Чаепитие давних соседей. Башкирское чаепитие

Отрывок из книги Валентина Баюканского «Зачем мусульманину чай?»
Часть первая. Краткая история чая
Часть вторая. Чаепитие давних соседей. Башкирское чаепитие
Часть вторая. Чаепитие давних соседей. Татарское чаепитие
Часть третья. Чай на Кавказе
Часть четвертая. Пиала идет по кругу. Казахское чаепитие
Часть четвертая. Пиала идет по кругу. Киргизское чаепитие
Часть четвертая. Пиала идет по кругу. Таджикское чаепитие
Часть четвертая. Пиала идет по кругу. Туркменское чаепитие
Часть четвертая. Пиала идет по кругу. Узбекское чаепитие
Часть пятая. Иранское чаепитие

Свое путешествие мы начнем с рассказа о чайных традициях мусульманских народов, населяющих территорию России, а именно башкир и татар. Что их объединяет помимо принадлежности к одной конфессии? Во-первых, то, что с давних времен они проживают в одном регионе. Во-вторых, то, что они разговаривают на языках, относящихся к одной подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. У каждого из этих народов собственная история, и, тем не менее, многие их обычаи и традиции сходны между собой, ибо имеют общие корни. Это относится и к чаепитию. Теперь без самовара и чая трудно представить как башкирскую, так и татарскую кухню.
2013_11_13_03_001
Узнав о чайных пристрастиях башкир и татар, читатель может отдать предпочтение той или иной традиции, а может воспользоваться советами представителей обоих народов и с удовольствием почаевничать, чтобы потом продолжить наш путь.

КОЕ-ЧТО Я РАССКАЖУ
Как-то раз я оказался в представительстве Башкирии в Москве. Один из сотрудников этого заведения, узнав, что я собираю материалы к «чайной энциклопедии», пригласил к себе в кабинет и пообещал рассказать о башкирском чае. К сожалению, его повествование ограничилось лишь несколькими фразами о широком потреблении этого напитка на территории республики. Пожелав успехов в написании книги, он с чувством исполненного долга удалился. Расстроенный, я спустился в буфет, заказал чашку зеленого чая и стал размышлять, у кого еще можно узнать о башкирском чаепитии. Часто говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Справедливость данной поговорки вскоре подтвердилась.

Элегантная пара за соседним столиком сразу же привлекла мое внимание. Модно одетый мужчина моего возраста что-то увлеченно рассказывал своей симпатичной спутнице. Допив чай, я подсел к ним, извинился и, объяснив ситуацию, попросил сказать пару слов о башкирском чаепитии. Удивленно переглянувшись (как потом оказалось, это были жители Уфы), они неохотно пояснили, что предпочитают кофе, а чаем не увлекаются, поэтому их рассказ меня вряд ли заинтересует. Я разочарованно произнес:
– А мне говорили, что башкиры чай пьют по любому поводу, а ваша известная поэтесса Катиба Киньябулатова даже написала такие симпатичные строчки:

Блещет ложечка в руке,
Медлит мед на языке,
Я лимон кидаю в чай,
Ой, какой хороший чай!

После этих слов мой собеседник оживился и, улыбнувшись, сказал:

– Я хоть и не большой специалист по чаю, но кое-что вам все-таки расскажу.

И это «кое-что» оказалось на удивление интересным.

НАШЕ ЧАЕПИТИЕ ТРЕБУЕТ ПОЯСНЕНИЙ
– Бытует мнение, – со знанием дела начал мой собеседник, – что башкиры любят пить чай с густыми сливками, которые собирают с топленого молока, а также с медом и другими сладостями, например, с сухофруктами, орехами и с;к-с;к (чак-чаком). Но на самом деле так бывает не всегда. В деревнях пьют чай с мясом и с плотной едой. Некоторые сельчане говорят: «Мы ничего не едим, только чай пьем». Это значит, что в башкирских селах утром едят мясо, пьют чай и то же самое в обед и вечером. Вот такой башкирский чай. Без него никуда. Если приходят гости, вначале устраивается чаепитие, а уже потом – основное застолье. Пьют чай и на свадьбах. Когда жених отправляется за невестой, то несет с собой оладьи с медом. Его угощают чаем, а не водкой. А потом невеста, направляясь в дом жениха, несет свое угощение – собственноручно приготовленный с;к-с;к.

Что касается непосредственно чая, то башкиры больше предпочитают черный чай с душицей (матрушкой, м;тр;шк;). Я слышал, как по этому поводу англичане шутили: «Есть два народа, которые одинаково пьют чай: англичане и башкиры». Это не совсем так. Надо пояснить, что значит «пьем чай с душицей». В Башкортостане много лошадей и очень развито кумысоделие. Во время военной кампании, когда армия Наполеона находилась на российской территории, иностранные военные обратили внимание на кумыс. Но попытка распространения его в Европе не удалась, потому что в Башкирии, как и на Урале, произрастают травы и цветы в особом сочетании, которое нигде больше не повторяется. Пытались наших лошадей увезти во Францию и там получать кумыс, но ничего не вышло. А секрет очень простой: ковыль и другие травы, которые растут в южных районах Башкирии, дают определенный привкус кобыльему молоку. Однако самое удивительное, что кумыс по башкирской технологии производится в Шотландии. Я уверен, то же самое можно сказать и о чае. Когда мы говорим о матрушке, то имеем в виду чай, в который, помимо самой матрушки, добавляют еще зверобой, чабрец, листья бадана, смородины, вишни, клубники, земляники, другие растения и травы. В различных регионах Башкирии в чай кладут разные растения.

МЕД В ЧАЙ НЕ КЛАДЕМ
Ильдар (так звали моего нового знакомого), увидев, с каким неподдельным интересом я слушаю его, с удовольствием продолжил:

– Я уже говорил, что башкиры к чаю в качестве сладкого подают мед. Мы никогда не кладем мед в чай, как это делают русские. Ведь когда разогревают мед, то он теряет свои полезные свойства. Поэтому нужно держать его на холоде, в подполе. Температура меда должна быть чуть ниже окружающей среды. Тогда он хорошо сохраняется от сезона к сезону. Многие берут ложку меда и сразу съедают его, и это тоже неправильно. Нужно взять одну треть чайной ложки настоящего башкирского меда, размазать его по небу, ощутить вкус и только после этого запить чаем.

Кстати, башкирский мед – это общее название. Сколько видов цветов в природе, столько можно назвать и вкусовых оттенков у нашего меда. Недаром в основе «букета» сборного меда немало лекарственных растений: шиповник, душица, зверобой, пустырник, валериана, шалфей, одуванчик, подорожник и ромашка. Поэтому, когда мне предлагают башкирский мед, я сразу спрашиваю, из какого он района и с какого поля.

