Чай Туркмении : эликсир бессмертия

В раннем средневековье чай появляется и в Средней Азии, куда его по Великому Шелковому пути доставляли китайские купцы вместе с шелком, порохом, фарфором и др. товарами. Известный хорасанский автор средневековья Мухаммед Ауфи в книге «Собрание рассказов и сияние преданий» приводит легенду, согласно которой могучий волшебник Ахтай, восседающий на вершине горы Хара, подарил старому правителю Хусейну сухие листья чая, дабы сыновья его перестали враждовать между собой. «Заваришь его (чай. — О. Г.), — молвил Ахтай, — напоишь сыновей, и воцарится мир в твоем доме, погибнут враги твои».
2013_10_02_09_002

О том, что в средние века чаепитие широко распространилось в Туркменистане и других странах Средней Азии, говорит, хотя бы, находка, напоминающая по форме современный чайник.

Этот чайник имеет шарообразную форму (высота — 155 мм , вес — 1535 г , диаметр тулова — 146 мм ) и изготовлен из цельнопиленого куска тальковой породы среднеазиатского происхождения. Дело в том, что тальковый камень, легко поддающийся обработке, обладает жаростойкими свойствами и из него вырезали даже котлы, ковши, украшения, светильники и т.д.

Обнаруженный сосуд, украшенный орнаментом с растительными, зооморфными и ковровыми мотивами, является пока единственной подобного рода находкой. Чайник был найден в мавзолее Султан Вейис-баба (Каракалпакстан) и датируется XII — началом XIII вв., т.е. тем временем, когда почти вся территория Средней Азии входила в состав Куняургенчского госудаpства туркмен.

Чай, особенно зеленый, является отличным терморегулятором тела. Не случайно туркмены потребляют его в большом количестве. Вот что по этому поводу говорит немецкий этнограф Рихард Карутц, побывавший в первом десятилетии XX в. у туркмен и казахов Мангышлака. С удивлением отмечая невероятное по количеству потребление местными жителями чая (а именно, от семи до десяти стаканов утром, днем и вечером), он пишет: «…Ссылка на полезность чая являлась таким извинительным мотивом.

В последнем сомневаться действительно не приходилось, и люди были правы, когда говорили: «Сегодня нужно выпить побольше чаю, очень жарко»; люди там знают, что в жару полезна транспирация, и что это умеряет жажду; они сознательно выпивают такие количества этого привозного продукта, как в старину они выпивали с той же целью такие же количества горячей воды с распущенным в ней салом. На мне чай отзывался всегда отлично, и мне не удавалось лучше утолить жажду, как выпив несколько стаканов чаю, и я нахожу, что холодная вода, молоко или пиво никогда не утоляют вполне жажды и не разливают по всему телу такого интенсивного приятного ощущения, как горячий чай. Я снова испытал это на Мангышлаке, где при температурах до 40 и 50 градусов кожа была постоянно покрыта испариной, и чем больше пота выгонялось чаем, тем меньше ощущалась жара. Следовало бы и для наших войск взвесить всю важность потребления чая во времена летних маневров и в походах».

2013_10_02_09_001Интересно, что если у большинства туркмен предпочтение отдается зеленому чаю, то на западе нашей страны больше пили «черный чай с молоком», т.е. добавляли в свежее верблюжье молоко черный чай. А вот у сарыков Марыйского велаята было принято готовить из молока верблюдицы первого удоя своеобразный напиток — «шир чай». В молоко добавляли по вкусу зеленый чай и немного курдючного сала и раздавали соседям.

Туркмены всегда были большими любителями зеленого чая. В конце XIX — начале XX вв. Ашхабад являлся важным торговым центром, откуда из Бухары, Хивы и Персии переправлялись товары в Россию, в том числе большие партии зеленого чая .

Русский исследователь Е.Марков, совершивший в конце XIX в. поездку в Туркменистан, писал: «Базары — это обычный всенародный клуб восточного человека, где он видится со всеми, с кем ему нужно и не нужно, где он узнает все новости дня, от политических событий далеких царств до последней сплетни какой-нибудь степной кибитки. Без базаров жизнь была бы не в жизнь… Оттого кухоньки, чайные лавки, продажи сластей — тут на каждом шагу, прямо на открытом воздухе, под сенью разбитых шатров, под тенью дерева, но всегда, однако, на коврике, на войлочке или на деревянных низеньких подмостках, вроде широчайших кроватей на коротеньких ножках.

Целыми десятками усаживаются рядком в тени от солнышка полосатые халаты и не спеша потягивают из больших фарфоровых чашек без блюдцев, величиною с наши обыкновенные полоскательные чашки, неизобразительно жидкий, но вместе с тем и неизбежно дешевый зеленый чай , который в громадных количествах привозится для туземного потребления персиянами из Индии…

Чай сделался до того необходимым ежедневным напитком степного азиатца, что и туркмен, и сарт, и киргиз, и калмык — в дороге носят на поясе в числе важнейших путевых принадлежностей кожаный круглый футляр с чайною чашкой, одинаково удобною для воды и для чая . Лавочки-палатки мервского базара наполнены этими грубо разукрашенными футлярами из красной бараньей кожи грошовой цены. Нет ни одного глухого аула в Туркмении , ни одного мелкого кишлака в Бухаре или Кокане, где бы не было у проезжей дороги хотя какого-нибудь злосчастного чайхане, чайной лавочки. Мечети бывают нередко пусты, но никогда вы не встретите в Азии чайхане, где бы в каждую минуту дня, с утра до глубокой ночи, — какой-нибудь правоверный мусульманин не утешался бесконечно долгим питьем своего зеленого чая .

Наше русское чаепитие, считающееся чуть не прирожденным национальным свойством истинно русского человека, безо всякого сомнения, проникло к нам уже через посредство азиатского кочевника, как и многое другое в нашем домашнем быту, а от нас заразило мало-по-малу и всю Европу».

Да, туркмены и на фронтах 1-й и 2-й мировых войн не обходились без зеленого чая. Например, всадники Текинского конного полка, участвовавшие в 1914-1917 гг. в 1-й мировой войне, постоянно получали с родины посылки с зеленым чаем. Вот одно из писем с фронта за февраль 1916 г . на адрес Дамского комитета в Асхабаде: «Туркменский конный полк приносит комитету глубокую благодарность за щедрые подарки, доставленные полку… Подарки состояли из двух пудов (1 пуд — 16 кг . — О.Г.) двадцати пяти фунтов зеленого чая и двух пудов сахарных леденцов местного изготовления».
А джигит этого полка Хыдыргулы Юсуп-оглы восторженно отметил это событие в стихах: «Нам с Родины чай и набат прислали; бодры и живы туркмены…»

«Пей чай — удовольствие получай!» — гласит туркменская пословица. Лучших слов и не придумаешь. Но я бы к этому еще добавил: «И здоровье получай!»

Газета Нейтральный Туркменистан.
Овез Гундогдыев

Дата: 10.05.2004


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.