История распространения чая во Франции

За Францией закрепилась слава страны вина и кофе. Но существуют весомые основания говорить о том, что значительная часть французов любит и ценит чай, причём издавна, выбирает чай и пьёт его с тонким знанием дела.
2014_01_06_03_001
Чай и кофе появились в Западной Европе почти одновременно — в первые десятилетия XVII в. Привозили его португальские, голландские и венецианские мореплаватели, искавшие в дальних краях различные восточные пряности. В 1660-1680 гг. увлечение чаем в Европе даже опережало интерес к кофе, особенно среди голландцев, которые были тогда основными поставщиками чая из Китая и Японии.

Во Франции голландские купцы торговали чаем начиная с 1636 г. Уже в первые годы знакомства французов с этим новым напитком стали разгораться споры о его свойствах и пользе, подобно многим другим странам, тем более что одновременно в моду входил и кофе.

Не в пользу чая были высокие цены на него, установленные голландцами, а также плохое знание тонкостей приготовления чайного напитка. На протяжении длительного времени чай оставался более редким и более дорогим напитком, чем кофе. Более того, чай ассоциировался с дорогими фарфоровыми сервизами и серебром, в отличие от кофе, который сразу начали продавать на улицах и в новомодных заведениях, получивших название кафе.

2014_01_06_03_002Тем не менее, как свидетельствуют историки, чаем стали увлекаться знать и интеллектуалы. К концу 1630-х годов чай был уже признан и высоко ценим некоторыми небольшими социальными группами Парижа. Кардинал Мазарини, который был одно время первым министром Франции,предпочитал пить чай, а не кофе и использовал его как средство борьбы со своей подагрой.
Великий драматург и поэт Жан Расин, творивший во второй половине XVII в., в последние годы жизни каждое утро пил за завтраком чай. Писательница того времени маркиза де Севинье упоминала в своих письмах, что ее приятельница маркиза де ля Саблиер пьет чай с молоком.

Во второй половине XVII века увидело свет несколько научных изданий. В них часто спорные достоинства чая сравнивались с другими новыми напитками, такими как кофе или шоколад. В то время во Франции медицинские знания и знания о чае были далеки от того уровня, который был достигнут в Китае.

В моде была экзотика. Так, когда в 1700 году Амфитрит, первый французский корабль, вернувшийся из Китая и привезший с собой дорогостоящий товар, разгрузился, французские модницы, наряду с шелками, ширмами, лакированными изделиями, фарфором и камфарой, смогли приобрести и чай.

Напиток, приготовляемый из китайского растения, стал ещё более популярным во время правления Луи XIV. Тогда к чаю начали относиться как к приятному праздничному напитку и даже полезному для здоровья. Но среди парижских салонов продолжало существовать деление на тех, кто принял и полюбил новый напиток и тех, кто выступал против него. Таким образом, чай послужил и отличным предметом для дискуссии.

Во Франции начала XVIII в. состязание двух напитков дало очевидную победу кофе, который стал поступать в больших количествах с Ближнего Востока и из Северной Африки. Со временем кофе широко вошел в употребление и стал стойкой привычкой в самых различных слоях населения.

И всё же значительная часть французов осталась на стороне чая.

В XVIII веке чай становится популярен при дворе короля Людовика XVI. Известна картина Майкла Бартелеми Оливье «Чай по-английски в главном салоне храма с приближенными принца де Конти при прослушивании сочинений юного Моцарта». «Чай по-английски», или «чай в английском стиле» означал чай с молоком или сливками. К 1715 году в Париже насчитывалось более 300 кафе. Чай же оставался прерогативой богатых семей, знаком отличия и возможностью для лучших серебряных дел мастеров и гончаров показать свое искусство. Возможно, что это и помешало чаю стать во Франции популярным.

И только в 19 веке провинциальная буржуазия и дворянство осмелились попробовать его.В XIX в. большим ценителем чая был великий Оноре де Бальзак, который держал при себе набор особенно дорогих китайских чаев, в том числе «караванный чай», который он получил от некоего русского министра. В Утраченных иллюзиях Бальзак, описал женщину из Анголима, которая «громко объявила всей провинции о вечеринке с мороженым, тортом и чаем, — нововведении в городе, где чай все еще продавался в аптеках, как средство для улучшения пищеварения.» В это же самое время британцы, начиная с Букингемского дворца и кончая трущобами Ливерпуля, пили чай шесть раз в день.