Есть у нас еще несколько лакомств, которые подают к чаю. Это ;;;м; (сюзьма) – свежий хорошо отжатый творог, смешанный с медом, а также корот – кисло-соленые сырки, полученные из кислого молока путем длительного кипячения и отжима образовавшейся массы. Корот употребляют свежим или слегка подсоленым. Раньше его нередко запасали на зиму, высушив на солнце и прокоптив на дыму.

Мой собеседник хотел что-то еще сказать, но заметил, как его спутница показала на часы. Ильдар развел руками, давая понять, что ему пора заканчивать беседу, и, поднимаясь из-за столика, все-таки добавил:

– Вы знаете, что лошади в свое время обеспечивали почти все потребности нашего народа. Они служили средством передвижения, а их мясо было главным продуктом питания. Из кобыльего молока делали кумыс, конская шкура шла на изготовление одежды и посуды. Любопытно, что во многих приличных европейских ресторанах и сегодня подают блюда, которые называются «тартары». Когда я был в Париже, меня несколько раз угощали таким блюдом. Правда, вместо конины там использовали говядину.
А появилось это блюдо давно, когда башкиры еще вели кочевой образ жизни. У воинов часто не было времени готовить пищу, поэтому они кидали мясо под седло, и оно таким образом разминалось. Наименование блюда и фарша пошло оттого, что все дикие нерусские народы, в том числе и башкир, называли тогда татарами. Поэтому и французы считают это блюдо татарским.
Я бы вам еще многое мог рассказать, но, к сожалению, должен идти…

ЧАЕПИТИЕ В ЧЕСТЬ… ПУПОВИНЫ
Есть что-то необычное в этом напитке, который методично завоевывает себе поклонников в различных уголках Земли. Появившись несколько тысячелетий назад в Китае, чай продолжает свое победоносное шествие по миру. Он органично вписался в культуру и быт тюркских народов, стал неотъемлемой частью их системы питания. Полюбился чай и башкирам, которые включили его в свой рацион и считают ритуальным продуктом. Знаток истории и этнографии башкирского народа Айгуль Рафкатовна Хабибуллина в своей статье «Традиционные трапезы в быту башкир» подробно рассказывает о ритуальной еде (в том числе и чае) во время специальных празднеств, которыми отмечали все наиболее важные моменты жизненного цикла человека. Это и «б;пес с;йе» – трапеза, посвященная рождению ребенка, и «кендек с;йе» – торжество в честь первого представления ребенка обществу, и «бишек туйы» – по случаю укладывания ребенка в колыбель, «т;п;й с;йе» – в честь первого шага ребенка, «исем туйы» – «праздник имени», «кыркынан сы;арыу» – «выведение из сорокадневья», «баланы атка мендере;» – первое сажание мальчика на лошадь, «с;нн;т туй» – обряд обрезания.

Первой трапезой, посвященной основным этапам жизни человека, считается «б;п;с с;йе» («чай в честь ребенка»). После окончания родов все присутствующие садились пить чай в честь этого события, отмечая появление нового человека. Здесь же, за чаем, одаривали повитуху подарком: платьем или платком. Во время трапезы женщины произносили слова благопожеланий: «Б;хетле булhын» – «Пусть будет счастливым», «Бала;ы; ;отло булhын, ата-ин;;ен; терк; булhын» – «Поздравляем вас с ребенком, пусть он будет опорой отцу-матери».

Вторым празднеством, связанным с обрядами послеродового цикла, является «б;пес туйы» («праздник в честь ребенка»). Для этого готовили обильное угощение и приглашали гостей, говоря: «Ул или Кы; туйлайбы;» – «Отмечаем рождение сына (дочери)».

На третий или седьмой день после рождения ребенка устраивали очередное торжество в честь первого представления его обществу. Называлось оно по-разному: «кендек с;йе» – «чай в честь пуповины», «еп с;йе» – «чай ниток», «б;пес ашы» – «чай в честь младенца» и т.д. Приглашались только женщины, чаще пожилые. Гости приносили угощения: масло, сметану, сладости и всевозможную выпечку. После трапезы им раздавали мотки ниток – «б;пес ебе», которые были обязательно белого цвета. Их обматывали 10, 33 или 40 раз вокруг колена и стопы младенца; полученные мотки раздавали присутствующим как символ долголетия ребенка.
Когда-то у башкир существовал еще один специальный праздник – укладывание ребенка в колыбель – «бишек туйы». Его клали в колыбель сразу же после рождения, а торжество устраивали позже, на третий, седьмой или сороковой день после его рождения. На «бишек туйы» приглашались только женщины и дети. Женщины несли с собой гостинцы. Повитуха укладывала ребенка, а затем под его колыбелью рассыпала на полу конфеты, которые собирали другие дети. Гости садились за стол и угощались. Позже «бишек туйы» стали приурочивать к другим праздникам: чаю в честь ребенка и обряду наречения именем – «исем туйы», который являлся центральным в цикле обрядов, связанных с рождением детей. Это торжество устраивалось также на третий, седьмой или сороковой день после рождения. На праздник наречения именем созывались родственники, соседи, приглашался мулла. По описанию представителя башкирского просвещения М. Баишева, когда собирались гости, хозяин обращался к ним со словами: «Любезные гости! Сегодня день моей радости: Богу угодно было сделать меня счастливым отцом. Я имею сына, и вот я пригласил вас, чтобы вместе порадоваться моею радостью и просить вашего благословения, дабы Господь дал новорожденному счастье, богатство и почести!»

Собравшиеся подтверждали слова хозяина, произнося: «Аминь». После этого мулла давал ребенку имя, определенное родителями. Ребенка укладывали на подушку головой к «кибле» перед священнослужителем. Мулла, прочитав «азан», трижды поочередно произносил в каждое ухо ребенка (сначала в правое, затем в левое): «Пусть твое имя будет таким-то».

По случаю такого торжества подавались мясные блюда, суп-лапша, каша, блины, баурсаки или другая выпечка, чай, мед, кумыс.

Сначала угощали мужчин, а после чтения муллой «азана» они расходились и в дом роженицы приглашались женщины. Эта часть торжества называлась «каша в честь ребенка» – «б;пес бутка;ы».

Следующее угощение, связанное с рождением ребенка, устраивалось на сороковой день его жизни, так как считалось, что именно в это время душа окончательно вселялась в ребенка, поэтому вокруг матери и дитя собирались злые силы, чтобы причинить им вред. Этот обряд называется «;ыркынан сы;арыу» – «выведение из сорокадневья». В этот день приглашались родственницы, соседки и сверстницы роженицы. Одна из женщин стригла младенцу волосы, ногти, зачерпывала из чашки воду ложечкой и поливала на голову 40 раз (40 ложечек воды) – «;от индереу». В чашку с водой обязательно опускали серебряные монеты, браслеты, перстни. По исполнении обряда женщины садились пить чай с баурсаком или блинами. Участницы трапезы должны были приносить с собой гостинцы. Исполнительницу обряда одаривали отрезом на платье.

