Подстаканник. История с продолжением

История чаепития в России начинается с 1638 года. И эта история не обещала, что чай станет национальным русским напитком и будет иметь свои традиции, известные далеко за пределами страны. Просто однажды монгольский хан Алтын-хан прислал царю Михаилу Федоровичу необычный подарок: 4 пуда чайного листа. Царский посол удивился первым и даже немного обиделся: все-таки мы дарили соболей и золотые украшения, а тут – трава, с которой непонятно что делать. Но при дворе как-то быстро попробовали, поняли вкус и оценили. Однако, признаем, что и сегодня мех и благородные металлы имеют большую цену, чем чай. Но без этих атрибутов роскоши прожить можно, а вот без чая нет.
2015_06_20_01_001
Впрочем, прошло много времени, прежде чем колониальный товар, а именно чай, стал доступным напитком для всех. Его пьют в любое время года и дня, потому что без него как-то скучно и, простите, даже голодно. «Чай не пил, где силы брать?», — говорят на Востоке. И, наверное, они правы. Как без чая вести разговор, хвалить пироги хозяйки, греться, освежаться, разговаривать по душам, строить глазки соседке напротив, да и просто, как говорят в России, «гонять чаи» от нечего делать.

Говорят, что на Востоке чайная церемония – это глубокая философия, имеющая древние корни. Но разве не имеет своей философии традиция пить чай в России?

Картина настоящего русского чаепития заслуживает внимания и философа, и художника, и писателя, и поэта. В ней русское хлебосольство, которое так нравится иностранцам, и они часто думают, что стол накрыт к обеду: так много блюд появляется на нем. Но это всего лишь чай. А сколько романов началось «за чаем», сколько решилось проблем!

Коротким нашим летом, когда обеденный стол стоит на веранде или в саду, наступает особое время. В нем мы всегда чувствуем ушедшее в историю и оставшееся в литературе и на полотнах художников очарование русских усадеб. На столе даже может стоять самовар, свечи в старых подсвечниках, на огонек будут заходить гости. Ведутся разговоры, пробуется варенье «нового урожая», чай заваривается с мятой, листьями вишни и смородины, он вкусен по-летнему и неизменно горяч, как это любят в России. Стол сервируется чашками в разнобой, но от этого становится еще веселее. И вдруг появляется стакан в подстаканнике. Его обычно ставят мужчине, словно у подстаканника изначально мужской характер. В общем-то, нет, сегодня и многие женщины из экстравагантности или любви к старине пьют чай из стакана в серебряном антикварном подстаканнике.

Русский душою

Сегодня подстаканник – вещь редкая и ценная. К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства. Он появился в XVIII веке и именно в России. Но этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана. Если Польша и Финляндия в те времена были в составе Российской империи, то как объяснить изготовление подстаканника в других европейских странах?
2016_10_22_03_007
Но именно русский подстаканник стал зеркалом нашей истории. В дизайне этого изделия была идеология, искусство, литература, история, города, личности. Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме и по оформлению. Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе – простом народе. Делались они и на других заводах России и выполняли только бытовую функцию.

Расцвет подстаканника

Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем.

Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты — даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки — например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма — польские мастера представили парные подстаканники «На двоих», что очень романтично.
Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры — Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.

Революция 1917 года: буржуазию долой, подстаканник – оставить!

Подстаканник так и не признали классовым элементом, ведь пили из него и рабочие и крестьяне – не роскоши ради, а защищая руки от горячего стакана. Этот предмет быта остался. Но стал выпускаться в меньшем количестве: наверное, держать революционный шаг и пить чай – занятия несовместимые.

А потом наступил НЭП. И люди вновь вспомнили о подстаканнике, он стал символом уюта. Полюбили подстаканник и чиновники. На столе, покрытом зеленым сукном, освещенный мягким светом лампы на столе управленца стоял подстаканник и обнимал прозрачное тело стеклянного стакана, иногда граненого — произведения художницы Веры Мухиной.

В жизни подстаканника всегда есть место креативу

Наверное, первые производители подстаканников не догадывались, каким разнообразным будет его дизайн. Интересно, что в случае с подстаканником двигателем креатива стала идеология. Да и как было удержаться художнику от изображения на подстаканнике рабочих и крестьян, которые сражаются за революционные идеалы? А потом на подстаканнике появились мирные картины: первый трактор, выставка сельского хозяйства, дирижабль, серп и молот, колосья, труженики. Впрочем, был и танк – как символ военной мощи страны. И портреты вождей — Ленина и Сталина. Интересно, каково это после каждого глотка видеть профиль Сталина?
2016_10_22_03_006
После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину.

Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод «Северная чернь» делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С.Пушкина. Некоторые заводы — например, «Ленэмальер» — выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали.

Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов. В хрущевское время подстаканник стал еще более высокохудожественным, но постепенно исчез с обеденного стола. В 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса и минимализм. В таком окружении подстаканник смотрелся несколько странно и даже вычурно, из него мог пить разве что дедушка. И постепенно подстаканник усвоил новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.

Мы едем, едем, едем…

Каждый человека в нашей бескрайней стране хотя бы раз в жизни ездил на поезде и пил чай. У него, как это кажется всем и всегда, особый вкус. Возможно, это зависит от воды, нагреваемой в титане, самой атмосферы, упаковки сахара – по 2 кусочка, а также подстаканника. Без него нельзя представить себе чаепитие в поезде. Вот проводница спрашивает: «Чай пить будете?» Все оживляются, шуршат своими пакетами с провиантом и радостно соглашаются. И она несет чай, держа в одной руке 2-3 стакана. Чудо как хорошо на душе от этого размеренного позвякивания металлических подстаканников и ложечек в стаканах!
Интересно, что главным оптовым заказчиком подстаканников всегда было Министерство путей сообщения. Так в 1924 году подстаканники для железной дороги выпускались в артели «Освобожденный труд металла». Но не только название артели было «говорящим». Подстаканники тоже назывались красиво и оптимистично — «Свободная дорога»!

А не организовать ли чайку, господа? Да не в дежурной кружке китайского производства, а по всем правилам: в хрустальном стакане с серебряной ложечкой и ее старым другом – подстаканником, многие годы остающимися непреходящими ценностями нашего дома.

2015_06_20_01_002
2015_06_20_01_003
2015_06_20_01_004
2015_06_20_01_005
2015_06_20_01_006
2015_06_20_01_007
2014_02_28_01_008
2014_02_28_01_001
2014_02_28_01_002
2014_02_28_01_003
2014_02_28_01_004
2014_02_28_01_005
2014_02_28_01_006
2014_02_28_01_007
2014_02_28_01_009
2014_02_28_01_010

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4248621


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.