С чашкой чая в руках запечатлена на одной из известных картин великая французская актриса Сара Бернар. В середине XIX в. интерес французов к чаю возрос в связи с тем, что после «первой опиумной войны» Франция вслед за Британией ввела войска в Южный Китай и энергично была вовлечена в прибыльную чайную торговлю.

Однако, к концу 19 века, благодаря «чайным салонам» и «чайным танцвечерам» этот напиток стал достаточно распространённым среди изысканных кругов. Морские курорты, с их казино, верандами, заставленными цветами, гранд отелями, такими как Гран Палас в Биаритце, предоставили отличную возможность неторопливо выпить чашечку чая, наслаждаясь приятной беседой. Недалеко от Парижа, в Буа де Булонь можно было под тенью деревьев заказать столик, к которому посетители могли подъехать прямо в экипаже.

Тем не менее, Франция может гордиться тем, что она изобрела Модные чайные комнаты, столь редко встречаемые в Англии, в которой в настоящее время вы можете отведать превосходного чая только в каком-нибудь гранд отеле.Вот небольшая история одного из первых и самых известных чайных салонов Парижа -Ладьюри.

Всё началось в 1862 году, когда мельник Луи Эрнест Ладьюри (Louis-Ernest Ladurée) открыл маленькую пекарню на улице 16 Rue Royale в Париже. Но через 9 лет из-за пожара пекарня была разрушена. Тогда Луи Эрнест пригласил известного живописца и художника-плакатиста тех времен Жюлю Шере, чтобы тот вдохнул в пекарню новую жизнь.

Логотип кондитерского дома Ladurée Жюль Шере нашёл вдохновение в техниках, применённых для росписи сводов Сиктинской Капеллы и Гарнье Оперы. Настоящая роскошь!

2014_01_06_03_003В то время женщины могли находиться в кафе только в присутствии мужчин. Жанне Соучард (жене Эрнеста Ладьюри) пришла в голову идея смешать стиль парижских кафе и кондитерских. Так в Париже открылся первый чайный салон, куда женщины могли входить без сопровождения мужчин, что раньше казалось неслыханным. Так Ladurée завоевал внимание продвинутой богемной публики.

Такие салоны расцвели в Париже в начале 20-го века и продолжают процветать до сих пор. К примеру, созданная в 1903 году Антуаном Рампелмейером, кондитером из Вены, в наше время известная под именем Ангелина, — эта чайная комната всё ещё популярна и сегодня.

Соблюдая традиционную элитарность, эти салоны являются полной противоположностью шумным, наполненным рабочими бистро. В чайных комнатах знатоки могут насладиться превосходным чаем в атмосфере мира, покоя и даже интимности среди неизменных по стилю интерьеров.

2014_01_06_03_004В отличие от кафе (символа весёлости французов, где предпочитают собираться артисты и интеллектуалы) чайные комнаты долго считали подходящим «местом для пожилых людей, тёплым и без сквозняков», местом, принадлежащим миру Роллана Джаккарда. И это правда: по духу их старомодный шарм более соответствует меланхолии и задумчивости, чем социальным собраниям и дебатам.

Однако сегодня их имидж быстро меняется, ибо Франция является одной из нескольких стран, в которых потребление чая продолжает расти. Фактически, оно удвоилось за последние тридцать лет.

Каждый район Парижа, также как и центральная зона любого провинциального города, могут похвастаться сегодня привлекательными чайными комнатами, которые сильно отличаются от своих предшественниц, и потому привлекают всё больше и больше молодежи.

Французы всегда проявляли интерес к экзотике. Таким образом, лучшие чайные комнаты дают им возможность открывать для себя бесконечное разнообразие сортов чая. И французские продавцы сегодня предлагают новым гурманам широчайший выбор разнообразных смесей, составленных из лучших сортов, а также ароматизированные чаи.