Также отмечались угощениями и другие важные моменты в жизни ребенка. Например, в честь первого шага ребенка устраивали «т;п;й с;йе». Тот, кто увидел, как малыш пошел ножками, давал ему подарок, обычно платье. На торжество приглашались женщины, которые приносили с собой гостинцы и подарки (детскую одежду), произносили благопожелания ребенку.

Первый молочный зуб у ребенка должен был обнаружить кто-то из посторонних. Тот, кто находил первый зуб, дарил ребенку платье. По этому случаю собирали гостей и на это торжество готовили мясо.

В цикл обрядов, связанных с рождением ребенка, входили также принятый у мусульман обычай обрезания – «с;нн;т» и празднество в честь этого события – «с;нн;т туй». Этот обряд совершался в период с 5-6-месячного возраста до 7–10 лет. После окончания обряда присутствующих одаривали деньгами и угощали. Помимо мясных блюд готовили пресную выпечку. Родственники и соседи приходили с подарками, для них готовилось угощение. Детей не приглашали. Два дня мальчик проводит в постели. Никакого особого пищевого режима для него нет, единственное ограничение – нельзя пить до вечера.

Все эти трапезы считались ритуальными. Пищевые продукты во время таких угощений использовались с определенной магической целью.

ГРАЧИНАЯ КАША И КУКУШКИН ЧАЙ
Ислам стал проникать на территорию Башкортостана в X–XI веках благодаря миссионерам-проповедникам и торговым связям с мусульманским миром, а окончательно утвердился на этой земле – в XVI веке. Несмотря на это, в башкирской культуре по-прежнему оставались сильными элементы языческих верований. Сезонный календарь башкир-язычников делил год на два основных периода – весенне-летний и осенне-зимний, начало каждого из которых отмечалось праздниками. Новый год встречали весной. По приметам природы делались прогнозы, каким будет год в целом. И до недавних пор кое-где еще сохранялись отголоски тех древних обычаев и верований. В связи с этим интересны два башкирских женских праздника.

Ранней весной в каждом ауле устраивали празднество ;ар;атуй (Вороний или Грачиный праздник) в честь оживающей природы и культа предков. Праздник приходится на период с конца апреля до первых чисел июня. Возникновение обряда связано с культом птиц и изначально интерпретировалось как Воронья свадьба. Впоследствии, он стал символизировать встречу весны и получил название Грачиная свадьба. Грачи, первые прилетающие с юга, в представлениях башкир олицетворяли пробуждение (оживление) природы. Смысл праздника по случаю всеобщего пробуждения – обращение к силам природы с просьбой сделать год благополучным, плодородным, приобщиться к живительной силе природы – деревьев, цветов, трав, птиц. Участвовали в празднике только женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Угощали друг друга ритуальной кашей и чаем, водили хороводы, играли в мяч, соревновались в беге, веселились. В конце празднества несъеденную кашу оставляли на пнях и камнях со словами: «Пусть поедят и грачи, пусть год будет плодоносным, а жизнь благополучной». Кормя грачей и ворон кашей, женщины обращались к ним с просьбой даровать дождь, сберечь красоту земли, чистоту воды.

Кое-где, главным образом в западных районах, этот праздник известен как ;ар;а буткаhы (Грачиная или Воронья каша), по названию основного ритуального блюда. Его отмечали за день до следующего праздника hабантуй (сабантуй). Там, где отмечают ;ар;а буткаhы, празднество намного беднее, так как чаще всего сводится к увеселениям и играм подростков.

Зауральские и южные башкиры в конце мая ежегодно отмечали другой праздник – К;к;к с;йе (Кукушкин чай), посвященный приходу лета, начало которого приходилось на так называемый к;к;к айы (месяц кукушки). В это время женщины устраивали коллективное чаепитие на природе, исполняли песни, танцы, играли, гадали. На чаепитие собирались в определенном месте на берегу реки или на склоне горы, а иногда устраивали угощение на лужайке перед чьим-нибудь домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка этого дома, тем благополучнее сложится год для ее семьи.

На востоке Башкортостана (Учалинский район) этот же праздник известен как Йома с;йе (Чай в пятницу), в северных районах Башкортостана и в Пермской области его называют С;й эсе; (Чаепитие).

Существовала и другая версия празднества К;к;к с;йе, согласно которой солдатки и вдовы собирались вместе, чтобы обрести душевное успокоение. Известный фольклорист-музыковед Р.С. Сулейманов так пишет об этом: «Весной на лоне природы солдатки устраивали своеобразный пикник (обрядовый праздник). Там они обменивались впечатлениями. Пели песни, а иногда и куковали, подражая голосу кукушки. Излив на празднике все, что у них накипело в сердце, они получали душевное успокоение и поздно вечером возвращались домой».

******

Чуть позже я еще раз вернусь к Кукушкиному чаю, чтобы дать его подробное описание, взятое из письма одного из моих корреспондентов.
2016_02_17_02_004

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
Когда эта книга была уже написана, я получил из Уфы по электронной почте письмо с веселым «чайным» анекдотом, который до этого в несколько иной интерпретации слышал от одного из жителей Татарстана. Автор письма, Гузаль Рамазановна Ситдыкова, заканчивала свое короткое послание словами: «Вообще, у башкир это целый церемониал – пить чай. У нас есть обычаи, связанные с чаем, очень много интересных историй, анекдотов. Я бы рассказала, но некогда».

Гузаль Рамазановна в Башкирии человек известный. Она не только моя коллега – журналист, но еще известная писательница и заслуженный деятель культуры республики Башкортостан. То, что свободного времени у нее действительно не хватает, правда. С 2004 года Гузаль Ситдыкова возглавляет республиканское Общество башкирских женщин. К тому же она избиралась народным депутатом Республики Башкортостан двенадцатого созыва, депутатом Законодательной Палаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан первого, второго и третьего созывов.

Такая активная жизненная позиция всегда вызывает у меня уважение, и я написал ей, подробно рассказав о своем многолетнем чайном увлечении, и объяснил причину, по которой собираю со всего мусульманского мира информацию о чае. Ведь в книге есть раздел «Чаепитие давних соседей». Гузаль Рамазановна откликнулась незамедлительно: «Ваше письмо меня тронуло, и я с утра, в четыре часа, села за компьютер и написала все, что знаю по своей местности».

Потом от нее я получил еще несколько писем. Так завязалась переписка, которая ярко расцветила палитру чайных пристрастий башкир.

ТАК ПРИНЯТО ИСПОКОН ВЕКОВ
Чай мы любим и также охотно угощаем им гостей. У нашего народа даже есть такая легенда.

Объявил Бог, что в определенный день будет раздавать людям праздники. До башкир весть дошла с опозданием, поскольку до гор добраться нелегко. Пока они собирались в путь-дорогу, пока добирались до Бога, праздников-то и не осталось. Но видя, как опечалились башкиры из-за того, что им не достался праздник, Всевышний сжалился и сказал: «Хорошо, я к вам буду направлять гостей, и их появление в ваших домах вы должны считать праздником. Будете угощать их и принимать с всякими почестями».

