайные пользовались услугами торговцев с тележками и лотками, которые продавали чай на ночных рынках. Торговцы громко выкрикивали похвалу чаю, осыпая посетителей цветами. Некоторые чайные также функционировали как гостиницы или бани.

2014_05_17_02_004

Однако основная функция любого чайного дома — чаепитие, так что им пришлось проделать большую работу, все время придумывая что-то новое. Зимой владельцы чайных добавляли в чай согревающие средства. Летом к чаю подавали охлаждающие смеси, такие, как пюре из подслащенных бобов, кокосовое вино, горькая сливовая вода, сок папайи и другие лакомства. Вновь придуманные кушанья и напитки подавались в изысканных фарфоровых сосудах, на красных лаковых подносах, помещались на самое обозримое место в чайном доме, чтобы привлечь максимальное внимание. Некоторые чайные использовали маленькие изящные чайники из пурпурной глины, печку из красной глины и каменный уголь, чтобы вскипятить дождевую воду для приготовления Лун Цзина и других знаменитых чаев. Чайные дома также нанимали профессионалов для приготовления чая, которых называли «чайные доктора».

Чтобы привлечь посетителей, чайные дома часто предлагали различные развлечения. Некоторые нанимали певцов и музыкантов для исполнения музыки и песен, иногда некоторые из них давали уроки игры на музыкальных инструментах или пения — посетителям, другие чайные дома предлагали своим гостям шахматы, китайские шашки и головоломки, чтобы превратить чайную — в арену для битвы умов. Обычным явлением были наемные рассказчики, которые повествовали посетителям о древних легендах, сказках, рассказывали анекдоты и поэмы, а также любовные истории о прекрасных девушках и сметливых юношах. Рассказчики были весьма красноречивы, их истории были живы и реальны, полные юмора и шуток. Одну историю могли рассказывать в течении двух-трех месяцев, останавливаясь на самом интересном месте, чтобы публика приходила на следующий день за продолжением. Так многие люди становились постоянными посетителями чайной. За чаепитие и прослушивание истории выставлялись раздельные счета. Рассказчики арендовали место у чайного дома, а чайная — продавала больше чая, так что это было взаимовыгодное сотрудничество. Рассказчик отдавал чайной 30% от своих сборов. Такая форма взаимодействия повлияла на китайскую литературу. Из этих «околочайных» историй ведут свое происхождение ранние новеллы. Позднее новеллисты переведя истории из устной речи в письменную, модифицировали и усовершенствовали ее.

2014_05_17_02_005

Чайные дома оставили неизгладимый след в китайской опере. Есть даже поговорка «опера — это искусство, что взращивалось, орошаемое чайным соком». Чайные были не только местами выступления артистов разговорного жанра, но также и сценой для оперы. В конце 19 столетия, чайная семьи Чжа и чайная Гуанхэ в Пекине, чайный сад Дан Гуй и чайный сад Тянь Сянь в Шанхае — были широко известны именно как места, где шли представления оперы. Владельцы чайных платили артистам, вход был без билетов, посетители платили только за чай. Даже оперные театры часто предлагали чай публике. Некоторые из них даже назывались как чайные. В опере есть специальный костюм «Чайные одеяния», представляющий собой синюю блузу с большим воротником и поясом. Эта разновидность одежды стала известной как униформа работников чайных и лишь позднее стала символизировать рабочий класс в целом. Большинство драматургов прошлого любили и ценили чаепитие, наиболее представителен в этом смысле Тан Сяньцзу (1550-1616), драматург времен династии Мин. Он назвал свой театр «Зал нефритового чая» и школа драматического искусства, которую он основал, получила впоследствии название «Школа нефритового чая». Чайный дух укоренился в опере. В южном Китае , опера прямо называлась «Опера сборщиков чая», в ней посредством песен и танцев рассказывались истории. Эта опера была зародышем современных народных песен и танцев, исполняемых во время сбора чая.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Чайные играют незаменимую роль в межличностных коммуникациях. В древнем Китае чай посылали в подарок как на похороны, так и на свадьбу. Однако большинство людей слишком заняты, чтобы помнить о значимых событиях у других и часто ненамеренно обижают своей забывчивостью. Чайные помогали избегать таких ситуаций. Чайные предоставляли услуги по заказу и рассылке чая по случаю определенных событий. «Заказать и послать» — означало, что посетитель чайной доверяет чайному дому послать определенный чай по определенному адресу к какому- то особому событию, в качестве благопожелания и выражения внимания. Это похоже на то, как в наши дни заказывают и отправляют цветы.

