Как выбрать хороший чай?

Как выбрать хороший чай? Насущность этого вопроса очевидна. Существует бесчисленное множество магазинов, брэндов, всевозможных специализированных сетей… Начинающему ценителю чая порой очень сложно остановиться на каком-либо варианте, особенно если нет рядом опытного в этом вопросе человека, который порекомендует проверенный магазин.
2013_11_24_01_002
Известно, что основными внешними критериями при выборе хорошего чая являются:

  • свежесть (яркий, но при этом не резкий (ароматизированный), а достаточно тонкий аромат, натуральный, не слишком тусклый или яркий цвет листа);
  • натуральность (отсутсвие любых добавок, красителей, ароматизаторов и консервантов);
  • цельный лист (а не сомнительный порошок, гранулы или пыль в пакетиках);
  • однородность сырья (чайные листики в среднем одного размера и имеют общие оттенки, нет разнородности)

При пробовании чая главными критериями являются:

  • чистый и натуральный вкус, без примесей
  • сильный природный аромат при заваривании, который долго сохраняется в пустой горячей чашке;
  • многогранность оттенков вкуса (различные «медовые», «ореховые», «цветочные», «молочные» оттенки в зависимости от сорта);
  • ярко выраженное послевкусие, которое держится довольно продолжительное время;
  • способность завариваться многократно при традиционном китайском заваривании, — чай должен выдержить как минимум 5 проливов;
  • оздоровительное влияние на организм и пищеварительную систему;
  • эффект расслабления или прилива энергии или другие в зависимости от сорта чая и индивидуального восприятия

Прежде всего надо научиться отличать свежий чай от старого и настоящий чай от низкосорного мусора. Листья свежего чая производят впечатление свежести, они имеют яркий цвет, хорошую форму и образуют довольно плотную структуру. У старого чая листья тусклые, разной формы, твердые. Свежий чай на ощупь мягкий и живой, если его потереть в пальцах или растереть на ладони, обычно он не раскрашивается легко. Старый чай сухой, и он легко превращается в порошок.

При заваривании свежий чай быстро дает ярко выраженный чистый аромат, листья разворачиваются, чайный раствор прозрачен; вначале чистый цвет прозрачного нефрита медленно переходит в желтоватый оттенок. У свежего чая мягкий вкус. У старого чая запах приглушен, листья вялые, жидкость мутная. Только что заваренный старый чай имеет глухой желтый оттенок. У настоящего чая листья имеют зубчатую кромку, у плохого чая края листа не имеют конкретной формы. Кроме того, теин и эфирные масла придают настоящему чаю характерный аромат, которого нет у плохого чая.

2013_11_24_01_001

Если вы все-таки не уверены в чае, попробуйте следующий способ: Возьмите щепотку сомнительного чая и щепотку настоящего, заварите оба по два раза, настаивая оба образца в течение 10 минут. После этого выложите листья на белую тарелку с чистой водой и рассмотрите форму листьев, прожилки, зубчики. У настоящего чая прожилки образуют яркий рисунок, похожий на сеть, главная прожилка идет точно в вершинку листа, боковые приблизительно на две трети своей длины расходятся в стороны, а затем дугообразно сгибаются вверх и соединяются с идущими вверх ответвлениями, оборотная сторона листа некоторых сортов чая покрыта белым пушком, зубчики по краям листа ярко выражены, внизу листа зубцы более редкие. У плохого чая прожилки не выступают отчетливо, боковые прожилки обычно идут прямо к краям, зубцы по кромке либо не отчетливы, либо слишком грубы.

В этой статье мы также вкратце опишем, чего следует опасаться при приобретении чая.
Прежде всего, стоит остерегаться брендированного чая.
Хоть и нельзя отрицать, что какие-то бренды лучше или хуже, в целом, все брендированные чаи — исключительно низкосортного качества.
При этом не имеет большого значения пакетирован чай или нет — разница не столь велика.*

Причин этому много:

  • 1. Брендированные чаи, как правило, рассчитаны на широкую аудиторию, поэтому хорошего качества чай просто не может быть брэндирован. Он дорог, и, следовательно, не может подойти как сырьё для чая массового потребления.
  • 2. Компании, производящие брэндированный чай, покупают его очень крупным оптом, — поэтому у них нет возможности следить за качеством чая в каждой партии.
  • 3. Так как большинство производителей чая хорошего и среднего качества — это довольно небольшие мануфактуры, то чая высокого качества просто нет в наличии в том объёме, который необходим для потребностей крупных брендов, производящий чай.
  • 4. С целью стандартизировать вкусовые и прочие качества своей ассортиментной линии, а также в маркетинговых целях, компании, производящие такой чай, используют ароматизаторы, отдушки, и прочие химические компоненты. В результате от самого чайного листа, и так далеко не самого лучшего качества, остаётся лишь воспоминание. Ярким примером могут послужить всевозможные ароматизированные чаи, которые обезличены даже в названии (всякие «Ароматы Востока», «Апельсиновые Джемы», и прочие сомнительные пошлости). Они весьма подозрительны по своему составу, так как непонятно не только происхождение «чудесных» ароматов, но и даже сорт самого чая-основы таких миксов. Только чай с оригинальным названием может заслуживать доверие.
  • 5. Ввиду больших объёмов закупок и хранения, чай лежит долго на складах и бывает по-настощему свежим крайне редко. Особенно это заметно на зелёном чае, который наиболее чувствителен к хранению.
  • 6. Чай крупных компаний, как правило, индийский. А индийский и цейлонский чаи — гораздо более просты, и, в подавляющем большинстве случаев, более низкой сортности по сравнению даже с самым простым китайским крупнолистовым чаем. Ведь первый чайный куст в Индию привезли (выкрав в Китае) англичане в XIX веке, а китайская история возделывания и производства чая насчитывает более 2-х тысяч лет только по документированным источникам.

2013_11_24_01_003

Следующим по иерархической лестнице идёт крупнолистовой рассыпной китайский чай массового потребления, который продают сетевые специализированные магазины чая и кофе и крупные оптовики, в том числе и оптовики в сфере HoReCa. Сюда же можно отнести большинство мелких оптовиков и сотни интернет-магазинчиков китайского чая, которые закупаются у этих оптовых компаний. Здесь уже всё не столь плачевно как в случае с чаем крупных брэндов, но по-прежнему весьма актуальны пункты 1, 2 и 4 из описания недостатков брэндированного чая. Кроме того, следует добавить некоторые особенности в работе таких компаний:

  • 1. Часто стандарты бывают даже более «плавающими», чем у брэндов, так как отсутсвует должный контроль качества.
  • 2. Пользуясь низкой степенью образованности своих покупателей относительно ньюансов чайного дела, HoReCa оптовики часто выдают среднесортный китайский чай за «элитный». И, что самое интересное, иногда без всякого злого умысла: сами производители в Китае могут намеренно вводить в заблуждение своих закупщиков относительно тех или иных свойств чая, его сортности и так далее. Или, что ещё более грустно, выдавать один чай за другой. Не обладая достаточным уровнем знаний и опыта, а также не имея физической возможности дегустировать каждую партия чая, оптовые компании приобретают такой чай, и он распространяется на рынок.
  • 3. В погоне за максимально низкой ценой закупщики часто приобретают старый чай. То есть, изначально чай был весьма хорош, но, полежав пару лет и став никому не нужным, был «слит» китайцами по бросовой цене.
  • 4. Ввиду большой цепочки посредников, цены на чай часто бывают неадекватно завышены.

Исключение в подходе к выбору чая составляют те немногие магазины, которые принадлежат чайным специалистам и ценителям чая, которые возят чай сами.
Именно поэтому гарантированно хороший чай можно приобрести непосредственно у чайных специалистов.

При закупке чая мы руководствуемся следующими принципами:

  • отсутствие посредников (наши специалисты закупают чай непосредственно на плантациях и у заводов-производителей)
  • ручной подход к выбору ассортимента и постоянное его обновление
  • обязательная трёхступенчатая дегустация каждой партии, — при покупке в Китае, перед отправкой в Россию, и при получении в России
  • оперативная логистика (чай не залёживается, мы покупаем чай небольшими объёмами, быстро реализуем, и снова закупаем)
  • наивысшее внимание к качеству чая (чай для нас — это не только наша работа, но и наш самый любимый напиток, поэтому мы продаём только то, что пьём сами!),

В целом, основным и необходимым фактором в выборе чая является само умение понимать что есть натуральное и свежее, а что — нет. Это удаётся далеко не сразу, но со временем приходит практически всем, кто соприкосается с настоящим натуральным и качественным чаем. По внешним признакам чай не всегда легко отличить. Поэтому главный принцип: выпил — понял. Со временем хороший чай сильно утончает восприятие, а внимательное отношение к чаю развивает тонкое восприятие других аспектов собственной жизни. Вы становитесь более требовательными к качеству всего, что окружает вас, — начиная от еды и заканчивая кругом общения. То есть настоящий чай — это ключ к качественным переменам в жизни.

Источник: http://mоychay.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.