Наверное, поэтому башкиры обязательно предложат чай любому пришедшему к ним в дом. Так принято испокон веков. Не угостить гостя чаем – значит нанести ему оскорбление или показать свою враждебность. Эта традиция гостеприимства сохранилась до сих пор даже среди городского населения.

Действительно, башкиры всегда выставят перед гостем свою лучшую еду, а если он останется ночевать, то уложат спать его на самом почетном месте. Раньше любое застолье или угощение начиналось с чаепития, а еду подавали только после этого. К чаю часто подавали сушеные фрукты (изюм, курагу, чернослив). Пили напиток помногу, не одну-две чашки, а как минимум три (это когда второпях). Обычно при этом хозяева уговаривали: «Да давай уж, выпей вторую чашку». И сколько бы чашек ни пил гость после второй, вот так и подшучивали.

Чай в жизни башкир занимал настолько важное место, что в свое время за этот напиток башкиры могли уступить даже свои земли. Вот что по этому поводу написал краевед В.А. Новиков: «Как истинные любители и ценители чаепития, они нередко отдавали несметное количество земли за осьмушку чая и сахара».

ЧАЙ НЕВЕСТКИ
У башкир есть обряд, называемый «чай невестки» – «килен с;йе». Я расскажу, как проводят этот обряд горные башкиры. Особенно красочно этот обряд проходит в сельской местности.

На «чай невестки» приглашают, когда «килен» («невестка») впервые оказывается в доме родителей мужа.

Сначала самая уважаемая родственница старшего поколения или младшие сестры молодожена показывают дорогу к роднику, к реке, где берут воду для питья. «Hыу юлы» – «показ дороги к воде» (так дословно с башкирского переводится этот обряд) сопровождается разными ритуалами. Старшая родственница, руки которой считаются легкими (то есть несущими удачу в дом) или свекровь с молитвами кладет на плечо невестке красивое коромысло, на которое вешают не менее красивые ведра. Затем с песнями, прибаутками они отправляются к источнику воды.

Раньше невестка, прежде чем наполнить ведра водой, бросала монетку в этот источник и исполняла обрядовую песню с пожеланиями счастья себе, своей семье и родне. Воду брали с молитвами и наполняли водой сосуды до краев.

Когда невестка возвращалась с источника, вся деревня следила за тем, как она несет коромысло: не выплескивается ли вода – и давала молодухе оценку: насколько она готова к семейной жизни. Если ей удавалось дойти до дома, не выплескивая при этом воду, то прочили счастливую, безбедную жизнь. Всем, кто сопровождал ее к источнику, невестка должна была раздать подарки.

После этого наставал момент приготовления «чая невестки». Чай предпочитали готовить в огромных самоварах, чтобы хватило всем гостям. Использовали обычно медный самовар, надраенный песком до золотого блеска (обычно эту работу также выполняла невестка). Воду в самовар наливали с молитвами.

На чай приглашали родственниц молодого мужа, женщин – друзей семьи. Невестка заваривала чай, используя пряные травы как добавку к заварке. Это были листья смородины, мяты, душицы, зверобоя, цветки липы и других растений.

Обычно башкиры пьют праздничный чай с густыми сливками, которые получают пропустив молоко через сепаратор. Поэтому чай делается очень сытным. И добавляют сливки не абы как, а сначала в чашку наливают сливки, затем заварку и только после этого доливают кипяток. Чай приобретает красивый цвет. Даже есть образное выражение – ;уян ;аны ке;ек, то есть густой, как заячья кровь.

Гости строго следят за бедной невесткой, которая теряется от такого проявления всеобщего внимания. Ох и строгие иногда попадаются судьи! (Знаем-знаем бабий суд!) Но невестку готовят к этому заранее. Как правило, с поставленной задачей она справляется на «отлично». Тем более что после первой чашки ей начинают помогать старшие родственницы.

К чаю невестка обычно печет блины. Они должны быть мягкими, румяными, тонкими, чтобы, образуя кружевной узор, просматривались насквозь. Башкиры блины не обмазывают маслом, а макают их в кипящее топленое масло. Затем складывают горкой на поднос или же подают прямо на горячей сковородке.

К чаю еще подаются к;м;с (лепешки), бауырhак, обязательно наш знаменитый башкирский мед. Очень ценится бортевой мед. Бортничество – старинное ремесло – сохранилось у горных башкир до сих пор. Лучшим медом считается липовый, который настолько ароматен, что кажется, будто ты находишься в липовом лесу, особенно если пьешь чай зимой!

Нужно отметить, что раньше башкиры начинали трапезу именно с чая. Подадут по чашке для утоления жажды, и только потом на столе появляется балеш (круглый пирог с гусятиной, курятиной, реже с другим мясом). Самым вкусным считалось дно б;леш, поскольку оно пропитывалось жиром, бульоном.

Подавались ;ызыл эремсек (красный творог) – творог особого приготовления, в который иногда добавляли молотую до состояния муки сушеную дикую вишню или вишню, черемуху, смородину, консервированные в свежем виде в масле сей; майы, муйыл майы, ;ара;ат майы. Готовили и сушеную черемуху, толченые плоды которой подавали с медом или с маслом.

Широко применяли талкан – блюдо из толченых зерен или муки грубого помола.

Горные башкиры использовали для приготовления блюд именно муку, поскольку хлебопашеством занимались ограниченно в силу неблагоприятных для этого природных условий. Муку (ржаную, овсяную или смесь) поджаривали до золотистого цвета, заливали топленым маслом до верха, добавив соль (кто-то и сахар), молотые орехи. Раньше иногда добавляли жареные семена конопли (наркомании не было, башкиры даже и не подозревали, что из конопли можно приготовить наркотик). Продукт хранился долго, поэтому его часто брали с собой охотники.

Обязателен на «чайной церемонии» и ;орот – сыр специального приготовления. Процесс создания сыра очень трудоемкий, поэтому сейчас сельская молодежь редко готовит такой деликатес. С ;оротом желудок легко переваривает любую жирную пищу, подобно фесталу, который сегодня часто употребляется с той же целью.

Об этом ценнейшем продукте сохранилось даже предание времен русско-французской войны 1812 года. Тогда в составе русских войск башкиры дошли до Парижа, и французы прозвали наших воинов, вооруженных луками, «северными амурами». Известно, что испокон веков башкиры любят конину и наваристые супы. По преданию, как-то раз Кутузов обходил войска перед одним важным сражением и оказался в стане башкир. Он похвалил их за отвагу и сказал Кахыму, командиру башкирского полка: «Башкирцы мои любезные – молодцы!» Когда однополчане спросили у командира, что же ему сказал Кутузов, то он, затрудняясь в русской речи, так передал слова главнокомандующего: «Любезники, любизар, маладис, маладис». И вот Кутузов увидел, что башкиры едят очень жирный суп. Тут он якобы забеспокоился относительно того, что желудки воинов не выдержат такого «издевательства» и назавтра солдаты окажутся небоеспособными. Однако его успокоили – сказали, что бульон едят с ;оротом, а значит, ничего страшного не случится. Военачальник и сам попробовал суп, а впоследствии очень хвалил это блюдо.