По-моему это невероятно круто. Посудите сами — много букетов цветов, полученных, к примеру, на похороны — все равно дружно увянут через неделю, и ваше внимание к семье покойного будет отправлено на помойку. В то время как мешок разнообразного чая можно будет долго пить, каждый раз ощущая поддержку и сочувствие. Очень полезный обычай (комментарий пер.).

Чайный дом — не обязательно шумный. Некоторые «простые» чайные дома привлекательны именно благодаря простоте и тишине. Некоторые чайные организуют особые приватные комнаты или уголки для посетителей, предпочитающих уединение. Бизнесмены и чиновники также пользовались чайными из этих соображений. В некоторых регионах Сычуани существовал обычай «пить чай переговоров». Иногда, во время гражданских споров из-за дома, земли или заключения брака, простые люди предпочитали не беспокоить местные власти, а пригласить переговорщика. Это называлось «пить чай переговоров». В этой ситуации участники спора приглашали уважаемого умного старшего человека на переговоры. Расположившись в чайном доме, обе спорящих стороны в присутствии всех участников излагали предысторию дела, свое отношение к нему и свои претензии. После того, как обе стороны высказались, переговорщик (или арбитр), который сидел за обоими столами, ближе всех к двери, выносил суждение о том, что он услышал. Обычно его суждение принималось обеими сторонами безоговорочно. Проигравшая сторона оплачивала чаепитие. «Пить чай переговоров» — это народные дебаты. Однако, если проблема не разрешалась на месте, это могло послужить причиной еще больших бед и беспокойства. Более того, в эпоху Цин и в первые годы КНР (начало 20 столетия) многие чайные вывешивали объявление «Чай переговоров не допускается», это столь же причудливое наследие эпохи, как и объявления типа «Разговоры о политике запрещены».

