Старый чайный свет и Новый чайный свет

Рассылка «Чай». выпуск 420 (15.05.08) Д. Шумаков

В последнем номере Tea & Coffee Trade Journal опубликована достаточно большая статья, посвященная новым чайным странам — то есть таким странам, в которых все условия для выращивания и производства чая есть, но самого этого выращивания и производства не было. До недавнего времени. А теперь они появилось — и наблюдать за результатами этих процессов чрезвычайно интересно. В упомянутой уже выше заметке наибольшее внимание уделено Колумбии, Ямайке и Азорским островам (которые принадлежат Португалии), но этими территориями список новых чайных стран, конечно же, не исчерпывается.
2014_01_12_03_001
Совсем недавно начала давать урожаи чайная плантация Tregothnan, расположенная на юге Англии. Честно говоря, у меня создается впечатление, что выращивание и производство чая на этой плантации преследует скорее маркетинговые, нежели товарные цели — однако самого факта существования настоящего английского чая это не отменяет. Мне, кстати, добыть и попробовать его пока не удалось, несмотря на эффективные связи с Англией. Чистый чай с плантации Tregothnan поступает в продажу в очень небольших количествах, на всех его не хватает. Совершенно свободно можно купить купажи этого чая — с ассамом, например — но купажи эти, на мой теоретический и заочный взгляд, никакого интереса не представляют.

Пару лет назад мне на глаза попалась информация о том, что в швейцарском ботаническом саду, расположенном на острове Бриссаг (Isole di Brissago), разбиты опытные чайные плантации, которые вот-вот дадут урожай — однако это «вот-вот» изрядно затянулось, сообщений на чайную тему со швейцарского острова больше не поступало, а послать туда пока некого.

Есть несколько чайных плантаций и в США. Самой известной из них является плантация Charleston, принадлежащая компании Bigelow Tea и расположенная в Южной Каролине. Большая часть чая там собирается машинами (ручной труд в США слишком дорог и сразу же ставит вопрос о коммерческой целесообразности всей этой чайной затеи) и превращается в пошлые чайные пакетики. Однако небольшие партии чая собираются вручную и выставляются на ежегодный праздник первого урожая (ближайший такой праздник, кстати, состоится через пару дней — 17 мая). Charleston не является единственной чайной плантацией на территории США. В Калифорнии представители многочисленной японской диаспоры уже давно выращивают чай для собственных нужд, а в штате Вашингтон работает небольшая компания Sakuma Brothers Farms, которая существует уже достаточно давно, занимается, главным образом, выращиванием ягод, но некоторое время назад начала в небольших количествах производить чай ручной сборки — дорогой, но, возможно, качественный.

Нельзя не вспомнить и абхазский чай, который, строго говоря, новым не является (кавказское чаеводство имеет долгую и, без преувеличения можно сказать, славную историю), но реинкарнация его, случившаяся несколько лет назад, оказалась очень любопытной — впечатление, которое этот чай произвел в узких чайных кругах, можно назвать маленьким фурором. Как сложится судьба качественно абхазского чая, сказать пока сложно — но очень хочется рассчитывать на то, что свежие чаи с удивительными фруктовыми нотами если и не станут массовыми, то уж в коллекциях-то знатоков и ценителей пропишутся прочно.

Несколько лет назад занялся чаем Пакистан. Эта страна является одним из ведущих потребителей черного чая в мире (если считать потребление на душу населения) и, при этом, до недавнего времени занималась совершенно противоестественным чайным импортом, закупая чай, в основном, в Кении. Противоестественным этот чайный импорт является по двум причинам. Во-первых, Пакистан граничит с Индией, являющейся крупнейшим производителем черного чая в мире — и мог бы отлично торговать с ней. Во-вторых, в некоторых регионах Пакистана имеют место быть более чем подходящие условия для выращивания чая — и этим можно было бы воспользоваться. Однако активной торговле с Индией мешают острые противоречия между странами, следствием которых являются высокие торговые пошлины, делающие импорт индийского чая в Пакистан просто невыгодным. Дело с индийско-пакистанской чайной торговлей сдвинулось с мертвой точки (то есть в сторону снижения пошлин) буквально год-два назад, причем в значительной степени этому способствовали засуха и гражданские беспорядки в Кении, подрубившие кенийскую чайную индустрию. Что же касается выращивания собственного чая, то Пакистан этим вопросом просто не занимался — все и так было хорошо. Сейчас, когда все перестало быть хорошо, Пакистан взялся за реализацию собственного чайного проекта.

Не так давно администрация пакистанского Кашмира сдала в аренду на 15 лет трем компаниям 1200 гектаров земли под разбивку чайных плантаций. Пакистанские специалисты в течение двух лет исследовали пригодность местности восточнее города Музафарабад для культивирования чая — и нашли эту местность для этих целей весьма привлекательной. По их оценкам, в перспективе плантации в Кашмире могут производить до 100 тысяч тонн чая в год (для «масштабной ориентации» — общемировое производство чая составляет в настоящее время около 3,5 миллионов тонн в год).

Во всей этой пакистанской чайной информации есть один весьма любопытный нюанс. Земли, на которых будут разбиваться чайные плантации, по «чайно-плантационной» классификации являются типичной высокогорной местностью — они расположены на высоте около 2400 метров. В мире очень немного чайных плантаций расположено на такой высоте, и чай на таких плантациях производится весьма недешевый, вкусный и в небольших количествах. И если пакистанский чайный проект ориентирован на высококачественный чай, то такая ориентация противоречит декларируемой направленности проекта на уменьшение зависимости страны от импортного чая (большей частью в Пакистан ввозится недорогой черный чай, обеспечивающий получение крепкого напитка). Если же пакистанский чайный проект направлен на развитие массовой чайной индустрии, то непонятно, зачем они полезли в горы, да еще и покрытые на 40% лесами. Одним словом, все это очень любопытно, за чаем в Пакистане есть смысл понаблюдать — вдруг на мировом чайном рынке появится еще одно интересное направление.

Короче говоря, на мировом чайном рынке постепенно появляются новые игроки и, пожалуй, уже сейчас применительно к чаям из разных стран можно употреблять термины «старосветский» и «новосветский» в том же значении, в какой эти термины употребляются на рынке винном. Но, конечно, с совершенно отличной от винного рынка (и от историко-географической реальности) привязкой к странам-производителям.

Я думаю, что в своем кратком обзоре я упомянул далеко не все новые чайные страны, но, если честно, цели такой я и не ставил. Просто сошлись вместе два события — и захотелось подбить всю имеющуюся у меня информацию о чае из неочевидных стран.

Денис Шумаков
Источник: http://teatips.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.