Так вот, ;орот подается на стол и в свежем, и сушеном виде (особенно зимой). Готовят его с солью, но отдельно могут подать и подслащенным (с сахаром, с медом). Бывает ;орот копченый, красный. Сушеный ;орот (в том случае, если усыхает до «каменного» состояния) замачивают и подают кусками или же растирают в порошок и делают его мягкой консистенции, добавляя сладости, масло.

Заканчивается угощенье чаепитием.

Гости приходят со своими подарками невестке, а затем рассматривают ее приданое.

ТРАПЕЗА, ПОСВЯЩЕННАЯ РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА
Эта «чайная церемония» проводится в честь новорожденного.
Обычно несколько женщин сговариваются о посещении роженицы и приходят с подарками, со всякими вкусностями в осчастливленный младенцем дом. Специального приглашения не ждут. Могут прийти и порознь. И каждую из них хозяйка должна угостить чаем. Гости обычно сами приносят готовые продукты. Это радует роженицу – и готовить не нужно, и в ее питании появляется разнообразие.

ПОСУДА ДЛЯ ЧАЕПИТИЯ
Чай башкиры пили из пиалы, называемой «каса», или же из блюдечка, в которое наливали чай из чашки. Чайная пара называется сыная; (буквально – «китайская посуда»). Молоко или сливки для чая наливали в деревянную посуду ту;та;, ну а в чайные чашки из «тустака» разливали деревянной ложкой. Греметь или звенеть посудой считалось неприличным. До сих пор в деревнях поэтому часто используют деревянные ложки (в основном расписные).

ПОЛЕЗНАЯ ВОДА
Для чая стараются использовать мягкую воду – он хорошо заваривается, да и вкус и аромат чая получаются лучше. К родникам с такой водой люди ходят, даже если для этого нужно преодолеть несколько километров. Сейчас, конечно, ездят. Возможно, именно благодаря такой воде башкиры редко страдали камнями в почках.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА
Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа К;к;к с;йе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце ХХ века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия. К;кук с;йе проводился в связи с прилетом кукушек.
Башкиры очень любят кукушку и отнюдь не согласны с басней дедушки Крылова, в которой тот неуважительно отзывается о ее голосе.

К прилету кукушки появлялись дикорастущие съедобные растения: борщевик, щавель, ускун (дикий чеснок), йыуа (дикий лук), медуница, барашки (дикая примула). К весне обычно скудели продуктовые запасы и начинался авитаминоз, поэтому люди с радостью отправлялись в поля и леса в поисках природных вкусностей. Но делали они это не просто так, а свой поход превращали в праздник.

Обычно в деревне была пожилая женщина, которая пользовалась всеобщим уважением. Ее называли а;ин;й, буквально – белая (чистая) бабушка. Именно она руководила всем «священнодейством». В лес брали казан, продукты (кто чем богат). Придя на место, пожилые женщины читали молитвы (удивительное переплетение ислама и язычества!) и с ритуальными песнями приступали к сбору съедобных растений.
Казан ставили на огонь. Затем с молитвами и благопожеланиями опускали в кипяток крупу (смесь круп), собранные борщевик, щавель. Заправляли суп диким луком или чесноком. Подавали его со сметаной или ;аты; (род ряженки). Заваривали травяной чай из молодых листьев дикой смородины и малины. Чаепитие заканчивалось молитвами, ритуальными песнями. Для детей организовывали соревнования в беге, прыжках, к;р;ш (борьба на поясах). Сочиняли частушки, плясали. Мальчики, сделав лук и стрелы, стреляли, соревнуясь в меткости.

В этот день гадали по кукованию священной птицы, пытаясь узнать, кто сколько проживет. А домой несли охапки даров природы, чтобы порадовать новой пищей я;ы аш (отцов и дедушек).

******

Кстати, собственные традиции башкиры стараются сохранить не только на территории своей республики, но и везде, где проживают.

Например, в Курганской области в селе Шарипово Альменевского района с 2004 года начали отмечать «Какук сайе» («Кукушкин чай») и другие старинные праздники: «Кар хэуые» («Талая вода»), «Каз омехе» («Гусиный пух») и «Карга туй» («Грачиная каша»).

Об уважении к традициям своего народа написал мне и молодой парень Даян Шакиров, проживающий за пределами Башкортостана.

Даян Шакиров, программист, с. Халитово, Кунашакский р-он Челябинская область, Россия

НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАПИТКИ: КУМЫС И ЧАЙ
Я башкир, хотя в моих жилах течет кровь уральских башкир и казанских татар. Меня интересует история моего народа, а любимые напитки – кумыс и чай – хорошо иллюстрируют быт башкир и татар, помогают лучше понять наши традиции.

Как известно, несколько веков назад башкиры вели полукочевой образ жизни – разводили лошадей и коров. Соответственно, в их кухне преобладали мясные и молочные продукты. Самым любимым напитком башкир был кумыс.

В прежние времена его готовили в кадках из липы или дуба. Процесс приготовления кумыса заключался в следующем: вначале готовили закваску – бродило, которую замешивали с кобыльим молоком и давали настояться. Бродилом для получения кумыса у башкир служит кислое коровье молоко. Иногда в качестве закваски использовали разваренное до консистенции каши пшено с постоявшим кобыльим молоком или пшено с солодом.

Кумыс с момента заквашивания подразделяют на слабый (одни сутки), средний (двое суток) и крепкий (трое суток). Когда слабый кумыс приготовлен, то следующим бродилом служит крепкий кумыс. Кстати, еще в прошлом веке было установлено, что микроорганизмы кумыса образуют зерна, которые можно промывать, высушивать и сохранять. Закваска из таких зерен наилучшая. Это чистые культуры бактерий.

Кумыс, приготовленный из непастеризованного кобыльего молока, считается натуральным кумысом. Такой однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами.

Еще у башкир есть не менее популярный, чем кумыс, напиток – это, конечно же, чай. Он играет важную роль в башкирской жизни, так как не только утоляет жажду, но и свидетельствует о проявлении уважения и гостеприимства, способен украсить разговор между собеседниками. Гостю, пришедшему в дом, обязательно предлагают чашечку чая.

Воду для чая раньше нагревали в самоварах, объем некоторых из них достигал пятидесяти литров.
Особенным уважением чай пользовался у женщин. Муглифа Бикбаева из деревни Сары-Кульмяк рассказала мне, как семьдесят лет назад проходили чаепития в их селении:

– Когда на торжественную трапезу по какому-нибудь поводу собирались родственники и соседи, женщины, соблюдая законы Шариата, сидели отдельной группой от мужчин. После завершения обеда, состоявшего в основном из мясных блюд, мужчины употребляли кумыс, а женщины пили только чай – кумыс им пить запрещалось, так как он содержал в себе спирт.