2014_05_17_02_007
2014_05_17_02_008
2014_05_17_02_009

Появление чайных домов в древнем Китае стало следствием развития товарной экономики. Во времена династии Сун — расцвета чайных домов, население столицы БяньЛян (современный Кайфэн, провинция Хэнань) достигало 260000 человек. Позднее, представители народности Нурчен оккупировали Бяньлян, так что столицу Сун пришлось перенести в Ляньян (современный Ханьчжоу, провинция Чжецзян). 2014_05_17_02_010Ляньян был даже больше, торговцы и уличные указатели — на каждой улице и в каждом проулке, приезжих в несколько раз больше, чем коренных жителей. В таком мегаполисе, где темп жизни очень быстрый, огромное количество людей не имело возможности приготовить себе еду и были вынуждены покупать ее в лавочках по соседству. Чайные дома предоставляли чай и закуски к чаю своим посетителям, так что множество занятых людей, не располагающих временем на приготовление еды, просто пили чай с закусками или покупали рис, вымоченный в чае, просто чтобы перекусить. Так чайные дома выполняли функции закусочных и, фактически, являлись прообразом современного китайского фастфуда. Когда пришла к власти династия Цин, урбанизация ускорилась и также увеличилось количество чайных. В одном только Пекине было не менее 30 знаменитых чайных, тогда как в Ханчжоу их было более 800, больших и малых. В Шанхае их было немало, в районе Храма Древних Богов, так что они образовали там причудливый чайный рынок. Можно было приходить в чайную со своим чаем и в таком случае нужно было заплатить только за воду. Количество всевозможных закусок к чаю было огромным, в него входили местные лакомства, такие как — сушеный боярышник, тыквенные семечки, крошечные тарелки с фруктами, хрустящие булочки с кунжутом, весенние блинчики, сладкие паровые пышки и т.д.
2014_05_17_02_012
чайная народная Тунсянь чайнаяЧайные представляли собой микромир, в котором люди всех сословий могли передохнуть. К тому же, в чайной не было ограничений по времени, так что преимущество неограниченного пребывания в одном месте делало их центрами аккумулирования и распределения информации. Чайный доктор (сотрудник чайной — прим. пер.) — был самым информированным человеком в чайной. Если нужно было что-то узнать, шли именно к нему. К примеру, благородный муж потерял своего кота — он размещал объявления «Потерялся кот» по всем чайным, как сейчас это делают в газете. Почитаемый любителями чая писатель Лаоше написал знаменитую пьесу «Чайный дом». Основанная на перипетиях жизни чайного дома, пьеса демонстрирует полувековые социальные потрясения с 1898 по 1945 годы, живо изобразив картину жизни самых разных людей в это сложное время. «Чайный дом» был написал в 1956 году. Состоящая из менее, чем 50000 слов, эта пьеса раскрывает более 70 различных характеров, 50 из них — с именами или прозвищами. Эти персонажи весьма разнообразны — они занимают и вершину, и середину, и дно общества, начальники и владельцы чайной, приближенные евнухи, презренные сводники и цирюльники, предприниматели, верившие в спасение Китая посредством индустриализации , старые и новые секретные агенты и шпионы, артисты разговорного жанра, гадатели, дезертиры, добросердечные работяги; представлены все слои общества. «Чайный дом» состоит из трех актов, каждый из которых приходится на разное время. В пьесе нет большого количества исторических сцен, в ней показаны судьбы отдельных персонажей, которые отражают потрясения, переживаемые обществом в целом. Все действие происходит в чайной, которая, как зеркало, отражает одну за другой различные истории разных людей. Все вышеперечисленное преломляется в причудливом мире китайских чайных. К примеру, в чайной есть такие закуски, как лапша с мясом, тем не менее чайная — не просто место, где можно поесть и попить, но пространство для общения, куда можно принести с собой чай, где постоянные клиенты могут обслуживаться в кредит, у артистов разговорного жанра и чайной — независимые отношения и так далее.

Хотя чайные представляют обе стороны китайской чайной культуры, тем не менее, чаще они склоняются к массовой, народной культуре. Хотя и был период, когда высокий стиль был в моде, для большинства чиновников и студентов, чайная — это дешево и сердито. Более того, тренд чистоты чая, продвигаемый учеными мужами, противоречит общей практике чайных подавать к чаю всевозможные закуски. После династии Мин, когда чайные становились все более и более изысканными, это постепенно принималось благородными мужами, многие из которых были выдающимися знатоками в чае, и часто посещали подобные заведения. Многие высокопоставленные чиновники полюбили ходить в чайные дома, и их молодые военные из Восьми Знамен (армейская элита времен династии Цин) почитали чайные — лучшим местом, где можно убить время. Император Цяньлун построил императорскую чайную — «Сад всеобщей радости» — в саду Совершенства и Света, для удовольствия всех граждан. Перед новогодними праздниками, «Сад всеобщей радости» открывал торговую улицу, которая заполнялась обычными людьми, с магазинами, ресторанами, чайными и тому подобным на каждой стороне. Даже крики торговцев в разнос имитировались для полноты картины. Члены императорской семьи наслаждались здесь народными забавами, и таким образом, чайные поднялись по общественной лестнице до самого дворца.

2014_05_17_02_013Гуляя по улицами современного Китая, вы можете обнаружить на них все возможные разновидности чайных. На юге это может быть павильон с садом и прудом, с извилистыми дорожками, цветами, арками и коридорами, или чайная может имитировать деревенскую таверну, с ее простым очарованием или быть декорированной в современном стиле, стремительном и элегантном. Чайные в наши дни — символ вкуса и неотъемлемая часть стиля. Попадая в чайную, вы услышите приятную мелодичную музыку, почувствуете аромат цветов. В чайной вам предложат шахматы, карты и другие развлечения. Вы также можете заказать закуски, если вы голодны. Чайные продолжают играть значительную роль в жизни китайцев. В наши дни чайные часто называют «Дом чайного искусства», где девушки демонстрируют различные стили китайской чайной церемонии — посетителям, так чайные хранят традиционную культуру.

Источник: http://master-tea.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.