Выставка «Казанское чаепитие»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН. Выставочный зал

«После чая — на душе лето»
Татарская пословица

Что может быть уютнее чаепития — под сенью абажура, мирное тиканье домашних ходиков, за добродушно пыхтящим самоваром, собирающим семью для задушевного разговора? Это очаг тепла, дружелюбия, своего рода символ крепости и стабильности в мире жестких и динамичных ритмов современности.
2014_02_28_03_001
Время определяет ориентиры, меняет акценты. Сегодня жизнь семьи, отдельного человека с его буднями не менее интересна и важна, чем жизнь целого общества. Один из ее бытовых аспектов — чаепитие — положен в основу выставки, открытой в Национальном музее РТ. Она рассказывает об истории чая, о традициях чаепития, его атрибутах.

О чайном листе упоминается еще за 2700 лет до нашей эры. Первой страной, где начали выделывать чай, был Китай. В Европу эту экзотическую новинку завезли португальские мореплаватели в 1517 году.

В России чай появился в 1683 году, когда московский посол в Монголии Василий Старков привез в Москву около четырех пудов заморского напитка. Чай быстро привился, сначала в кругу бояр, а затем среди всего населения.

Первоначально чай заваривали в сбитеннике — чайнике с трубой и поддувалом, в котором варили сбитень, любимый в народе горячий напиток из меда и лечебных трав. Сбитенник считается прародителем самовара, прочно прописавшегося в России с XVIII века.

Широкое распространение чаепития способствовало развитию самоварной «промышленности». Признанными центрами изготовления «водогреев» были Москва и Петербург, Ярославль и Архангельск, Вятка и Урал. Но главным «самоварным центром» становится Тула. Русские самовары завоевывают мировую известность, получают медали на международных выставках.

Коллекция самоваров, собранных в Национальном музее, насчитывает около 100 образцов. Основную ее часть составляют самовары, изготовленные на тульских фабриках Баташева, Тейле, Шемариных и др. Они различны по форме, величине, отделке, манере исполнения, но принцип действия, заложенный в первом самоваре, остался неизменным. Есть самовары в форме «башни», «рюмки», «шара», представлены также редкие образцы с богатой декоративной отделкой.

В музейном собрании не только классические самовары, но и самовары — «кухни», имеющие внутренние отсеки, что позволяло одновременно готовить несколько блюд; бульотки (чайники-грелки со спиртовкой), появившиеся в России после войны 1812 года; дорожные («походные») и трактирные самовары.

Еще во времена Волжской Болгарии и Золотой Орды культура застолья, приготовления напитков из различных трав была характерна для здешних мест. В ходу были чаши-пиалы, кувшины, изготовленные из специального состава «кашина», покрытые глазурью с росписью. Такие образцы посуды средневековья представлены в экспозиции. Новый напиток — чай — органично вписался в быт местного населения.

В XIX веке чаепитие вошло в многонациональной Казани в каждый дом. К. Фукс — первый исследователь быта казанских татар — писал: «… накрытый стол с фарфоровыми чашками и самовар у печки были типичными в доме татарского мещанина тех лет». На выставке представлен фрагмент женской половины татарского дома. На саке все готово к чаепитию. Самовар занял свое почетное место, расставлены чайные приборы, изумляют разнообразием сладости: чак-чак, губадья, баурсак… Хозяйка в ожидании гостей.

Целые купеческие дома в Казани вели торговлю чаем. Среди чаеторговцев выделялись Александров, Юнусов, Апанаев, братья Крупенниковы. Чай в Казани продавался в 27 лавках. Атмосферу того времени передает фрагмент интерьера бакалейной лавки, где чай продавался среди прочих самых ходовых товаров.

«Откушать» чай можно было в многочисленных трактирах города. Выставка предоставляет возможность посетить чайную начала ХХ века. Соответственно накрытый стол, калачи, баранки, сахар. Чай подавали «парой», в двух чайниках: в большом — кипяток, в маленьком — заварка. Клиент сам наливал чай угодной ему крепости.

Была своя чайная-столовая у Казанского общества трезвости, пропагандирующего здоровый образ жизни. Здесь к чаю предлагались еще газеты и журналы.

Мемориальные комплексы, представленные на выставке, рассказывают об атрибутах чаепития в семьях выдающихся казанцев — А.Ф. Лихачева, Камиля Мутыги, А.Н. Родионовой и др.

Прошло почти три столетия, самовар не потеснили ни войны, ни революции, ни новомодные изобретения, а красочный обычай чаепития и по сей день считается олицетворением гостеприимства и радушия нашего народа.
2015_11_18_03_005
Источник: http://www.tatar.museum.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.