Часто деревенские жители заменяли чайную заварку различными травами и пили отвар, настоянный на листьях клубники, вишни, душицы.

Для приготовления такого чая подходили красные листочки клубники, а не зеленые, поэтому их собирали уже в середине лета. Зимой, когда приготовленная летом заварка из клубники заканчивалась, жители села заваривали растертую и высушенную морковку или кожуру высушенной картошки и пили этот отвар.
Раньше башкиры выпивали не одну-две чашки чая, а гораздо больше. Если собиралось несколько человек, то ставился большой самовар. За чаепитием проводили много часов. Каждому гостю выдавалось чистое полотенце, чтобы он мог вытирать пот во время посиделок за чаем.

Деревня, в которой я жила, была очень бедна. Кто не в состоянии был содержать табун лошадей, покупал чай, чтобы заменить им кумыс. Поэтому считали, что чай – напиток для бедных. Однако в голодное послевоенное время было трудно купить и чай.

Помню, как мать и еще несколько человек собирали деньги по копейке, дабы купить одну плитку прессованного чая. После того как привозили эту долгожданную пачку, ее поровну делили на куски тонкой ниткой. Каждому – небольшую часть».
2016_02_17_02_002
О НАШИХ ПРАЗДНИКАХ
Каждый народ имеет свои обычаи и праздники, наглядно характеризующие их уклад жизни. Есть такие праздники и у башкир.

Народное собрание башкир – йыйын. С древних времен здесь решались вопросы войны и мира, уточнялись границы родоплеменных территорий, улаживались споры. К XVIII веку йыйын превратился в праздник, проводившийся в определенное время года.

На йыйын приглашались жители из дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из соседнего рода.

Еще один праздник – набантуй (сабантуй) – в древности отмечали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Большое внимание на празднике уделялось военно-спортивным играм, которые позволяли выявить молодых батыров, защитников рода, племени и всего народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почетные места. Батыры прежних cабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получали за победу на прошлогодних состязаниях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так велся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На cабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились – каждый согласно своему возрасту.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочевки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или Воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению весны. В нем участвовали только женщины и дети (мальчики до двенадцати лет). Женщины кормили птиц, обвешивали еще голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Немалое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Иске я;а ел. В этот день девушки загадывали на жениха. Записывались приметы: если в новогодний вечер много звезд на небе, то хороши будут ягоды и домашняя птица (гуси, утки, индюки, куры).
;ар hыуына «За талой водой» – отмечался в марте, апреле. Накануне красной ленточкой обозначалось место, откуда можно было брать воду или снег. В празднике принимали участие все: джигиты притаптывали тропинку, а девушки с коромыслами ходили за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода была очень полезна: ею растирались до пояса и мыли лицо, так как верили, что она снимает колдовские чары и улучшает здоровье. В этот день танцевали, пили чай, ели блины.

К;к;к с;йе «Кукушкин чай» – башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен на юге Башкортостана и в Зауралье. «Кукушкин чай» представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями.

«Праздник щавеля». Этот праздник проводится весной, когда природа дарит первую пищу – щавель. У человека тоже есть такое время, когда появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, когда он впервые садится верхом на лошадь – все это принимается как праздник. Так и у весны есть первые плоды, первая зелень, дождь, гром, радуга, которые закреплены обычаем. Поэтому когда весной впервые пробуешь дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку – выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Суп из дикого лука и дикой редьки также посвящен благодарению природы. Поешь первую зелень весны – не заболеешь. «Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней» – говорили предки.

Народ ценил лекарственную пользу трав, ягод, плодов деревьев, которые дает матушка-земля, природа. Крапива – от сердечной боли, девясил – от желудка, кора березы – от боли в суставах.

С X века среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. Наиболее значимый для башкир-мусульман праздник – Курбан-Байрам. Все торжества, имеющие отношение к исламу, отмечаются по мусульманскому лунному календарю. Праздник Курбан-Байрам начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку. Праздник Курбан-Байрам учрежден в воспоминание о попытке принесения Авраамом своего сына в жертву Богу и празднуется четыре дня. Начало праздника определяется появлением новой Луны. Ранее за появлением Луны следили различными способами: в одних местах смотрели на воду (в пруд, озеро, реку), в других спускались в глубокий колодец или яму и оттуда высматривали луну. Человек, который первым приходил к мулле с заявлением, что ему удалось увидеть серп молодой Луны, получал награду. В первый день праздника приглашаются в гости только близкие родственники и соседи, а затем уже начинается хождение по гостям, сначала по приглашению, а потом заходят запросто к кому вздумается. Сам хозяин не ест вместе с гостями, а находится все время на ногах, переходя от одного гостя к другому, пока не будет приглашен ими принять участие в трапезе. В этот день мусульмане готовят традиционные национальные блюда, друзьям и родственникам преподносят подарки, причем они не должны быть дорогими. В каждом доме царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший туда, не выйдет, не отведав праздничного угощения.

Так зачем все-таки нужны нам эти праздники?
Соблюдение традиций – дело важное для любого народа. Недаром один философ сказал: «Ошибается тот человек, который уверен, что сможет прожить без общества, и ошибаются вдвойне те, кто думают, что общество не сможет прожить без него».

А лично для меня праздники – хороший повод лишний раз встретиться с родственниками и друзьями, уделить им внимание. Не забывайте о своих друзьях и ближайших родственниках, которые будут поддерживать вас всегда и готовы принять вас такими, какие вы есть, ведь, как гласит старая пословица, главное – не подарок, а внимание.

******

Хотя эту статью Даян разместил на одном из Иинтернет-сайтов, он, тем не менее, попросил меня опубликовать ее и в книге: «Валентин Анатольевич, вы делаете полезное дело, – аргументировал свою просьбу Даян, – приглашаете на виртуальное чаепитие представителей разных народов, которые в дружеской беседе знакомят друг друга со своими традициями и обычаями. Надеюсь, что и моя статья тоже поспособствует этому доброму начинанию и поможет обратить внимание читателей на историю башкирского народа».

Думаю, что с этим трудно не согласиться.

******

Автор следующего чайного повествования – башкирский журналист Садит Галиуллович Латыпов. Его статьи об истории родного края, об особенностях быта жителей национальных селений всегда вызывают неподдельный интерес земляков. Приятно, что коллега в своем творчестве уделил внимание и традициям башкирского чаепития, напоминая, как важно сохранять то, что создано и принято нашими отцами и дедами.

ДУШЕ ОТРАДА, СЕРДЦУ ДАР – ПОЮЩИЙ В ДОМЕ САМОВАР
Как-то на одном из уфимских рынков встретил я своего земляка, пенсионера, приехавшего в поисках «кое-какого товара». Пожали друг другу руки, разговорились. Устал, говорит ветеран, от людской суеты и хождения по торговым рядам, чая бы где попить. Пойдем, мол, поищем, где можно посидеть, поговорить. Знаете, обошли мы с ним весь рынок, а вот желанного напитка так и не нашли. Пива, газировки, соков разных – пожалуйста, в любом количестве. А чая – нет!