Сегодня различные безалкогольные напитки вытесняют чай. Производители чая, ориентируясь на эту тенденцию, стараются выпускать больше чая в пакетиках или растворимого. По этой же причине некоторые страны, такие как Индонезия, вынуждены производить чай более низкого качества, ориентируясь на массовый рынок.

С другой стороны, многие торговцы чаем предпочитают сегодня не воевать с Кока-колой, а открывать перед покупателем всю изысканность своего драгоценного товара. Этот подход оказался успешным, и спрос на качественный продукт сегодня растёт, что, в свою очередь, поощряет страны, производящие чай, бережно выращивать высококачественный продукт.

Таким образом, даже если потребление чая растёт благодаря товару массового производства, увеличивается и число любителей качественного чая благодаря возрождению здесь чайного искусства.

Не вдаваясь в длительный исторический экскурс, отметим, что чай прочно стал частью французской культуры. Убедительное свидетельство тому — широкий выбор самых различных сортов чая во многих магазинах Франции и специальные чайные салоны. Наиболее яркие представители французскоq чайной элиты — это компании Mariage Frères, Kusmi, Dammann.

2014_01_06_03_005Более века процветает парижский салон-магазин чая «Марьяж Фрер» (Manage Freres), в котором можно найти 450 сортов чая. Широко известны салоны «Дворец чая» (Le Palais des Thes), «Сказочный чай» (Les Contes de The), магазин «Верле» (Verle), где имеется большой выбор сортов чая из Китая, Японии, Индии, Шри-Ланки, и из соседней Англии.

На бульваре Монпарнас не одни десяток лет собираются члены «Клуба чаевников» (Club des Buveurs de The) под председательством видного чайного эксперта Жиля Брошара, который к тому же создал вместе с другими экспертами парижский «Университет чая» (Universite du The).

Говоря о современной Франции, следует признать, что чай не имеет там массового потребителя, что подтверждает и статистика, согласно которой в среднем на одного француза приходится менее 100 г от потребляемого в стране в год чая. Это не идет ни в какое сравнение с потреблением французами кофе и тем более — вина.

2014_01_06_03_006

И всё же стойких приверженцев чая весьма много, о чём свидетельствовала американка Кэрол Манчестер в недавно опубликованной книге «Французский чай». Она подметила изысканность подхода французов к ароматическим и вкусовым достоинствам чая. В числе популярных среди французов чаёв много сортов китайского чая, зелёного, красного, жёлтого. Многочисленные чайные салоны Парижа, как свидетельствует Манчестер, прекрасно готовят чай на любой вкус и предлагают к чаю невероятное разнообразие блюд и лакомств. Салон «Ти кядди» недалеко от собора Парижской богоматери всегда готов устроить угощение и чай в чисто английском стиле, а салон «Ле дё абей» порадовать богатым выбором тортов, пирожных, а также салатов и сандвичей к соответствующему сорту чая. В Марселе популярен чайный салон «Лез арсено», устроенный в книжном магазине, где меню закусок к чаю составлено с богатым использованием литературных имён, в числе которых можно обнаружить и «Мадам Бовари», и «Анну Каренину».

В отличие от англичан французы редко пьют чай с молоком, которое слишком соперничает с ним. Нужно признать, что молоко заглушает вкус и аромат чайного настоя. Употребляют чай преимущественно днём и в конце вечернего обеда, притом с богатым выбором сладостей.

Что особенно выделяет французов в их отношении к чаю, так это умение создать ему прекрасное сопровождение в виде массы особенно вкусных тортов, пирожных, круассанов, тающих во рту миниатюрных бутербродов, которые удачно сочетаются с рядом сортов чая. В результате умело найденная гармония напитка и закуски доставляет особенно запоминающееся удовольствие. В этом французы чем-то близки к тем китайцам-эпикурейцам, о которых мы знаем ныне только из истории. Таким образом, не будет ошибкой сказать, что «чай по-французски» (а само его название они произносят как «тэ») — это изысканное гурманство во главе с чаем. Французы умеют также изящно приготовить напитки с участием чая.

 

Источник: http://5oclocktea.com.ua


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.