Эти бесплодные хождения по рынку я не раз вспоминал и в летнюю жару, и в зимнюю стужу, оказываясь по долгу своей журналистской работы на автовокзалах, в столовых, кафе. В большинстве случаев жаждущему от зноя или озябшему от холода могут предложить разве лишь водку, пиво, в лучшем случае – соки или кофе. О подавальщицах чая в таких местах и говорить не приходится. И это характерная примета времени: в городах, поселках и райцентрах расплодилось огромное количество рюмочных, пивных баров, а вот заведение с вывеской «чайная» или «чайхана» днем с огнем не сыскать. Почему?

ЧАЙ НЕ ПЬЕШЬ – КАКАЯ СИЛА?
Помнится, в свое время Зулейху Газизову ценили в Ермекеевской типографии, где она работала наборщицей, не только за виртуозность и старательность. Вдобавок ко всему она была еще и непревзойденной мастерицей в кулинарном деле. Ей лучше всех удавались национальные блюда. И приготовленный ею чай обладал особым вкусом и ароматом. Коллеги по работе нередко выпытывали у Зулейхи Мавлиевны: подскажи, мол, секрет, как ты его завариваешь? Она отшучивалась – сыпьте в чайник побольше заварки! Недавно нам посчастливилось снова испить чаю, приготовленного этой замечательной хозяйкой, в компании с ее соседкой Фаридой Фасхутдиновой, главой Ермекеевского сельсовета Альфией Ганеевой, сыном и снохой Газизовых — Ильдусом и Ольгой, заглянувшими по обыкновению к своим родителям на вечерний огонек. Хозяин дома, знатный свекловод Ермекеевского района, ныне ветеран труда Варис Харисович в ту пору подкреплял свое здоровье в столичном санатории.

На наш вопрос, почему чай нынче не в почете, каждый сидящий за столом отозвался по-своему. Но в их размышлениях я нашел ответы на многие свои вопросы. А едины были мы в одном: хозяевам буфетов, кафе, столовых работа с чаем не сулит большой выгоды. Но причины исчезновения этого напитка, полезного для здоровья и прекрасно утоляющего жажду, не только в его сравнительно малой коммерческой выгоде. Обидно, что из-за новых предпочтений, моды на различные прохладительные напитки, насыщенные консервантами, ароматизаторами и прочей химией, уходят в прошлое и наши национальные чайные традиции.

Альфия Ганеева: «Из истории знаем: в прежние времена деловые люди для решения важных вопросов собирались за самоваром. Вспомните бытовавшие в прошлом в России чайные вечера, званые чаи. Они располагали людей к приятному, раскованному общению, интересным беседам, отдыху. Собираясь на подобные вечера, гости не должны были рассчитывать на слишком обильный стол, тем более на спиртное! Теперь же предпочтение для ведения деловых разговоров отдается ресторану, бане, сауне, при этом алкогольные напитки обязательны. Да и в быту как-то утвердилось само собой: пришел гость – доставай рюмки. Кажется, что без спиртного и стол пуст».

Зулейха Газизова: «Вместе с добрыми чайными традициями исчезли из продажи и жаровые самовары, работающие, как известно, на древесном угле, сухих чурках, щепках или сосновых шишках, которые были для них лучшим топливом. Сейчас из молодых хозяек мало кто знает, что такой – настоящий самовар является еще и смягчителем воды, накипь от нее оседает не только на дне, но и на стенках трубы и корпуса. Потому и чай из него вкусен. А электрические самовары я считаю лжесамоварами. Это, по сути, электрочайники, которые просто кипятят воду, не оказывая на нее благотворного влияния.
И дело не только в этом. Вы знаете, какие у самовара песни! Он обладает способностью издавать звуки, отражающие состояние кипящей воды: вначале поет, затем предупреждающе шумит, в завершение начинает «серчать» – бурлить.

Ильдус Газизов: «Благо еще не перевелись семьи, где сохранились добрые чайные традиции. Как, например, у наших родителей. Мы с Ольгой у себя дома тоже стараемся придерживаться старых правил. Особенно близки и желанны для нас посиделки за вечерним самоваром. В такой обстановке как-то оптимистичнее воспринимаются реалии дня, легче решаются семейно-бытовые вопросы».

Фарида Фасхутдинова: «Мой дом – рядышком, по соседству. То, как жили и живут Газизовы, – пример для многих. За умением Зулейхи приготовить и подать чай стоят культура быта в семье, честные отношения между супругами и детьми. В этом доме никогда не было скандала, пьяных компаний, разухабистых песен. Еще скажу: наша Зулейха – добрая советчица. К ней за советом ходит весь наш курмыш. Не зря тут прозвали ее «шарлыкским президентом».

Зулейха Газизова: «Насчет «президента» Фарида, конечно, пошутила. А так вся наша улица – как одна семья, живем дружно, помогая друг другу. И чайные традиции сохранились почти в каждой семье. Кстати, чаепитие – это ведь не только форма застолья или дань традиции, а и оздоровительная процедура. Правда, многое тут зависит еще от того, как, в чем, с чем и… в каком настроении напиток завариваешь. Словом, в приготовлении и подаче чая на стол у каждой хозяйки есть свои особенности и секреты. Моя, если можно так сказать, метода – от бабушки и мамы. Как бы там ни было, я убеждена, что среди множества различных напитков – прохладительных, питательных, целебных – с чаем не сравнится ни один. Его пьют люди всех возрастов, при всех диетах».

Альфия Ганеева: «Такие семьи, как Газизовы, – это зеленые островки, сохраняющие добрые традиции, на которых держатся нравственность, культура народа, воспитывается молодежь. Как сделать так, чтобы этих островков было больше и их благотворное влияние на людей стало сильнее? Поиск ответов на эти вопросы привел нас (я имею в виду администрацию муниципального образования) к новым инициативам. Скажем, на райцентровском рынке открыта чайная комната. В заведениях общественного питания стали проводить чайные дни и праздники…»

ПРИГЛАШАЮТ «МИЛЯШ» И «АЙГУЛЬ»
Под такими лирическими названиями в селе Ермекеево работают два кафе. В «Миляше» с успехом проходят дни мордовской, удмуртской, в «Айгули» – башкирской и татарской кухни. На каждом празднике почетное место на столе занимает Его Величество Самовар. (А ведь действительно, этот некогда неотъемлемый атрибут российского быта был в почете и уважении у всех народов, населяющих нашу республику, – у башкир, татар, чувашей, мордвы, удмуртов, украинцев…). Нынче здесь разработали целую программу по возрождению чайных традиций в районе.

Рассказывает хозяйка кафе «Миляш» Тамара Чукаева: «Недавно мы провели праздник чая. Участвовали в нем опытные и молодые домохозяйки нашего села. Конечно, не обошлось без музыки, песен. Но главный акцент на этих посиделках был сделан все-таки на то, чтобы познакомить женщин с историей чая, чайных традиций и самовара, с основными правилами приготовления напитка. Затем участницы праздника послушали советы специалиста, поделились опытом. Все они пришли в кафе со своими кулинарными изделиями, так что победителя конкурса было из кого выбирать.

Подобные праздники постараемся сделать постоянными, и у каждого из них будет своя конкретная тематика. Это не только кулинария, вязание или шитье, но и воспитание детей, взаимоотношения между родственниками, соседями. Исходя из этого будет определяться и состав участников посиделок».
Заведующая кафе «Айгуль» Гузель Тухватуллина: «Подача чая у нас становится обязательным пунктом программы таких массовых мероприятий, как спортивные соревнования, народные гулянья, торговые ярмарки и т. д. На райцентровском рынке в базарные дни работает чайная комната. С началом летнего сезона на территорию рынка выйдут подавальщицы чая. По примеру своих коллег из «Миляша» готовимся проводить чайные дни и праздники. Но к этому начинанию у нас свой подход – будем работать с выездом в отдельные жилые микрорайоны или в организации, на предприятия».
2016_02_17_02_003
Ахмат Лутфуллин. Чаепитие, 1979г.

ЧАЙ В ПЕСНЯХ И СТИХАХ

РАСПЛАТИЛИСЬ ЛЕСОМ ЗА ЧАЙ
Не обошли стороной чай и башкирские народные певцы. Есть две песни (радостная и печальная), к созданию которых чудесный напиток имеет отношение. Остановимся на одной из них – «Шарлы урман», что в переводе означает «Дремучий лес».

У башкирских народных певцов есть интересная традиция: перед исполнением песни они рассказывают историю ее возникновения. Вот легенда, которая предваряет эту песню:

«С давних времен на реке Кайкимбирде башкирам рода яик-сыбы принадлежал лес под названием Шарлы урман. Но эти земли, говорят, облюбовал боярин Деев и построил на этих землях дворец. Постепенно он начал собирать подложные документы, чтобы полностью и навсегда завладеть Шарлы урманом. Башкиры яик-сыбинцы, узнав об этом, обратились, говорят, к царю с жалобой, который принял ее, и Деев отступил. Прошло несколько лет. Боярин, собрав башкир из окрестных деревень, устроил большой сабантуй. Всех женщин одаривал осьмушками чаю, а мужчин угощал водкой и собирал их подписи под какими-то бумагами. Башкиры наивно думали, что расписываются за полученные чай и водку, а это были бумаги о продаже боярину Дееву заветного леса Шарлы урмана».

Так башкиры яик-сыбинцы лишились за бесценок своих исконных земель. Об этом и поется в песне:

В Шарлы урмане, ой, хорош дубняк,
Шумит листвой, качается, гудит.
Коль облюбуют пчелы тот дубняк,
Пчелиный мед тогда нас усладит.

Шарлы урман! Красивей леса нет!
Кайкым-река! Где есть вкусней вода?
Шарлы урман теперь для нас чужой,
Не усладит нас медом никогда…

Шарлы урман, осиновый колок,
Под каждою осинкою – чеснок.
Не потеряли б мы Шарлы урман –
Яик-сыбы единым быть не смог.

Чай упоминается и в плясовых песнях. В одной из песен башкир Абзелиловского района есть такие строки:

Чистишь самовар,
Чистишь самовар.
Если любовь твоя ложная,
Я пожелтею.

Белый самовар кипит,
Легко поворачивается.
Легко вместе жить,
Тяжело расставаться

ЛЕНИВАЯ СНОХА

Умение молодой снохи (невестки) хорошо угощать чаем родителей мужа и пришедших в дом гостей многими тюркскими народами воспринимается как ее достоинство. Если же сноха ленива и не стремится показать себя с лучшей стороны, то ее поведение вызывает справедливые нарекания домашних и старших.
Отношение к нерадивым молодым хозяйкам башкирская поэтесса Людмила Малютина ярко выразила в таких строках:

Дивен наш край чудесами:
Реки, утесы, холмы.
Башкир наделил именами,
Что смысла большого полны.

Вот камень застыл одиноко
У склона лесистой горы,
Над речкою быстрой глубокой –
Загадка седой старины.

На что он похож, одинокий
И даже понурый на вид?
Вглядевшись с улыбкой, не строго:
– На девушку, – скажет джигит.

– С ведерком, – старушка добавит.
– Сноха, – усмехнется старик.
И вот уже, словно живая,
Пред нами невестка стоит.

Строптива была и ленива.
На просьбу свекрови седой
Буркнет и прочь горделиво
С поднятой пойдет головой.

Уйдет за водой – не дождешься,
Хоть следом за нею беги.
– До ночи чайку не напьешься, –
Ворчали тогда старики.

Однажды свекровь не стерпела,
Невестку прождав с родника:
– Да чтоб ты окаменела! –
Сказала старушка в сердцах.

И надо ж такому случиться:
Ее пожеланье сбылось!
И рада б сноха не лениться,
Да камнем одеться пришлось.

Стоит с той поры в назиданье
Ленивицам здешним она,
И местное то изваянье
Так и прозвали: сноха.

ЧАСТУШКИ-ПРИПЕВКИ ВО ВРЕМЯ ДРУЖЕСКОГО ЧАЕПИТИЯ

Вкусный, сладкий чай мы пьем,
Как ароматное вино,
Тихонько подпевая,
В душе трепетно, тепло.

Эту припевку, как правило, поет тот человек, который разливает чай из самовара.

Грузинский чай – он очень вкусный,
С добавкой травки мятной,
Пью и пью, я не напьюся.
Он сердцу, как лекарство.

На десерт башкиры чаще всего подают крепкий чай с молоком или сливками, а к нему сладости: мед, с;к-с;к, бауырhак (пончики), ураму (спиральный хворост-розочки), ;ош теле (хворост). Из прохладительных напитков также наиболее популярны боол, айран и черносмородиновый (;ара;ат).

Алhыу с;й (розовый чай по-башкирски)

Положить в заварной чайник чуть больше, чем обычно, хорошего чая, залить кипятком, дать настояться, чтобы цвет был густой (очень крепкий чай, но не чифир), а затем забелить сливками чуть-чуть (можно и молоком, но лучше сливками), чтобы цвет чая стал розовато-коричневым, вот вам и розовый! В деревне все проще – кипяток из самовара, вместо сливок – деревенское молоко. На сенокосе чай особенно вкусен, когда к нему добавляют свежую матрушку, зверобой, родниковую воду, а забеливают свежими сливками – просто чудо как вкусно!

2016_02_17_02_001
Продолжение здесь

Валентин Баюканский. «Зачем мусульманину чай?»
Отрывок из книги


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.